Сейчас в Архангельске

00:03
18+

В Югре работают серьёзные выставки: «Арктика глазами художников» и экспозиция графики ханты-мансийского гения Геннадия Райшева

Экспозиции открыты в Государственном художественном музее ХМАО и его филиале –  Галерее-мастерской Г.С. Райшева

Северный морской путь Арктическая зона Искусство Выставка Музей ХМАО
Анна Щетинина
3 октября, 2025, 21:07
В Югре работают серьёзные выставки: «Арктика глазами художников» и экспозиция графики ханты-мансийского гения Геннадия Райшева

Александр Борисов, «Полярный пейзаж», 1905


В Государственном художественном музее Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО – Югры) сейчас работают большие и важные выставки: «Арктика глазами художников» и экспозиция «Геннадий Райшев: Мой край. Графика», сообщается на сайте музея. Арктическая выставка – трендовая культурная акция настоящего времени: самые крупные музеи России уже отметили или собираются широко отметить эту тему, как периодически рассказывает GoArctic. А экспозиция Геннадия Райшева, самобытного и очень сильного югорского художника, – это всегда культурное событие, потому что нельзя привыкнуть к гениальности, она неизменно удивляет.


«Арктика глазами художников»

Выставка «Арктика глазами художников», подготовленная к 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути, демонстрирует лучшие тематические произведения из фондов Государственного художественного музея Югры. В экспозиции собраны:

– гравюры XVIII века, созданные по результатам географических экспедиций Российской Академии наук и европейских исследований;

– работы первооткрывателя арктической темы Александра Борисова (1866-1934) и Константина Коровина (1861-1939), объехавшего Русский Север и скандинавские берега;

– работы югорских мастеров Сергея Устюжанина (1961), Галины Визель (1941) и Анатолия Визеля (1942-2024);

– коллекция изделий из кости XVIII-XX вв.



«Вид Берёзова», 1755 год. Источник: ghm-hmao.ru 


Столетиями Крайний Север и Арктика не только привлекают освоителей природных богатств, но и вдохновляют писателей и художников, – благодаря чему мы можем в любом месте планеты узнавать о суровом и прекрасном макрорегионе, видеть его природу, ощущать, чем живет Арктика. На выставке «Арктика глазами художников» особое впечатление производит небольшое по размеру полотно «Полярный пейзаж» (1905) Александра Борисова с его драматичным, мрачноватым колоритом. Борисов широко известен как художник, первым посвятивший свое творчество Арктике, и как организатор целого ряда научно-художественных экспедиций в период с 1894 по 1906 годы. «Полярный пейзаж» был создан Борисовым под впечатлением от поездки на Новую Землю.



К. Коровин, «Мурманский берег». Источник: ghm-hmao.ru


Другой известный мастер, Константин Коровин, – дважды побывал в Арктике: в 1894 и 1897 годах. Его работа «Мурманский берег» написана после первого северного путешествия, совершенного вместе с Валентином Серовым, – они побывали в Мурманске, Норвегии и на Новой Земле. Композиция картины лаконична, сдержанные тона передают строгую атмосферу и скупой антураж северного пейзажа.

На выставке представлена также жанровая живопись, отражающая культуру и быт северных народов. Автор живописных композиций – Заслуженный художник России Игорь Раздрогин (1923-2018), который много путешествовал по Северу.



И. Раздрогин, «Оленевод». Источник: ghm-hmao.ru


В экспозицию также включены резные и гравированные изделия из кости XVIII-XX веков, привезенные из Холмогор, Тобольска, Якутии и Чукотки. Среди экспонатов – моржовый клык «Яндагай» работы неизвестного чукотского мастера первой половины XX в.: на нем с почти документальной точностью выгравирован пейзаж с узкоколейной дорогой, новыми домами и флагами с надписью «СССР» (на GoArctic есть множество материалов профессиональных историков и искусствоведов о чукотской и эскимосской резьбе по кости).

Выставка «Арктика глазами художников» будет работать до 26 октября.


«Геннадий Райшев. Мой край. Графика».

В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева открыта выставка «Геннадий Райшев. Мой край. Графика». В экспозиции представлены произведения в техниках линогравюры – черно-белой и цветной, и офорта, созданные в период 1960-1980-х годов и посвященные природе и людям сибирского Севера. GoArctic рассказывал об этом удивительном художнике.


Ханты по происхождению, сын охотника и рыбака из деревни Сивохребт Остяко-Вогульского национального округа*, – художник с детства слышал северные сказки, песни и легенды, и они стали основой его метафорического творческого подхода. В ранней графике Райшев показывает бескрайние просторы Югры, освоение её ресурсов, повседневный труд людей – рыбную ловлю, охоту, сбор ягод. Чёрные линогравюры 1960-х, благодаря главенствующему тогда в искусстве «суровому стилю», предоставили художнику свободу формообразования в пространстве листа. «В линогравюре я понял силу и выразительность плоскости», – признавался мастер. 



Г. Райшев, «Югорская легенда». Источник: ghm-hmao.ru


Потом, как всякий настоящий художник, Райшев менял стили и языки – в поисках своего. Так, в начале 1970-х он начал экспериментировать с цветной линогравюрой, максимально обобщая формы, нанося разные цвета на одну печатную матрицу. Реальность в этих работах сменяется метафорическими образами: добрыми и злыми шайтанами, железными духами цивилизации, «утиным гомоном над нефтяными разливами». В цветной линогравюре отобразились творческие поиски Геннадия Райшева на тему взаимообогащения возможностей живописи и графики, о чем он писал в своей статье к альбому «О границе между живописью и графикой». В 1980-е художник осваивает технику офорта, и его графические открытия – условность цвета, свободное пространство листа, сюжетные и композиционные решения – позднее перерастут в живописные циклы.


Г. Райшев, «Земля предков». Источник: ghm-hmao.ru


Экспозиция выставки «Геннадий Райшев. Мой край. Графика» дополнена рабочим местом художника – столом-верстаком из его мастерской и инструментами для линогравюры. Во время работы выставки запланированы тематические экскурсии и творческие мастер-классы.

Выставка «Геннадий Райшев. Мой край. Графика» открыта до 8 февраля 2026 года. 


Райшев Геннадий Степанович (1934, селение Сивохребт, Остяко-Вогульский национальный округ – 2020, Ханты-Мансийск, ХМАО) – живописец, график, член Союза художников (1974), почетный академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых, член-корреспондент Российской академии художеств (2007). В 1954–1959 годах проходил обучение на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, в это же время посещал факультативные занятия по рисованию (рук. Г. Глинская), изостудию В. П. Ефимова, натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, мастерскую Б. В. Иогансона. С 1967 года участвовал в художественных выставках в России, а с 1991 года– за рубежом. В настоящее время работы художника представлены в собраниях Галереи-мастерской Г. С. Райшева (филиал Государственного художественного музея Югры, Ханты-Мансийск), Музейного комплекса им. И. Я. Словцова (Тюмень, Тобольск), Сургутского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и других, а также в частных коллекциях.



Г. Райшев, «Шайтан железный (механический)». Источник: ghm-hmao.ru


Деревня Сивохребт, где родился Геннадий Райшев, стояла в месте, где река Большой Салым впадает в Обь. Там с давних пор жили охотники и рыбаки – иртышские ханты Райшевы, а со времен гражданской войны 1918-1920 гг. – русские переселенцы Коневы: два сибирских рода, с которыми связан художник. Детские воспоминания о «бесконечной широты пространствах» воды, неба, полей и лесов, о жизни природы и связанных с ней людей (а также хтонических существ), – стали основой его творчества.

Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева (Ханты-Мансийск) расположена в здании, построенном в 2011 году. Оно включило в себя не только хранилище собрания Геннадия Райшева (художественных произведений и архивных материалов) и выставочное пространство, но и настоящую мастерскую, в которой художник работал до своей смерти в 2020 году. Фасад галереи украсила мозаика «Пространство Сибири», выполненная по эскизу Г. С. Райшева.


Г. Райшев, «Починка невода». Источник: ghm-hmao.ru




далее в рубрике