«Торпедоносцы»: авиация Северного флота на экране
Во время войны морские силы СССР были не только объектами для атак, но и сами атаковали беспощадно.
Постер к фильму «Торпедоносцы».
В 1983 году киностудия «Ленфильм» выпустила художественный фильм «Торпедоносцы». Режиссером выступил Семен Аранович (1934 – 1996 гг.), для которого тема морской авиации была близкой, ведь до того, как стать режиссером, он служил в Заполярье штурманом транспортной авиации Северного флота.
В основу сценария фильма легли военные рассказы Юрия Германа (1910 – 1967 гг.), который во время Великой Отечественной войны служил в отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота. Вместе с ним в это время находился его сын, будущий великий режиссер Алексей Герман (1938 – 2013 гг.).
Позднее Светлана Кармалита (1940 – 2017 гг.) – жена Алексея Германа – адаптировала (при участии мужа) военные рассказы свёкра и написала сценарий фильма «Торпедоносцы». Этот сценарий Герман и Кармалита принесли своему коллеге и приятелю Арановичу, чтобы уточнить у него, как у бывшего морского летчика, некоторые моменты. Арановичу сценарий понравился, и он выпросил у Германа право его экранизировать.
Окошкин (актер Жарков сыграет позднее Черепца) и Лапшин (актер Болтнев сыграет позднее Гаврилова). Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин».
Вообще вклад Германа в фильм «Торпедоносцы» огромен: помимо сценарной работы (и, вероятно, консультаций в процессе съемки), благодаря Алексею Юрьевичу в картине появился ряд исполнителей главных ролей. Дело в том, что в начале 1980- х годов Герман снимал свой шедевр «Мой друг Иван Лапшин», в основу сценария которого также были положены произведения его отца. На роли в фильме были приглашены Андрей Болтнев (Иван Лапшин), Алексей Жарков (Василий Окошкин), Александр Филипенко (Занадворов), Юрий Кузнецов (начальник отдела милиции). Все они (еще и сценарист «Лапшина» Эдуард Володарский) сыграли и в фильме Арановича. Более того, они как будто перенесли туда и «свои характеры»: мрачный, но волевой Лапшин стал гвардии инженер-капитаном Гавриловым, веселый и любвеобильный Окошкин стал стрелком Черепцом и т.д.
Гвардии инженер-капитан Гаврилов на построении. Кадр из фильма «Торпедоносцы».
Если смотреть «Мой друг Иван Лапшин» (он снимался раньше, но на экраны вышел только в 1984 году) и «Торпедоносцев» подряд, то может сложиться впечатление, что милиционеры из 30-х годов, победив преступность и закончив специальные курсы, стали летчиками (или их призвали во время войны). Все дело в особенностях съемки, в бытовых деталях, к которым бережно относились и Герман, и Аранович, в той смеси элементов мирной жизни (показ театральных представлений, любовные переживания и пр.) и постоянно присутствующей смерти (от рук бандитов или немецких зенитчиков), свойственной обоим фильмам.
«Мирный» быт военного времени. Кадр из фильма «Торпедоносцы».
В самом начале картины «Торпедоносцы» нам показывают «мирный» быт военного гарнизона 1944 года: штурман Веселаго пристает к своей жене, но она отговаривается тем, что за ними наблюдает малыш, они общаются со своими соседями Плотниковыми, готовясь вместе праздновать день рождение Шуры Веселаго (Вера Глаголева). Но война решает по-другому: на построении экипаж Плотников/Веселаго и еще два экипажа Фоменко (Юрий Кузнецов) и Дмитриенко (Станислав Садальский) получают задание атаковать немецкий морской конвой. На базу вернется только самолет Дмитриенко.
Потери торпедоносцев во время войны действительно были чудовищными. Все дело в тактике: для поражающего выпуска торпеды по кораблю противника самолет при заходе на цель должен был лететь достаточно низко и при этом не менять курс, что делало его легкой мишенью для корабельной артиллерии. Примерно две трети летчиков-торпедоносцев во время войны погибло или попало в плен.
Летчики на перекуре. Кадр из фильма «Торпедоносцы».
В день гибели экипажей Плотникова и Фоменко в гарнизон для дальнейшего прохождения службы возвращается из госпиталя гвардии старший лейтенант Александр Белобров (Родион Нахапетов). Он узнает, что его возлюбленная Настя вышла замуж за его коллегу Плотникова, и лично сообщает ей о трагедии.
Далее следует ряд комичных зарисовок из гарнизонной жизни: гвардии сержант Черепец пытается ухаживать за Марусей, которая работает в столовой. Она дает ему от ворот поворот, гвардии сержант напивается и попадает на гауптвахту, откуда с помощью военной хитрости его освобождают Белобров и Дмитриенко.
Торпеда пошла! Кадр из фильма «Торпедоносцы».
К Гаврилову приезжает малолетний сын Игорь (к 1944 году старались по возможности воссоединять эвакуированные в начале войны семьи с главами семейств, продолжающими службу), и теперь инженер-капитан мучается моральным вопросом: его это ребенок или нет. В военное время по понятным причинам была путаница с документами, а Игорь Гаврилов – не самое редкое сочетание имени и фамилии.
Также нам показывают транспортное судно, на котором «на Большую землю» уезжают Шура Веселаго с мамой и малолетним сыном, заболевшая туберкулезом Маруся и театр лилипутов, приезжавших повеселить летчиков. Показ мирной жизни завершается военной сценой. Экипаж Белоброва летит атаковать буксируемую немецкую подводную лодку, и видит, что транспортное судно с их близкими было подбито и затонуло (все пассажиры, соответственно, погибли в ледяной воде).
Гвардии старший лейтенант Александр Белобров. Кадр из фильма «Торпедоносцы».
Белобров выслеживает предполагаемых виновников трагедии и принимает решение атаковать немецкий корабль. Торпеда попадает в цель, но и советский самолет подбит. В завершении фильма показывают фото реальных морских летчиков.
Морская война в советской Арктике известна во многом по фильмам про конвои: «Семнадцатый трансатлантический» и «Конвой PQ-17». Кинокартина «Торпедоносцы» показывает, что во время войны морские силы СССР были не только объектами для атак, но и сами атаковали. Причем атаковали беспощадно и, в первую очередь, беспощадно к самим себе.
Последняя атака торпедоносца. Кадр из фильма «Торпедоносцы».
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic