Водная стихия Заполярья в отечественной филателии – часть первая
Моря Северного Ледовитого океана и реки Арктики
Почтовая карточка Минсвязи СССР 1982 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвящённые 50-летию планомерного освоения Северного морского пути. Фото из архива автора
Продолжаем наш разговор о поистине безграничной арктической теме в отечественной филателии. Сегодня речь пойдёт о морях Северного Ледовитого океана и реках Арктики, которые отражены на почтовых марках, конвертах, карточках и открытках. Разумеется, этой темы я частично и косвенно уже касался в предыдущих публикациях на нашем портале. Теперь постараюсь рассказать о филателистической водной стихии Заполярья более конкретно и подробно.
Самый маленький по площади и самый «мелкий» океан планеты
Северный Ледовитый океан уникален в отличии от всех других океанов планеты. Среди них он имеет наименьшую площадь, равную 14,75 млн кв. км, и наименьшую глубину (5527 м). Он омывает только два материка – Евразию и Северную Америку, а значительная часть поверхности океана покрыта льдами. У водоема нет крайней восточной и крайней западной точек, так как именно в его водах расположен Северный полюс.
Хотя Северный Ледовитый океан – самый маленький в мире, по числу островов и полуостровов он – второй после Тихого. При этом точное количество участков суши неизвестно, так как некоторые из них сформированы изо льда и потихоньку исчезают с земной поверхности. Некоторые острова Северного Ледовитого океана интересны тем, что расположены в местах, где жизнь практически невозможна.
Конверт Почты России 2016 года, посвященный архипелагу Земля Франца-Иосифа
Почти все заливы и проливы океанского бассейна относятся к акваториям окраинных морей. Сильно изрезанная российская береговая линия водоема простирается на 39940 км. По всей ее длине встречается много мысов и полуостровов с полярными станциями, маяками, небольшими поселками и городами.
Конверт Почты России 1992 года, посвященный 250-летию открытия мыса Челюскин на стыке Карского и моря Лаптевых
Океан пока ещё мало используется в хозяйственной деятельности. В основном здесь ловят рыбу, а также перевозят грузы по Северному морскому пути. Из-за глобального потепления постепенно тают льды Арктики, поэтому условия для судоходства становятся более благоприятными.
Шельф Северного Ледовитого океана содержит огромные запасы нефти и газа. Их величина оценивается в 25% от общемировых запасов. Однако их освоение связано с большими финансовыми затратами и экологическими трудностями.
В составе океана выделяют 11 морей, шесть из которых – российские. Вдоль побережья арктических морей России проходит важная транспортная артерия - Северный морской путь (длина основной ледовой трассы от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – 5600 км).
Стандартная марка Почты СССР выпуска 1984 года – как олицетворение величия Северного Ледовитого океана
С 1992 г. трасса открыта для международного судоходства. Основные морские порты – Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Крупные рыболовные порты – Мурманск и Архангельск.
Баренцево море
Наиболее известно среди арктических морей Баренцево море. До 1853 года его именовали Мурманским по самому крупному порту на побережье моря. Нынешнее название дано в честь Виллема Баренца – голландского мореплавателя XVI века, исследовавшего Арктику.
Конверт 1997 года со спецгашением, посвящённые 400-летию зимовки Виллема Баренца на Новой Земле
Площадь поверхности водоема превышает 1,42 млн кв. км, а максимальная глубина доходит до 600 м. Баренцево море омывает норвежский и российский берега. Координаты его географического центра – 71° с.ш. и 41° в.д.
В 1998 году, к 60-летию Мурманской области, Почта России выпустила марку в серии «Регионы России». На марке – вид на Кольский залив Баренцева моря, на восточном побережье которого находится Мурманск
Баренцево море – единственное место в европейской части России, где располагаются незамерзающие порты, обеспечивающие круглогодичный прямой выход в открытый океан. Здесь работает Мурманское морское пароходство, к которому приписаны, в том числе, и все российские атомные ледоколы.
70-летие Мурманского морского пароходства в 2009 году Почта России отметила серией односторонних маркированных почтовых карточек и спецгашением, на которых изображены суда, идущие по Баренцеву морю
Тогда же, в 2009 году, Почта России выпустила серию односторонних маркированных почтовых карточек к 50-летию атомного ледокольного флота России. Свой поход атомоходы начинают с Баренцева моря
Не случайно здесь же, на побережье незамерзающего Баренцева моря сосредоточен и Северный военный флот, со штабом в Североморске.
В 2008 году, к 75-летию Северного флота Почта России выпустила марочный блок и конверт с изображением Баренцева моря, а в Мурманске и Североморске были проведены спецгашения
В годы Великой Отечественной войны именно по Баренцеву морю была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана тогда было проведено 1548 конвоев.
В драматическом для всей страны августе 1991 года Почта СССР выпустила маркированный конверт, посвященный 50-летию первого конвоя союзников в годы Великой Отечественной войны в Мурманск. А уже после «путча» здесь же прошло его спецгашение штемпелем «Северный конвой «Дервиш-91»
На Баренцевом море до сих пор действует уникальная – первая и единственная в России – Кислогубская экспериментальная приливная электростанция, расположенная в губе Кислая вблизи поселка Ура-Губа Мурманской области. Она была пущена еще в декабре 1968 года и после коренной модернизации работает и сегодня. Так что нынче у неё «отличный» юбилей – 55 лет со дня пуска. Энергию она вырабатывает благодаря водам Баренцева моря.
Почтовый конверт Минсвязи СССР 1970 года, посвящённый Кислогубской экспериментальной приливной электростанции
Почтовый конверт Минсвязи СССР 1988 года, посвящённый Кислогубской ПЭС
Вообще Баренцево море неоднократно появлялось на почтовых артефактах, пусть без конкретного словесного упоминания. Его изображение присутствует даже на самой первой советской «арктической» почтовой марке 1931 года, посвященной встрече дирижабля «Граф Цеппелин» с советским ледокольным пароходом «Малыгин». Об этом я рассказывал уже не раз.
Но особую неповторимость Баренцеву морю, кроме всех уже вышеперечисленных достоинств, придают маяки, установленные на его берегах и островах. Почтовое ведомство уже давно обратило на них внимание и старается регулярно поддерживать интерес коллекционеров. Выстраивается отдельная филателистическая глава в рассказе об этом море. И не только о нём...
Маяки Баренцева моря
Старейший маяк Баренцева моря – Святоносский маяк. Неосвещаемая башня стояла на мысе Святой Нос ещё с 1828 года, пока в 1835 году Морское министерство не решило построить здесь маяк, чтобы обезопасить хождение судов. Он начал действовать 1 августа 1862 года. Светил с 20 июля по 1 ноября. В остальное время его можно было видеть только днем. Иногда для ориентирования зверопромышленников маяк включали и в весеннее время.
Сейчас Святоносский – очень современный маяк, оборудованный новым аппаратом на светодиодах с системой проблескового огня. Маяк находится в Ловозерском районе Мурманской области.
Конверт Почты России 2002 года, посвященный Святоносскому маяку
Марка Почты России 2005 года, посвященная Святоносскому маяку
Вайдагубский маяк – самый северный маяк России. Он установлен на северо-западной оконечности полуострова Рыбачий. Заработал в 1896 году. Во время Великой Отечественной маяк был разрушен. После войны построили новую каменную круглую башню высотой 29 метров с фонарным сооружением наверху. Сейчас маяк светит зелёным проблесковым огнём на расстояние до 20 миль.
Марка Почты России 2006 года, посвященная Вайдагубскому маяку
Цыпнаволокский маяк был установлен на северо-восточной оконечности полуострова Рыбачий на мысе Цыпнаволок также в 1896 году. С тех пор не раз перестраивался. Обеспечивает плавание на подходах к Кольскому заливу и в прилегающей акватории Баренцева моря. В годы Великой Отечественной войны маяк постоянно подвергался бомбардировкам противника и существенно пострадал. После войны его восстановили. В 1975 году вместо устаревшей башни на мысе возвели новую из монолитного железобетона. В стальном фонарном сооружении разместили светооптический электрический вращающийся аппарат с огнем красного и белого переменно-проблескового действия. Дальность видимости огня 18 миль. В 1997 году на мысе установлен новейший радиомаяк КРМ-400.
Марка Почты России 2021 года, посвященная Цыпнаволокскому маяку
И Териберский маяк у одноименного поселка начал действовать в 1896 году. Его постоянный белый огонь освещал море на расстояние до 10 миль. Несмотря на многочисленные бомбардировки, маяк во время Великой Отечественной войны уцелел, но в конце 1960 года из-за неосторожного обращения с огнем полностью сгорело маячно-техническое здание со всем оборудованием. В 1971 году маяк перестроили. Сейчас это двухэтажное здание с железобетонной маячной башней высотой 13 метров.
Марка Почты России 2021 года и конверт с гашением «Первого дня», посвященная Териберскому маяку
Кильдинский северный маяк был построен на одноименном острове Баренцева моря в 1931 году. В 1953 году на месте временного сооружения выросла круглая железобетонная башня высотой 19 м с фонарным сооружением и современным электрическим вращающимся аппаратом типа ЭМВ-930. В 1991 году на маяке установили радиомаяк КРМ-300.
Марка Почты России 2006 года, посвященная Кильдинскому северному маяку
Сетьнаволокский маяк был установлен на одноименном мысу при входе в Кольский залив в 1900 году. Великая Отечественная война оставила на маяке тяжелые раны, и его пришлось перестроить. В 1961–1964 годах была возведена четырехгранная каменная башня высотой 12 м, совмещенная с техническим зданием. В фонарном сооружении установлен светооптический вращающийся электрический аппарат с переменными проблесковыми огнями красного и зеленого цветов. Дальность видимости огня до 22 миль.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1988 года, посвященный Сетьнаволокскому маяку
Маяк Русский на острове Большой Олений в Баренцевом море был построен в 1925 году. Сигнальные огни зажгли на четырехгранной пирамиде. В 1953 году на ее месте построили круглую 24-метровую бетонную башню. Русский маяк и сейчас светит кораблям, входящим в Большой Олений пролив.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1988 года, посвященный маяку Русский
Канинский маяк был открыт на мысе Канин нос одноименного полуострова, отделяющего северную часть Белого моря от Чёшской губы Баренцева моря, в 1915 году. Он имел вид круглой железной башни высотой 3,6 м, установленной на четырехугольном деревянном срубе. В настоящее время его башня высотой 23 м имеет вид четырехгранной усеченной пирамиды с красным фонарным сооружением. Маяк светит белым проблесковым огнем на расстояние до 22 миль. Для туманных сигналов на маяке имеется наутофон.
Марка Почты России 2006 года, посвященная Канинскому маяку. На ней неверно указан год открытия маяка – 1938 (правильно - 1915)
Белое море
Белое море – одно из внутренних морей России, но относится оно к Северному Ледовитому океану. Границей между Белым и Баренцевым морями считается линия, проведённая от мыса Святой Нос (Кольский полуостров) до мыса Канин Нос (полуостров Канин). На его побережье расположены такие российские города и порты, как Архангельск, Северодвинск, Кандалакша, Беломорск... В Мурманской области есть даже одноименный поселок Белое море, неподалеку от которого расположен Кандалакшский заповедник.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1977 года, погашенный штемпелями поселка Белое море
Условно считают, что центр водоема имеет координаты 65° с. ш. и 36° в. д. Площадь акватории составляет почти 91 тыс кв. км. Глубина с среднем равна 67 м и достигает максимального значения, равного 343 м. Ранее море носило другие названия – Студёное, Спокойное, Северное, Соловецкое...
Именно Соловецкий архипелаг Белого моря, на одном из островов которого расположен знаменитый одноименный монастырь, первоначально придал водоему широкую известность.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1967 года, посвященный Соловецким островам
Марка Почты России 2003 года, посвященная Соловецкому монастырю
Марки Почты России 2009 года, посвященные Соловецким островам
Особое внимание почтовое ведомство уделило небольшому острову Кий, расположенному в Онежской губе Белого моря. А причина этого, видимо, следующая. В 1639 году иеромонах Никон (будущий патриарх) при побеге из Соловецкого монастыря потерпел бедствие у скал на подходе к устью Онеги, но спасся в бухте Кий-острова. В память о своём спасении Никон установил на острове поклонный крест, который был освящён в 1656 году и стал знаменитым. В том же 1656 году, уже будучи патриархом, Никон добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня. В 1660 году Никон собственноручно освятил центральный Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря на Кий-острове. Самого креста и монастыря на почтовых артефактах нет, а вот берега острова мы можем увидеть на конвертах.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1968 года, посвященный острову Кий
Маркированный конверт Почты России 2010 года, посвященный острову Кий
А вот ещё история. Только обратная. В октябре-декабре 2005 года в поселке Рабочеостровск Кемского района Карелии на Белом море проходили съёмки популярного художественного фильма «Остров» режиссера Павла Лунгина, для которого были построены декорации, в том числе деревянная церковь, которую соорудили из барака без крыши, надстроив ему купола. Она есть в фильме. В июне 2021 года это строение, ставшее местом притяжения для туристов и паломников, сгорело. А вот на почтовом конверте церковь сохранилась.
Маркированный конверт Почты России 2011 года, посвященный поселку Рабочеостровск, с церковью из фильма «Остров»
На юге Белого моря начинается печально известный жертвами заключенных ГУЛАГа при своем строительстве, а также распространёнными в СССР папиросами «Беломор-канал» Беломорско-Балтийский канал, который соединяет Белое море с Балтийским и с Волго-Балтийским водным путём. Он в разные годы появлялся на почтовых марках и конвертах.
Маркированный конверт Почты России 2003 года, посвященный Беломорско-Балтийскому каналу
Марка Почты СССР 1966 года, посвященная Волго-Балтийскому водному пути
А теперь о маяках уже Белого моря.
Маяки Белого моря
Большинство маяков Белого моря старше своих собратьев из моря Баренцева, так как активное мореплавание в этом районе началось раньше.
В 1838 году был построен Мудьюгский маяк на острове Мудьюг Соловецкого архипелага – первый каменный маяк на Белом море. В настоящее время старейшина беломорских маяков, оборудованный современной маячной техникой (наряду со световым, действуют радиомаяк и наутофон), надежно указывает путь морякам на подходах к одному из крупнейших портов Севера России – Архангельску. Светит белым проблесковым огнем с дальностью видимости 18 миль.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвященный Мудьюгскому маяку
Марка Почты России 2005 года, посвященная Мудьюгскому маяку
Маяк Моржовский был сооружен в 1842 году вблизи юго-западного берега острова Моржовец, лежащего в Белом море при входе в Мезенский залив. Потом из-за обвалов местоположение маяка несколько раз менялось. В 1974 году вступила в строй новая железобетонная коническая башня высотой от основания 30 м. В остекленном фонарном сооружении установили светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем. Дальность видимости 26 миль. Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия 110 км.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвященный Моржовскому маяку
Сосновецкий маяк на острове Сосновец в Горле Белого моря был открыт в 1862 году. С тех пор неоднократно перестраивался. С 1960 года его облик практически не менялся. В железной сборной конструкции высотой 31 м установлен светооптический осветительный аппарат с белым проблесковым огнем, который обеспечивает дальность видимости 17 миль.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвященный Сосновецкому маяку
Соловецкий маяк-церковь был построен в 1862 году. Маяк расположен в световом барабане над куполом. Необычный вид этой конструкции невольно обращал на себя внимание богомольцев, и они не видели в ней ничего крамольного. Свет, идущий от креста и указывающий странникам верный путь к Соловецкой обители, приобретал для них особое символическое значение. В 1960-е годы маяк был капитально отремонтирован и переведен на электропитание. В настоящее время маяк вместе с Секирной церковью входит в состав Соловецкого монастыря и им же обслуживается под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования. Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, он обеспечивает дальность видимости до 10 миль.
Марка Почты России 2005 года, посвященная Соловецкому маяку
Городецкий маяк находится в северо-восточной части Кольского полуострова, на высоком скалистом берегу губы Сазонова Белого моря – между мысами Большой Городецкий и Малый Городецкий. Там, в губе Сазонова, издавна укрывались суда, которые следовали из Баренцева моря в Белое и обратно. Сегодня тут также расположена якорная стоянка судов промыслового флота. Для того чтобы облегчать судоходство в этих краях, в 1876 году на Малом Городецком мысе была установлена первая навигационная башня из дерева. С тех пор Городецкий маяк за многие десятилетия не раз рождался заново. Его нынешнее здание возвели в 70-е годы XX века. Он показывает морякам путь белым проблесковым огнем, который виден на расстоянии до 26 морских миль.
Марка Почты России 2005 года, посвященная Городецкому маяку
Летне-Орловский маяк, установленный на мысе Летний Орлов на оконечности Онежского полуострова, у Онежского залива Белого моря, – один из немногих сохранившихся деревянных маяков России. Он начал работать в 1900 году. Сейчас маяк переведен в автоматический режим, постоянного персонала нет.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1988 года, посвященный Летне-Орловскому маяку
Конверт с марками Почты России 2005 года, посвященными маякам северных морей
Продолжение следует.
***
Аркадий Романов, специально для GoArctic