Сейчас в Арктике:
Арктическое лето

"Мы живём в интереснейшее время": в Петербурге прошёл арктический форум

"Мы живём в интереснейшее время": в Петербурге прошёл арктический форум
15 Апреля, 2019, 10:09
Комментарии
Поделиться в соцсетях


9-10 апреля в Санкт-Петербурге состоялся международный форум «Арктика – территория диалога». Три тысячи шестьсот участников из научных, политических и деловых кругов, представители пятидесяти двух государств (включая восемь министров иностранных дел), главы профильных международных организаций, главы пятнадцати субъектов Российской Федерации – такого масштабного и представительного собрания «Арктика – территория диалога» ещё не знала.

На пленарном заседании президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил о намерении уже в нынешнем году «подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года»:

Стратегия «…должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского».

«Льда не стало»

Судя по всему, для Арктики началось интереснейшее время. Так его охарактеризовал на заседании, посвящённом климатическим изменениям, научный руководитель Института физики атмосферы имени А.М. Обухова (РАН) Игорь Иванович Мохов, добавив, что он начал заниматься погодой в 1975-м году, "и сейчас мы уже живём в таком климате, который тогда казался невероятным".

Могут быть разные точки зрения на стабильность климатических изменений – но очень высока вероятность того, что в Арктике эти процессы будут происходить (уже происходят) с большей скоростью, чем на планете в целом. По словам директора программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Олеговича Кокорина, страшны не столько сами перемены, сколько их скорость – именно скорость делает нынешнюю ситуацию уникальной, поэтому надо "отслеживать и прогнозировать особо неблагоприятные ситуации, то есть вести расчёты вероятности аномалии".

Скажем, волны жары на Таймыре означают более раннее вскрытие рек, через которые не могут теперь перебраться новорождённые оленята, раньше переходившие реки по льду. Так, казалось бы, небольшое климатическое изменение ломает древние устоявшиеся пути миграции диких северных оленей.

Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Сергеевич Макаров:

«В 2013-м году была последняя экспедиция, дрейфующая на льдине, потом льда не стало. Поэтому сейчас закладывается ледостойкая самодвижущаяся платформа. У ААНИИ три обсерватории: на Шпицбергене, в дельте Лены, на Северной Земле. С помощью ледостойкой самодвижущейся платформы мы покроем непосредственными наблюдениями всю Арктику».

Ледостойкая самодвижущаяся платформа (проект).jpg


Арктика уникальна ещё и тем, что она – одновременно и индикатор изменения климата, и его фактор («кухня погоды»). По словам научного руководителя Гидрометеорологического научно-исследовательского центра РФ Романа Менделевича Вильфанда, в ней увеличиваются экстремальные проявления. Например, появился термин «полярные циклоны» -- по энергии они сопоставимы с хорошо известными тропическими. Увеличивается повторяемость полярных антициклонов. Вместе с тем, экстремальные проявления могут быть и в сторону похолодания, колебания климата могут быть кратковременными… Наблюдать за происходящим необходимо пристально.

Большое значение приобретает то, что директор Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Владимир Михайлович Катцов назвал «экономикой адаптации».

По словам директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Николаевича Порфирьева, «адаптация является безусловным приоритетом»:

Мы имеем проблему дефицита адаптации. В том числе из-за недофинансирования. В то же время затраты на адаптацию являются экономически эффективными. Совершенно необходимая мера – уменьшить воздействие на инфраструктуру. Главным экономическим инструментом должно быть не только финансирование от государства, но и, например, страхование (государственно-частное партнёрство). В отличие от снижения выбросов, адаптация даёт отдачу сразу же».

«Природа сильнее нас»

Как отметила на форуме руководитель Роспотребнадзора Анна Юрьевна Попова, «хотя в Арктике проживает всего полтора процента населения нашей страны, 15-20% экспорта обеспечиваются Арктикой. И, конечно, это особый регион, с особыми условиями, которые влияют на состояние здоровья, иная потребность в витаминах».

Заместитель директора Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Игорь Петрович Бобровницкий указал:

«Грандиозные планы по освоению Артики требуют особо надёжного человеческого фактора. И здесь встают проблемы по медико-биологическому обеспечению работающих в Арктике лиц, много проблем связано с разработкой адаптивных механизмов. В очень многих странах направление экологической (environmental) медицины развивается много лет, изучается влияние окружающей среды на здоровье. Мы в России только подходим к этому. Это и задача по социальной защите населения, и по подготовке кадров».

Секретарь Международного союза циркумполярного здоровья норвежец Юн Ойвин Одланд считает, что хотя ситуация в российских регионах неоднородна, в целом глобальное здоровье последние тридцать лет становится лучше, и Россия – не исключение. Самая большая проблема в Арктике – уровень жизни, алкоголизация населения. Кроме того, потепление влияет на распространение инфекционных заболеваний:

«Природа гораздо сильнее нас. Надо уважать природу. Главная угроза нашему будущему – туберкулёз, который тесно связан со СПИДом. Люди севера – невинные жертвы климатических изменений. Очень важно повышать уровень образования… Я горжусь тем, что Россия и Норвегия развивают совместные проекты для улучшения здоровья невзирая на ухудшающиеся политические условия». 

Об этом же – важности совместных проектов – говорила вице-президент проекта «Университет Арктики» Арья Раутио. По её словам, на русском языке есть публикации исследователей здоровья КМНС, которые «было бы жалко пропустить», и важно развивать сотрудничество с российскими молодыми исследователями. И в третий раз та же тема прозвучала от ещё одного норвежского участника – Осхилда Андреассена (вирусолога из Норвежского института общественного здравоохранения): «Факты, которые собираются в каждой стране, в этой стране и изучаются. Важно обмениваться опытом».

Каковы же факты?

Например, климатические изменения повлекли за собой, изменение ареала распространения клещей. Сегодня это уже не только юг Архангельской области, но и север, а также Республика Коми. Клещи пришли в Арктику!

Другая проблема – изучение загрязнений, таких, как ртуть, которые попадают в воду и отравляют рыбу, а её потом поедают люди. В особенности уязвимы поедающие рыбу в больших количествах КМНС. Ртуть влияет и на беременность. Да и в смысле распространения инфекций водоснабжение особенно важно.

Директор НИИ Арктической медицины Галина Николаевна Дёгтева говорила не только о проблемах КМНС (которые, в силу образа жизни, например, гораздо более подвержены заражению паразитами, чем русское население), но отметила и такую тему: психологическая помощь вахтовикам не оказывается, но и медицинская, по её словам, «заставляет задуматься».

Презентация Г.Н. Дёгтевой


Всё подытожил директор Северо-западного научного центра гигиены и общественного здоровья Сергей Анатольевич Горбанёв:

«Считаю, что даже разработчики инфраструктуры Северного морского пути, нефтегазовых проектов должны вкладываться в научные разработки по защите здоровья в Арктике».

Станет ли Арктика вторым Дубаем?

Председатель Арктического круга (и бывший, с 1996 по 2016 год, президент Исландии) Олавур Рагнар Гримссон считает, что такая возможность реальна, и «развитие севера – в российских интересах». Говорит, что помнит Дубай, когда тот был очень бедным. Гримссон призвал Россию к более активному сотрудничеству в деле развития арктических портов, не замыкаться на только российском побережье Северного Ледовитого океана, а «иметь в виду всю циркумполярную зону».

А пока что магистральным вопросом на заседании, посвящённом развитию инфраструктуры северных портов, стал следующий вопрос: президентом Путиным поставлена задача увеличить грузопоток по СМП до 80 млн. тонн до 2024 года. Возможно ли это?

С одной стороны, по ряду портов заметен прирост. По словам генерального директора Росморпорта Андрея Васильевича Лаврищева, 

«Сабетта в два раза увеличила грузооборот, Мурманск – на 18%, Архангельск – на 15%. Сабетта проделала большую работу (например, по углублению дна в порту) и вышла на проектную мощность 18 млн тонн… Сейчас реконструируется причал в Мурманске. Предполагается, что к 2024 году будет обеспечен приём кораблей до 300 метров длиной и осадкой до 15 метров… В этом году будет завершена реконструкция 1-го и 2-го причалов порта Певек для развития Баимского месторождения».
   

Сегодня 28 лоцманов оказывают помощь капитанам судов при проходе по СМП.

С другой стороны, по словам руководителя дирекции Северного морского пути Вячеслава Владимировича Рукши, «в Западной Сибири происходит истощение месторождений, так что будут работать Ямал, Таймыр... Если будут реализованы проекты по углю на полуострове Таймыр, то задачу президента мы выполним».

Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Валентинович Давыдов подготовил презентацию, показывающую, что влияет на скорость разгрузки-погрузки судов на СМП (в ряде случаев – это сильно устаревшая портовая инфраструктура).

Время портовых операций, кадр из презентацииИзношенная инфраструктура Мурманска



«Уровень жизни не ниже среднероссийского»

Одним из центральных событий «Арктики – территории диалога» стал Форум губернаторов. На нём звучало, что для достижения «уровня жизни не ниже среднероссийского» (а это, напомним, поручение президента), необходимы «преференции, льготы» для тех, кто хотел бы инвестировать в экономическое развитие региона.

Председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Александр Константинович Акимов отметил, что в СФ «подготовлено несколько законов об Арктической зоне, в том числе – о её опережающем развитии».

Президент ассоциации «Оленеводы Мира» Сергей Николаевич Харючи настаивал: «Настоящие хозяева арктических территорий – это оленеводы Арктики, коренные народы, ведущие кочевой образ жизни. Хотим надеяться, что их пожелания будут учтены. Оленеводы-кочевники не изменялись с незапамятных времён до наших дней, поэтому их можно рассматривать как владельцев и хранителей Арктики». По его мнению, важно обеспечить взаимодействие оленеводов и международного Арктического совета. «Без участия настоящих хозяев – это абсурд получается». В то же время Харючи сказал, что «с начала 90-х годов власти наших субъектов несут основной груз законодательных актов для улучшения жизни КМНС. Наши инициативы в субъектах превращаются в федеральные инициативы».

Вообще же на мероприятии очень много говорилось именно о КМНС. Глава Якутии Айсен Сергеевич Николаев отметил, что «Республика Саха-Якутия – самое большое региональное образование в мире» и что «Обучение местных коренных жителей – на уровне высших мировых стандартов, учитывая устои коренных народов».

Губернатор Чукотки Роман Валентинович Копин сказал: 

«Наш регион сохраняет многовековые традиции коренного населения. Существуют государственные программы по поддержке языков КМНС. В этом году на Чукотке стартовал Год родных языков. Мы стремимся к улучшению условий для наших детей и их конкурентоспособности как абитуриентов».

А руководитель Института циркумполярного оленеводства Свейн Матиесен особо обратил внимание на то, что «санкции не затрагивают арктические проекты по устойчивому развитию и по КМНС».


«Ключевой вопрос»

Начавшаяся на Форуме губернаторов тема продолжилась на секции «Лучшие практики и проекты в сфере образования для детей коренных народов» (куда переместились и некоторые губернаторы).

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Вячеславович Баринов сказал, что понимает: «для коренных народов сохранение языковой среды – ключевой вопрос».

Оказалось, что Российская Федерация может многим похвалиться в этой сфере перед зарубежными коллегами. Так, по словам Баринова, «кроме нас кочевые школы никто не делает. Кочевая школа – это возможность получения образования в привычной среде, без отрыва от родителей. В тундре вместе с родителями находится больше трёх тысяч детей. Кочевая школа подстраивается под образ жизни детей КМНС». В Карелии практикуются «языковые гнёзда». Детские сады, где говорят только по-карельски, занимаются тем, что возрождают карельский язык.

По признанию норвежского посла по вопросам Арктики и Антарктики Барда Ивара Свендсена, «за короткое время Норвегия радикально изменила своё отношение к саамским языкам. Раньше была политика ассимиляции, но теперь каждый может получить образование на саамском языке. У нас, конечно, есть с этим проблемы: саамский язык используется маленьким количеством людей, мало учебников, мало квалифицированного персонала. Но мы работаем. От школ-интернатов мы тоже ушли, они тоже способствовали ассимиляции. Сейчас саамские дети проживают в своих семьях и обучаются в школах недалеко от места проживания».

Пришедший с Форума губернаторов Айсен Николаев отметил, что в Якутии «население в Арктике тоже сокращается, хотя и не так быстро, как в других регионах. В прошлом году – на 8%». Он особо подчеркнул, что в республике создают комфортные образовательные условия «не только для детей коренных малочисленных народов севера». Николаев же обратил внимание и на проблему: кочевая школа часто "не прикреплена к земле", она кочует, и это сильно затрудняет для неё получение лицензий на образовательную деятельность.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Владимировна Комарова сказала, что «в ХМАО – 3,35% детей КМНС (ханты, манси и ненцы)» и «стоит задача поддержки их языка и культуры». Она представила иной подход к образованию: мобильную электронную школу. Проект предусматривает получение образования в школе и удалённо. Апробирован в 2018-м году, во всех школах его планируется внедрить с 1-го сентября 2019-го года. Если вспомнить, что сейчас интернет достаточно часто есть и в чумах (существуют даже специальные региональные проекты) – этот вариант может оказаться удобным для детей КМНС.

Генеральный директор Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» Борис Александрович Тарасов отметил: «Сфера образования детей КМНС – важный компонент устойчивого развития». Он упомянул, что и гранты ПОРА идут на финансирование этой сферы.

У ЭЦ «ПОРА» три проекта, связанных с образованием:

- «Энецкая письменность». 

«Энецкий язык – на грани исчезновения. ПОРА и Сибирский федеральный университет создают письменность для этого языка, идёт работа в посёлке Паново по методу языкового гнезда».
Б.А. Тарасов

- Образовательный центр «Белый мишка» в городе Норильске.

- Совместно с Первым московским государственным медицинским университетом им. Сеченова идёт проект по изучению сна у детей в Арктике – как изменения сна у детей в таких условиях влияют на их поведение и обучаемость.

 

Генеральный директор корпорации «Инглиш фёрст» в России и странах СНГ Эдуард Балдаков отметил, что вообще «ситуация в РФ выглядит более позитивно в плане сохранения языкового многообразия, чем в других странах». Он пригласил троих детей КМНС в школу English First на Мальте, чтобы те могли «не только выучить английский язык, но и рассказать о своём культурном своеобразии».

А первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Глебовна Вейсалова, подытожив: «Нам есть чем гордиться на международной площадке» - предложила, однако, ещё разработать отдельную госпрограмму по языкам КМНС.

Стоит отметить, что тема русского языка в Арктике на форуме не звучала.


«Не такие, как хочет конструктор»

Одной из самых острых проблем, которые обсуждались на «Территории диалога», несомненно, стала проблема малой связности арктической территории и ситуация, когда люди в отдалённых регионах вынуждены летать через Москву, делая крюк в тысячи километров.

По-прежнему нет самолёта на замену АН-2 –легендарной «Аннушке». На аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой, где садился самолёт АН-2, ожидается теперь, что будет садиться самолёт «Байкал» «Уральского завода гражданской авиации», но его скорость и грузоподъёмность (коммерческая нагрузка) прежде должны быть увеличены, а сроки запуска отодвигаются до начала 2020-х годов. По словам заместителя генерального директора «Уральского завода гражданской авиации» Михаила Александровича Пересадина, необходимо, чтобы самолёт не простаивал, мог выполнять все функции. Когда идёт сезонный спад пассажирского потока, «Байкал» всё равно должен летать и зарабатывать на грузоперевозках. Пересадин сказал: 

«На сегодня стоит задача делать самолёты не такими, как хочет конструктор, а такими, как хочет эксплуатант, -- в рамках возможного, конечно».

С 2023 года планируется выпускать в год по десять самолётов ИЛ 114-300. Но, по словам представителя правительства Красноярской области, у них нет возможности ждать до 2023 года: парк пассажирской малой авиации остро нуждается в обновлении. Поступило даже предложение-просьба: конвертировать военный ИЛ-112 в пассажирский или грузо-пассажирский.

На это, однако, представителем Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина было сказано, что ИЛ-112 финансируется за счёт Министерства обороны, а для конвертации средств нет.

Выпускаются, правда, для Арктики вертолёты МИ-12, но они отнесены к грузовым, а не пассажирским транспортным средствам. Закупают их, прежде всего, крупные добывающие компании.

Участники круглого стола, посвящённого малой авиации, с сожалением отметили, что на нём не присутствовали представители российских профильных министерств.



Подготовила Татьяна Шабаева.

  

Приложение (информация отсюда):

На форуме «Арктика – территория диалога» было подписано сорок пять соглашений. Наиболее важные из них:

•Архангельская область, АО «Атомредметзолото» и АО «Первая горнорудная компания» подписали соглашение о сопровождении инвестиционного проекта «Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения свинцово-цинковых руд „Павловское“» на 35,5 млрд руб.;

•Мурманская область и АО «Кольская ГМК» подписали Дополнительное соглашение к Специальному инвестиционному контракту о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области при реализации стратегического инвестиционного проекта Мурманской области «Программа реконфигурации производства АО „Кольская ГМК“» на 34,3 млрд руб.;

•АО «Атомредметзолото» и АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“» подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области взаимодействия при реализации арктических проектов;

•Архангельская область и Санкт-Петербург подписали «Дорожную карту» по развитию сотрудничества на 2019–2021 гг. к Соглашению между Правительством Архангельской области и Правительством Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 18 июня 2015 г.;

•АО «Сахатранснефтегаз» и ООО «РНГ Газ» подписали соглашение о совместной реализации проекта геологического изучения и освоения Улугурского участка недр;

•Архангельская область и Ненецкий автономный округ подписали Соглашение о сотрудничестве в области региональных и межрегиональных воздушных перевозок;

•Ненецкий автономный округ и ГК «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта по использованию порта Индига в качестве порта-хаба для перегрузки международных транзитных грузов с фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа – Азия – Европа;

•Торгово-промышленная палата Российской Федерации и ПАО «Современный коммерческий флот» подписали соглашение о сотрудничестве;

•Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подписал три соглашения о реализации пилотных проектов по цифровизации городского хозяйства «Умный город». Проекты будут реализованы в Якутске (Республика Саха), Петрозаводске (Республика Карелия) и Великих Луках (Псковская область);

•Республика Саха (Якутия), АО «Средне-Невский судостроительный завод» и АО «Жатайская судоверфь» подписали Соглашение о создании благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта, проведения совместных научно-технических исследований, разработок и реализации совместных проектов на взаимовыгодной основе;

•Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН и Национальная лаборатория по морской науке и технике Циндао (Китай) подписали соглашение о создании Китайско-Российского Арктического научно-исследовательского центра с целью изучения Арктического региона и сохранения его природного многообразия;

•Русское географическое общество и Арктическое общество Финляндии подписали соглашение о сотрудничестве. Предметом соглашения станет научное и культурное взаимодействие в области изучения Арктического региона;

•ПАО Сбербанк и ООО «Инфраструктурная корпорация „Аеон“» подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве в рамках реализации проекта по строительству незамерзающего глубоководного морского порта Индига;

•ПАО «НОВАТЭК» и Ямало-Ненецкий автономный округ подписали Дополнительное соглашение к Соглашению о сотрудничестве между правительством округа и компанией. В 2019 году ПАО «НОВАТЭК» выделит средства на реализацию в регионе социальных, образовательных, спортивных и экологических проектов, а также на поддержку коренных народов Севера;

•Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и ПАО «Газпром» подписали Соглашение о развитии технологий и техники в области нефтепереработки, нефтехимии, переработки и сжижения природного газа, в том числе, на платформах гравитационного типа.

 



Комментарии