Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

То метели, то распутица: зима в НАО

То метели, то распутица: зима в НАО
20 Марта, 2020, 11:07
Комментарии
Поделиться в соцсетях



«Зимник Нарьян-Мар – Усинск работает уже три дня»;

«Зимник Нарьян-Мар - Усинск открыт 11 дней подряд»;

«Зимник Нарьян-Мар – Усинск открыт для всех видов транспорта уже две недели»

Такими заголовками в текущем году пестрят новостные ленты Ненецкого округа. И это вовсе не ирония. «Дорога жизни», как ещё по-другому называют зимник, показала свою важность во всей красе. Капризы погоды, которая в этом сезоне практически всё время межсезонная: переменчивая, с высокими температурами, с ветрами и метелями – просто отрезали регион от «большой земли». Хотя начиналось всё очень волшебно…

Первый снег в Ненецком округе выпал 30 октября 2019 года. Радости и детей и взрослых не было предела. Снеговиков за день налепили видимо-невидимо, в каждом дворе не по одному десятку, в снегу накупались до мокрых маек. Ведь первый снег – он особенный, надо успеть им насладиться. Как правило, даже на крайнем севере первый снег лежит день, а потом превращается в лужи. Но снег в Ненецком округе за один день до начала календарной зимы выпал и остался лежать, не растаяв, а наоборот, с каждым днём его становилось всё больше и больше. 

По данным метеорологов, при норме снега в октябре четыре сантиметра, в октябре прошлого года его выпало семнадцать сантиметров! В ноябре снега выпало тринадцать сантиметров, вместо нормативных семи, а в декабре – пятьдесят сантиметров вместо двадцати семи!

В то время как жители других регионов России жаловались на то, что снега нет, мол, что за зима такая – жители Ненецкого округа просили небесную канцелярию помиловать и перестать засыпать их снегом! Заменить межсезонную зиму самой настоящей с арктическими морозами. Так и привычнее, и удобнее, и комфортнее.

Однако если для людей обильные снегопады не всегда в радость, особенно для тех, кто проживает в частных домах, и для коммунальщиков, то для дорожников, работающих на зимнике – в самом начале, когда только начинается строительство зимней автодороги – большой плюс. Большое количество снега позволяет быстрее и качественнее подготовить проезжую часть. Однако во время эксплуатации временной автодороги снег становится серьёзной помехой.

Строительство зимника Нарьян-Мар – Усинск началось в начале декабря, сразу после подписания постановления администрации Ненецкого округа, разрешающего движение механических транспортных средств по зимним автодорогам. Согласно техническому заданию, общая протяжённость трассы автозимника составляет 54,8 км. Строительство временной автодороги отличается от строительства капитальной дороги. Вместо асфальта рабочие укладывают и укатывают снежную трассу. Заливают водой, чтобы была прочной и могла выдерживать тяжеловесные машины, затем гладят «гитарами» - специальным приспособлением в виде огромного железного тяжёлого пласта, чтобы как следует уплотнить полотно. Также устанавливают светоотражающие вешки.

Построили зимник сезона 2019 – 2020 гг. достаточно быстро, в конце декабря его уже официально открыли. В канун новогодних праздников – настоящий подарок для всех жителей региона. Кто-то собирался отправиться в путь за пределы Ненецкого округа на период праздников, кто-то ожидал завоза различных товаров и продуктов в Нарьян-Мар. Ведь последний раз в больших объёмах продукцию завозили в навигационный период; в период межсезонья самолётами доставляют, как правило, только самое необходимое. Впрочем, ждут открытия зимника и для того, чтобы привезти, например, мебель или стройматериалы. Но успели воспользоваться зимником только те, кто двинулся в путь до 29 декабря… 

Потом замело. Для легковушек попасть на зимнике в метель – мягко говоря, опасно. Видимость ничтожно мала, да и дорога буквально за считанные минуты превращается в непроходимый сугроб, да такой, что и помощь не подъедет. Ранее я вам уже рассказывала о том, как попала в сильнейшую метель на зимнике и как всё завершилось. Честно: повторения этого опыта не хочу! Хотя в этом есть своя романтика. Кстати, о запрете выезда на зимник в самом его начале сообщается на информационных табло, а если уж непогода застала в пути, то можно добраться до ближайшего дорожно-ремонтного пункта и переждать. Успевшие уехать до 29-го возвращались уже в январе (в те сроки, когда зимник был открыт), ехали с остановками по несколько часов, пережидая сильные снежные заряды, добирались, мягко говоря, с приключениями. Потому что машину не бросишь.

Ещё одним препятствием для автомобилистов в конце декабря стало то, что на переправе в районе Усть-Усы (республика Коми) провалился «Камаз», преградив путь для других. Лёд не выдержал груза весом более тридцати тонн. На борту автомобиля находились продукты, которые должны были доставить в Усинск и Нарьян-Мар. Однако ЧП ничему не научило других водителей. Не прошло и суток, как в этом же месте, буквально в двадцати метрах от первого места происшествия, провалился под лёд ещё один большегруз. И… дорога оказалось заблокирована.

Признаться честно, водителей легковушек данные ЧП на переправе ничуть не смущали, «хитрыми» способами они умудрялись пробраться на другой берег реки, применяя навыки художественного вождения между провалившимися большегрузами.

Конечно, постепенно проблему решили. Грузовики достали, переправу наморозили, метель утихомирилась и машины пошли в путь. Да, на всё это потребовалось время, поэтому нарьянмарцы на новогодние праздники остались без вкусняшек, привезённых с «большой земли». Безусловно, кто-то из предпринимателей подсуетился и доставил продукты самолётом, но и ценники установил космические. Например, за десяток яиц – более ста рублей! Так что новогодний оливье из рядовых салатиков превратился в блюдо изысканной ресторанной кухни.

К седьмому января полки в магазинах были пусты, раскупили всё, что можно было. Автор этих строк как раз на Рождество вернулась с семьёй из новогоднего путешествия в Нарьян-Мар – и, конечно же, за голову схватилась, думы думать начала, чем бы разнообразить рождественский стол. Но расспросив коллег и друзей, поняла: надо ловить момент, когда в какой-нибудь магазин машина придёт... 

Недолгие после новогодних праздников морозы дали разгуляться любителям езды по зимнику: дорога как асфальт! Но 13 января зимник снова закрывают для проезда легковушек и внедорожников. Виной всему метель. И кстати, по сообщению метеорологов, метель в январе для Ненецкого округа – норма. А мы-то всю жизнь думали, что норма – это минус тридцать и более, такой крепкий январский морозец.

- Метель, это горизонтальный перенос снега на определённом расстоянии от земли. Метель вызывает сильный ветер, возникающий в результате перепада температур, поэтому сильные ветра и метели в январе – это естественное явление, рассказала начальник Объединённой гидрометеорологической станции по Ненецкому автономному округу Людмила Севастьянова.

Этой зимой дорожники, которые содержат трассу Нарьян-Мар – Усинск, работают в режиме нон-стоп. После метели на приведение трасы в нормативное состояние дорожники бросают все силы – порядка двадцати единиц техники. Тракторы и бульдозеры осуществляют разбивку снежных перемётов и разглаживание бровки на дороге, осуществляют дежурство на подъёмах в районе рек.

- В то время пока мы приводим трассу в нормативное состояние, проезд по зимнику запрещён. Однако водители игнорируют эту норму, едут и легковушки и большегрузы, которые очень мешают работе, а застревая -- создают дополнительную работу для дорожников. Машины делают глубокую колею по разровненной, но ещё не пролитой для прочности водой дороге, -- рассказал представитель подрядной организации.

В январе в ходе оперативного совещания губернатор Ненецкого округа Александр Цыбульский поручил вести ежечасный контроль как за ситуацией на временной трассе, так и за работой подрядчика:

- Праздники выдались с точки зрения погодных условий не самые простые, тем не менее, надо держать на контроле зимник, особенно в праздничные дни. Он для всех крайне важен, и то, что люди не могли выехать, -- я понимаю, что на это есть объективные причины, но тем не менее, ежедневный, если не ежечасный контроль за подрядчиком, содержащим зимник, должен вестись.

На календаре уже март, однако ситуация не изменилась. Зимник преимущественно закрыт, а если и открыт, то только для большегрузов. Продуктовые «Камазы» добираются до столицы Ненецкого округа дольше, чем обычно. Тем временем в магазинах на вопрос покупателей, когда будет завоз, продавцы разводят руками и говорят: «Когда придёт машина». Между тем с 10 марта на ледовых переправах в районе села Усть-Уса установлено ограничение грузоподъёмности до пятнадцати тонн. Новые требования к весу установлены в связи с тёплой погодой. Максимальная грузоподъёмность переправ – 25 тонн – была достигнута в январе. Данный участок республиканского зимника открывает путь на "большую землю" жителям и предпринимателям Ненецкого округа.

Не проехать и не улететь! Таких частых задержек рейсов самолётов из-за погоды, как в этом году, не припомнят бывалые пассажиры. Просмотр прогноза погоды на дни вылета – одна из самых запрашиваемых страниц в интернете. А те, кто летят в командировки, берут билеты с запасом на день-два: мало ли, разгуляется стихия. Так, например, после новогодних праздников самолёты из Москвы не могли совершить посадку в Нарьян-Маре. Самолёт, покружив над Нарьян-Маром, из-за непогоды уходил на запасной аэропорт в Архангельск, а в воздушную гавань окружной столицы возвращался лишь на следующий день. А вот из Екатеринбурга, Сыктывкара, Челябинска, Кирова и других городов люди добирались до дома по пять дней – естественно, негодуя. Среди тех пассажиров, чей рейс задержали на пять дней, оказался директор компании-подрядчика, которая содержит зимник Нарья-Мар – Усинск. Он к ситуации отнёсся с пониманием, отметив, что рейсы в непогоду отменяются в целях безопасности пассажиров и это должны понимать все.

И это лишь несколько историй!

Январскую погоду назвали аномально тёплой для Ненецкого округа. Средняя температура воздуха на первую декаду месяца составила минус пять с половиной градусов. Такая же погода была зафиксирована в регионе пятьдесят пять лет назад, в 1965 году. Несмотря на это, в целом зима в Ненецком округе оказалась суровее, чем обычно.

- В зиму 2020 года выпало осадков почти в два раза больше нормы. Только за первую декаду марта осадков выпало больше месячной нормы. Если говорить в целом, то в январе выпало осадков 44,7 мм, при норме 24,3 мм. В феврале выпало практически в два раза больше осадков: при норме 18 мм – выпало 35 мм. У нас на снегомерном маршруте в районе метеорологической станции снежный покров превысил отметку один метр, за последние три года такой высоты снега ещё не было.
Начальник Объединённой гидрометеорологической станции по НАО Людмила Севастьянова.

Снежная зима в этом году – помеха не только для дорожников, работающих на зимнике, но и для городских коммунальщиков. Они работают и ночью, и днём, кучи снега, которые временно складируют в черте города, кажутся Кавказскими горами с их белоснежными вершинами. С помощью самосвалов за январь и февраль этого года работники МБУ «Чистый город» вывезли около 38 тыс. кубов снега на полигон ТБО, выполнив около четырёх тысяч рейсов.

Между тем, Росгидромет опубликовал актуальную информацию о ходе весеннего половодья и паводковой ситуации. Как сообщается в докладе руководителя Росгидромета Игоря Шумакова, представленном на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, зима 2019–2020 годов на европейской и азиатской территории страны была теплее нормы.

По прогнозу на 2020 год, Печора и реки Мурманской области традиционно вскроются ото льда в мае. В Республике Коми и Ненецком автономном округе по течению реки возможно формирование опасных заторов льда.

Исходя из сложившихся к началу марта гидрометеорологических условий, ожидаются выше нормы на 0,5 – 1,0 метра максимумы половодья в бассейнах рек Архангельской области, Коми и Ненецкого автономного округа, а также на большинстве рек Мурманской области.

При выпадении обильных осадков в период прохождения максимумов весеннего половодья возможны подтопления прибрежных частей города Нарьян-Мар.

В этой связи мэрия Нарьян-Мара уже сейчас призвала горожан заблаговременно готовиться к паводку. В первую очередь это касается частных домовладений, расположенных на подтопляемых территориях, – микрорайонов Малый Качгорт, Сахалин, Совхоз, Мирный, Захребетная, Старый аэропорт, Бондарная.

В момент написания статьи снова замело, белые снежные мухи кружат так, что не видно ничего. На новостных лентах уже привычные заголовки: «Зимник Нарьян-Мар – Усинск закрыт для всех видов транспорта».

Вот такая межсезонная зима в этом году выдалась. Так что если вдруг кто-то до сих пор скучает по снегу – добро пожаловать в Нарьян-Мар!

снег3.png 

Автор: Мария Владимирова, старший редактор ГБУ НАО «Ненецкая ТРК».

Фотографии автора.





Комментарии