Сейчас в Архангельске

15:37 6 ˚С Погода
18+

Арктические гражданские атомоходы в отечественной филателии – часть вторая

Эпоха атомных ледоколов

Филателия Атомные ледоколы Транспорт и логистика Северный морской путь
Аркадий Романов
18 мая, 2024 | 13:21

Арктические гражданские атомоходы в отечественной филателии – часть вторая

Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Ямал». Фото из архива автора


Продолжаю начатый здесь рассказ об эпохе атомных ледоколов, которые сыграли выдающуюся роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути, и том, какое отражение эта эпоха нашла в отечественной филателии.


«Советский Союз»

Пятый атомный ледокол «Советский Союз» проекта 10521 – полный аналог «России» и всех судов серии «Арктика» – был также построен на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущен на воду 31 октября 1986 года, принят в эксплуатацию в 1989 году. Особенностью проекта «Советского Союза» было его возможное перепрофилирование в короткие сроки в корабль для несения военной службы. 



Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый атомоходу «Советский Союз»


В 1991–1992, 1997–1998 годах «Советский Союз» служил в основном для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана А.Г. Горшковского на стоянке в точке Северного полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербург в честь русских мореплавателей и корабелов Балтийского завода. В 2002 году был проведен эксперимент по снабжению электричеством, вырабатываемым ядерными реакторами, объектов на берегу Баренцева моря у Мурманска. Фактически «Советский Союз» выполнил роль ПАТЭС – плавучей атомной электростанции. Эксперимент прошел успешно, но остался экспериментом из-за своей затратности. 

В 2004 году атомоход был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике. Однако в 2010 году «Советский Союз» был выведен из состава флота, а в августе 2017 года принято решение об его утилизации.


«Ямал»

Шестым советским и российским атомным ледоколом стал «Ямал», также построенный по проекту 10521 на Балтийском заводе и являющийся почти точной копией своих предшественников. Он спущен на воду в 1989 году под именем «Октябрьская Революция», однако в 1992 году был модернизирован и переименован в «Ямал». 



Марка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Ямал»


В 2000 году атомоход совершил экспедицию с туристами к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» стал седьмым кораблём, достигшим самой северной точки земли. А всего им совершено уже 46 таких рейсов. И они продолжаются.



Конверт 2002 года, посвящённый круизному рейсу атомного ледокола «Ямал» на Северный полюс 12 августа 2002 года


Конверт 2005 года, посвящённый круизному рейсу атомного ледокола «Ямал» на Северный полюс


«Ямал» способен колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. И ещё одна деталь: нигде в мире больше нет ни одного ледокола с улыбающейся акульей пастью, как у «Ямала». Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, а затем было оставлено по просьбе туристических компаний. Без него «Ямал» теперь даже трудно представить.

В 1996 году «Ямал» пережил пожар. В 2009 году столкнулся с порожним танкером (шел на балласте), после чего был вынужден осуществить его сопровождение до безопасного порта. В том же 2009-м «Ямал» принимал участие в спасательной операции группы археологов из бухты Ледяная Гавань, что в архипелаге Новая Земля. Список приключений и «злоключений» российского атомного ледокола можно было бы продолжать еще долго. 



Картмаксимум, посвящённый «Ямалу», со спецгашением «Полярная слава России» 2013 года


Он по-прежнему находится в строю и продолжает выполнять свои задачи в Арктике. Срок эксплуатации «Ямала» после некоторой модернизации продлён до 2028 года.


«50 лет Победы»

Седьмым российским атомоходом, завершающим серию проекта 10521, стал ледокол «50 лет Победы», также построенный на Балтийском заводе. Он заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году оно возобновилось. Флаг на судне уже с именем «50 лет Победы» поднят 23 марта 2007 года, когда оно вступило в эксплуатацию.



Марка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «50 лет Победы»


При строительстве этого ледокола использованы самые современные технологии – начиная от биологической защиты атомной установки и заканчивая цифровой системой автоматического управления нового поколения. 



Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «50 лет Победы»


30 июля 2013 года ледокол «50 лет Победы» достиг Северного полюса – это было сотое посещение полюса надводным судном.

В октябре 2013 года он участвовал в эстафете Олимпийского огня. В ночь с 19 на 20 октября капитан ледокола Валентин Давыдянц зажёг свой факел от специальной лампады, которую везли по Баренцеву морю к Северному полюсу, в тот самый момент, когда завершил свой бег факелоносец в Ярославле. В доставке факела к Северному полюсу участвовали 11 факелоносцев, непосредственно Чашу огня «Сочи 2014» зажёг Артур Чилингаров. В ходе этой эстафеты было поставлено несколько рекордов: Олимпийский огонь впервые достиг Северного полюса, ледокол впервые добрался до Северного полюса в условиях полярной ночи, достигнуто рекордное для ледокола время прохождения до Северного полюса из Мурманска – 91 час 12 минут.



Односторонняя карточка Почты России 2019 года, посвящённая ледоколу «50 лет Победы»


Впервые в истории арктической навигации этот атомоход совершил сверхпоздний транзитный рейс. 21 декабря 2016 года в Чукотском море в районе Берингова пролива атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку модулевоз «AUDAX», сухогруз «Арктика-1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс продлился две недели и завершился 3 января 2017 года.

25 августа 2017 года атомоход завершил в Мурманске рекордный рейс до Северного полюса, в ходе которого вершина земли была достигнута по воде за трое суток.

Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол «50 лет Победы» также ориентирован на выполнение арктических круизов, как правило, к Северному полюсу с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. Согласно текущим планам ледокол будет работать до 2038 года.


«Таймыр» и «Вайгач»

Наряду с огромными судами серии «Арктика» в СССР были построены еще два атомохода уменьшенной осадки проекта 10580 – «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990), названные в честь легендарных ледокольных пароходов ХХ века.  

Они предназначаются в основном для проводки судов в устьях сибирских рек: максимальная осадка была определена в 8 метров. Корпуса этих ледоколов построены в конце 1980-х годов в Финляндии, но оборудование (силовая установка на основе реактора КЛТ-40М и др.) на них установили советское, и сталь использовалась также советского производства. Основные параметры современных однореакторных «Таймыра» и «Вайгача»: водоизмещение – 20 тыс. тонн, длина – 152 м, ширина – 29 м, скорость хода 18,5 узлов.



Марка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Таймыр»


Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Таймыр»


Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомному ледоколу «Вайгач»


«Таймыр» и «Вайгач» и сегодня сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.


«Урал»

Выше я уже рассказывал двух новых атомных ледоколах проекта 22220 – «Арктика» и «Сибирь». 

22 ноября 2022 года государственный флаг был поднят на атомоходе «Урал» – уже третьем судне этого проекта класса ЛК-60Я. Его параметры и внешний вид полностью совпадают с характеристиками двух старших собратьев. Напомню лишь, что это – двухосадочные ледоколы: при глубокой осадке они способны проламывать толстые океанские льды до 2,8 м, при мелкой – работать в руслах рек. 

Обновлённая энергоустановка может работать до 7 лет на одном заряде, а вместимость судна позволяет взять с собой больше запасов и автономно проводить в плавании более года. Назначенный срок службы этих атомоходов составляет 40 лет (максимум для предыдущих поколений был всего 25 лет), ресурс ядерного реактора – 320 тысяч часов. Суда этого проекта в ближайшие годы станут основой гражданского ледокольного флота России.

Атомный ледокол «Урал» при всей внушительности рассчитан на экипаж всего из 53 человек. Большая часть устройств работает автоматически, поэтому с работой справляется такая немногочисленная команда.




Монеты Банка России 2021 года, посвященные атомоходу «Урал»


10 декабря 2021 года (ещё до официального ввода атомохода в эксплуатацию) Банк России в серии «Атомный ледокольный флот России» выпустил золотую и серебряную монеты, на которых изображен ледокол «Урал». В филателии же он пока не отмечен.

Напомню, что первоначально именем «Урал» назвали атомный ледокол «50 лет Победы», но в ходе строительства его переименовали и дали имя, под которым он известен ныне.

Кстати, «Урал» – это не завершение линейки ледоколов по проекту 22220. Сейчас на стапеле Балтийского завода ещё два заказа – атомоходы «Якутия» (спущен на воду в 2022 году и сейчас достраивается на плаву) и «Чукотка». В 2024 и 2025 году планируют ещё заложить соответственно «Камчатку» и «Сахалин». Таким образом всего ледоколов класса ЛК-60Я будет семь.


Ледоколы «Лидер»

Круглогодичную навигацию по восточному направлению СМП смогут обеспечить ледоколы прорывного проекта 10510 «Лидер» (тип ЛК-120Я). «Росатом» планирует построить три таких корабля к 2035 году. Эти уникальные суда будут собираться на дальневосточной верфи «Звезда» (Большой Камень) в кооперации с Балтийским заводом. 

«Лидеры» обеспечат необходимую «коммерческую скорость» танкеров, которая составляет 10–12 узлов (18–22 км/ч) в условиях двухметрового ледяного покрова. По данным разработчика – ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург), максимальная толщина льда, который способен ломать корабль проекта 10510, составляет 4,3 м. В процессе движения «Лидер» может создавать канал шириной 52 м. Он позволяет безопасно проводить танкеры и газовозы, которые перевозят грузы массой свыше 100 тыс. тонн. Высокую скорость хода должна обеспечить ядерная силовая установка мощностью до 120 МВт (вдвое больше, чем на судах проекта 22220). 

Детище ЦКБ «Айсберг» станет самым мощным и крупным ледоколом в мире. Водоизмещение «Лидера» составит 71,2 тыс. т, длина – 209 м, ширина – 47,7 м, осадка – 13 м. Несомненно, что почтовое ведомство не обойдет этих красавцев своим вниманием. А пока их можно увидеть только в проекте.



Так будут выглядеть ледоколы прорывного проекта 10510 «Лидер» (тип ЛК-120Я)


«Севморпуть»

В атомном ледокольном флоте России представлен особый экземпляр – атомный лихтеровоз «Севморпуть». Это единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой типа КЛТ-40. Названо оно в честь Северного морского пути, для которого и строилось. Заложено в Керчи на судостроительном заводе «Залив» 2 ноября 1984 года, введёно в строй в 1988 году. 



Конверт 1997 года, посвящённый атомному лихтеровозу «Севморпуть»


Является единственным судном проекта 10081. Способно самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м. Его работа – северный завоз (транспортировка грузов в лихтерах и контейнерах) в труднодоступные районы, участие в освоении шельфов и разработке месторождений свинцово-цинковых руд на Новой Земле. Несколько лет «Севморпуть» обеспечивал грузоперевозки на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. В 2019 году лихтеровоз впервые перевез рыбопродукцию по Северному морскому пути из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург.



Односторонняя карточка Почты России 2009 года, посвящённая атомоходу «Севморпуть»


Мощное судно длиной 260 м и с рекордным водоизмещением 61 тыс. тонн за годы работы прошло более 300 тыс. миль, перевезло более 1,5 млн тонн грузов. Причем за все это время его ядерный реактор был перезаряжен только раз. В 2015 году «Севморпуть» прошел переоборудование. Это – единственное действующее и крупнейшее из всего четырёх когда-либо построенных в мире невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.


***

Таков был краткий рассказ об атомном ледокольном флоте России, отражённом в отечественной филателии. В заключение отмечу, что сроки строительства современных атомных ледоколов постепенно сокращаются. Если «Арктика» строилась более семи лет, «Сибирь» и «Урал» – 6,5–7 лет, то плановые сроки строительства ледокола «Якутия» составляют 4,5 года. Как утверждают в Правительстве России, всего через семь лет количество ледоколов на Северном морском пути составит 13 единиц, из которых не менее девяти будут относиться к классу суперсовременных. А значит арктическая тема в филателии пополнится яркими новинками.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике