Сейчас в Арктике:
Арктическое лето

К международному опыту развития арктических территорий

К международному опыту развития арктических территорий
19 Марта, 2018, 11:07
Комментарии
Поделиться в соцсетях


Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития арктического макрорегиона является преобладание точечного расселения и размещения трудоспособного населения. Данная тенденция объясняется отсутствием в Арктической зоне городов-миллионников с развитой инфраструктурой, низким уровнем транспортной доступности (для Арктической зоны воздушный транспорт является безальтернативным видом круглогодичного транспорта) и исторически сложившимся развитием через опорные точки и моногорода, большинство из которых имеет риск ухудшения социально-экономического положения. Таким образом, для привлечения, развития и удержания человеческого капитала в Арктической зоне РФ необходимо разработать комплекс мер, направленных на развитие качественной городской среды, комфортной для жизни и работы – транспортной безопасности, доступности современного образования (в том числе за счёт предоставления субсидий, грантов и иных мер государственной поддержки для его получения), доступного и качественного здравоохранения, поддержки внутренней миграции и совершенствования трудового права для работников Арктической зоны РФ.

При этом вопрос популяризации арктических зон актуален не только для России: все государства-члены Арктического совета (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США (Аляска) заинтересованы в обеспечении устойчивого развития заполярных и приполярных территорий. Однако наиболее показательные практики стимулирования ускоренного развития арктических территорий и человеческого потенциала сложились в Канаде, Норвегии (так как около 40% территорий этих стран расположены в Арктической зоне) и на Аляске. В связи в этим, при разработке стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РФ будет полезным обратить внимание на сложившийся опыт повышения привлекательности арктических территорий таких стран.

Прежде всего, можно выделить ряд общих направлений в рамках программ по привлечению человеческих ресурсов и обеспечению роста макроэкономики, которые свойственны всем рассматриваемым странам. К ним относятся:

      • Развитие системы непрерывного образования с целью перераспределения людей в более эффективные и востребованные сектора экономики, что может быть обеспечено путем получения новых навыков, знаний, сменой профессии и пр.; 

      • Привлечение высококвалифицированных специалистов посредством разработки особых программ иммиграции, упрощённого порядка получения рабочей визы; 

      • Создание социальной инфраструктуры / благоприятной городской среды и улучшение устаревающей и ветшающей инфраструктуры (улучшение транспортной инфраструктуры в целях улучшения экономических связей между регионами и увеличения мобильности населения, развитие рынка жилья и снижение издержек, связанных с переездом на новые места, снижение энергоёмкости региональной экономики); 

      • Развитие системы здравоохранения – расширение перечня услуг, оказываемых населению по программе медицинского страхования, предоставление субсидий для приобретения страховки населению с низкими доходами;

      • Вахтовый метод и снижение продолжительности рабочего дня;

      • Адресная социальная поддержка – предоставление помощи семьям в кризисных ситуациях, развитие программы опекунства, расширение перечня предоставляемых пособий для поддержки людей пенсионного возраста, многодетных семей, помощи в трудоустройстве супруга.

Однако в рассматриваемых арктических государствах также существуют уникальные меры развития человеческого капитала, разработанные с учётом специфики арктической зоны. Прежде всего, это действующие в Норвегии и на Аляске программы финансирования населения за счёт доходов, получаемых от нефтеперерабатывающей отрасли, посредством создания специализированных фондов. 

В настоящее время норвежский Государственный пенсионный фонд, пополняемый за счёт нефтяных доходов государства, является одним из крупнейших суверенных инвестиционных фондов в мире. Основной целью функционирования данного фонда является обеспечение благосостояния будущих поколений при истощении невозобновляемых ресурсов, а не решение насущных проблем государства, как это распространено в российской практике. Кроме того, данные программы предполагают наличие системы гарантированного основного дохода.

Например, ежегодно с 1982 года резиденты Аляски безвозмездно получают фиксированную выплату из Постоянного фонда Аляски, формируемого за счёт доходов нефтяной промышленности. Величина этой выплаты определяется расчётным методом на основании показателей доходности активов Фонда за предшествующие 5 лет. В 2015 году размер фиксированного дохода впервые превысил 2000 долларов США и составил 2072 долларов США. При этом на гарантированный доход могут претендовать все резиденты Аляски (не только коренные малочисленные народы), получившие соответствующий статус не менее чем за год до назначения выплаты.

Также одним из используемых инструментов стимулирования трудовой деятельности в арктической зоне является фискальная политика. Например, на Аляске в отношении местных жителей – резидентов территории действует фиксированная ставка подоходного налога 0%, что повышает привлекательность данной территории и способствует вовлечению местного населения в экономику.

Другим направлением социально-экономической политики, распространенным в таких арктических странах, как Канада и Норвегия, является создание стимулов для внутристрановой и в трансграничной миграции молодёжи. Например, в Канаде на государственном уровне закреплена возможность совмещать образовательную и трудовую деятельность, предлагается широкий перечень стипендий, грантов и стажировок для молодых специалистов, не имеющих опыта работы. В Норвегии, в свою очередь, заинтересованы в привлечении молодёжи из-за рубежа, в связи с чем государственные вузы не взимают плату за учёбу не только с местных жителей, но и с иностранцев. При этом для получения норвежского гражданства иностранец должен пройти интеграционную программу в норвежский социум, которая включает языковой и интеграционный тесты.

Кроме того, важной особенностью арктического населения является высокая доля коренных малочисленных народов. В настоящее время данная категория составляет в среднем около 10% от общего населения Арктики, но, например, в Канаде около 50% всего населения Арктической части страны представлено коренными народами, в связи с чем особое внимание уделяется защите и гарантиям прав коренного малочисленного населения и вовлечению его в экономику региона. Например, в 2009 г. правительство Канады приняло Стратегию развития Севера для выработки более полного понимания человеческого потенциала в Арктике и улучшения жизни северян. На Аляске, в свою очередь, в фокусе находится соблюдение баланса между вовлечением коренного населения в занятость на промышленных объектах и сохранением их самобытной культуры и традиционных видов деятельности.

Нетипичной практикой привлечения человеческих ресурсов и обеспечения роста макроэкономики, является канадский подход к популяризации территории, в рамках которого сама территория с её природно-климатическими особенностями становится стимулом к притоку населения. Так, в Канаде разработана стратегия зимнего города, когда зима становится преимуществом: строятся парки с ветрозащитой, снежные и ледовые городки, лыжные и горнолыжные курорты, ночью проводят фестивали зимней моды и световой культуры. Подобный подход позволяет сформировать уникальную культуру жизни.

Таким образом, мировой опыт показывает, что первостепенной задачей в рамках развития арктических зон является создание мягких стимулов для формирования и удержания человеческого капитала. При этом, как показывает практика Канады, Норвегии и Аляски, в рамках системы стимулирования развития человеческого капитала имеют место как традиционные меры популяризации территорий (развитие систем здравоохранения, образования, инфраструктурная поддержка, фискальная политика), так и уникальные преференции, специфические для северных территорий (создание концепции зимнего города, вовлечение в экономику коренных малочисленных народов), внедрение которых в России может способствовать ускоренному социально-экономическому развитию арктического макрорегиона.

Arctic_1.jpg

Автор: Ольга Леонидовна Сурикова, руководитель Дальневосточной практики КПМГ в России.

Комментарии