Сейчас в Мурманске

22:04 0 ˚С Погода
18+

Креативная Арктика: Арктический государственный институт культуры и искусства

Молодежь Севера танцует, поет, постигает азы библиотечного искусства, менеджмента культуры и IT под руководством мастеров-профессионалов Якутии

Образование Коренные народы Севера Якутия
Дария Филиппова
11 декабря, 2023 | 15:06

Креативная Арктика: Арктический государственный институт культуры и искусства

Театральный проект на основе эпосов


В Якутске, столице республики Саха (Якутия), есть уникальный в своем роде Арктический государственный институт культуры и искусства. Здесь обучается более 1000 студентов и аспирантов очной и заочной форм обучения по 23 образовательным программам. Народная художественная культура, театральное, музыкальное искусство, живопись и графика, библиотечно-информационная деятельность, дизайн и декоративно-прикладное искусство народов Арктики, культурология и социально-культурная деятельность, искусствоведение и информатика – это в одном АГИКИ!

Здание АГИКИ расположено в самом центре столицы – рядом с Саха академическим театром имени П. А. Ойунского. Студенты и преподаватели института – ядро кадров культуры и искусства в Якутии и не только. Открывая двери института, мы сразу погружаемся в эту творческую атмосферу. Из камерного зала, учебных аудиторий льются звуки музыки. Молодежь Севера танцует, поет, постигает азы библиотечного искусства, менеджмента культуры и IT под чутким руководством мастеров, профессионалов Якутии.

Арктический государственный институт культуры и искусства – уникальное учебное заведение, где в свое время разработали региональный, арктический компонент в более чем 20 дисциплинах. Об этом с гордостью рассказывает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева: «Нашими доцентами, профессорами разработаны оригинальные образовательные программы по арктическому регионоведению, арктической циркумполярной цивилизации, истории культуры, искусству народов Арктики, музыкальному, геокультурному ландшафту, процессам Арктики. Наши студенты, вне зависимости от выбранной профессиональной траектории, проходят эти дисциплины, внедряясь в философию, суть традиционной культуры, специфику арктической культуры в целом». 


IMG_20231212_123024_071.jpg

Ректор АГИКИ Саргылана Семеновна Игнатьева


Немного из истории. АГИКИ создан на базе филиалов творческих институтов страны, открытых в 1990-е годы в республике. Это филиалы Уральской консерватории, Красноярского художественного института, Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, Школы-студии МХАТ имени Н. Данченко – четыре разных учреждения объединились в арктическую школу на базе культурного кода народов Арктики. Они стали основой, фундаментом АГИКИ. 

Концептуальная основа создания вуза связана с птицей Агугук из спектакля Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой». Мальчик Кириискэ, заблудившись, благодаря звукам крыльев мифической северной птицы Агугук смог найти берег. И эта птица стала символом вуза. «АГИКИ является тем местом, где происходит становление творческой молодежи под наставничеством преподавателей, мастеров, профессоров, – с миссией сохранения культуры народов Арктики. Статус вуза, подведомственного Минобрнауки РФ, а также поддержка Минвостокразвития РФ, главы Якутии помогли достичь уровня устойчивого развития», – отмечает ректор АГИКИ.




Студенты с первого курса становятся участниками творческих проектов, а на втором и третьем – уже авторами. В АГИКИ есть креативное агентство, бизнес-инкубатор. Студенты реализуют свои предпринимательские компетенции, в лучшие проекты инвестирует сам вуз. Ребята, будучи еще студентами, получают статус самозанятых или создают свое дело (например, ИП). Их продукты становятся востребованными на рынке, масштабируются. 

Уже в студенчестве ребята с Центром компетенций по вопросам городской среды РС (Я) LETO разработали дизайн-коды населенных пунктов Якутии – в Горном, Хангаласском и других улусах. Эти дизайн-проекты уже реализованы, они меняют среду, облик местности. С участием студентов и преподавателей созданы также библиотечные пространства. Таким образом формируется практикоориентированный подход в образовании, который дает возможность творческой реализации и получению студентами бизнес-компетенций.  

Студенты разрабатывают проекты и могут оформить их как стартап на защите выпускных квалификационных работ. Лучшие работы представляют на площадках компаний – партнеров вуза. Например, студенты выполнили элементы редизайна Якутского хлебокомбината. А в компании SAYBM студенты могут стать резидентами и выпускать свою ювелирную продукцию с оформлением интеллектуальных прав. Для этого разрабатывается собственный маркетплейс вуза.



Ювелирная школа


В прошлом году более 200 студентов ездили в разные вузы страны по программам проектного обучения, развитию креативных компетенций – в «Сколково», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Универсальный университет и другие. 

Студенты и педагоги реализуют свои проекты и за пределами региона, обучаются в ведущих вузах страны.  

Расписание у студентов интенсивное. Несмотря на это, студентка 4 курса отделения народной художественной культуры АГИКИ Кэскилээнэ Туприна совмещает учебу и работу в Государственном театре коренных малочисленных народов РС (Я). «Моя будущая специальность – руководитель этнокультурного центра. Мне нравятся больше всего творческие занятия, где мы танцуем, поем, улучшаем свои навыки. Также много и теории, изучаем арктическое регионоведение, традиционное исполнительское мастерство, обряды и ритуалы народов Арктики, международное культурное сотрудничество и другие дисциплины». Кэскилээнэ сама долганка, родом из Анабарского района, одного из 13 арктических районов Якутии.

В этом году Министерство науки и высшего образования РФ учредило стипендии для студентов – представителей КМНС. Стипендиатами стали студенты АГИКИ Кундумэн Андросов (кафедра живописи и графики) и Юлианна Захарова (кафедра СКД). Оба студента продвигают культуру и традиции коренных народов Севера, реализуя проекты и участвуя в различных мероприятиях. Студентка Айталина Борисова стала обладательницей стипендии президента РФ. Она обучается на кафедре живописи и графики, занимается наукой и неоднократно одерживала победу на международных, всероссийских и региональных конференциях с докладами об изобразительном искусстве Якутии.  



Театральный проект на основе эпосов


«Я по национальности эвенк, изучаю культуру своего народа, стараюсь через свои художественные работы донести смыслы и ценности Севера, Арктики. Рисую, нравится заниматься скульптурой, танцую в эвенкийском ансамбле ″Гиркилэн″», – рассказывает студент 3 курса Кундумэн Андросов. Он учится по специальности «художник-живописец», получил стипендию за вклад в изучение культуры и языков КМНС. Кундумэн активно участвует в различных творческих конкурсах, стал победителем конкурса «Бэркэ-Бэйе» (переводится с эвенкийского как «Лучший мужчина»). В его работах символы Арктики любовно нарисованы на холсте – это и бескрайняя тундра, и рыболовство, и морошка. А фигура оленевода с оленем будто отлита из золота.

Особую привлекательность вуза формирует специфика обучения. В образовательных программах ярко выражены культурные традиции арктических народов. В народной хореографии – это язык танца. Здесь и движения, и внешняя эстетика, и обрядовая культура, и фольклор. 

Так же дело обстоит в ювелирном деле и дизайне. Через искусство, через дизайнерское мышление, через графику очень емко можно передать смыслы, ценности. Такая продукция очень востребована сегодня. Ребята применяют свои интересные идеи и в музейном деле, и в библиотечно-информационной деятельности, и в IT, и в социокультурном направлении. 

В институте создан и международный молодежный центр эпосов мира. Действует обрядовый театр, ансамбль танца «Аар Аартык».

Студент 3 курса АГИКИ Оргилбаяр Нямжав – абсолютный победитель в номинации «Лучший Солист» II Международной Премии исполнительского искусства «Фолк-Звезда», лауреат в номинации «Народный танец» юбилейной Российской студенческой весны в Самаре. Оргилбар родом из Монголии, узнал об АГИКИ во время участия в Фестивале Хомуса в Якутске: «У меня был выбор: поступить в культурные вузы Кореи, Японии, США, приглашения в другие институты России. Но я выбрал именно АГИКИ по отличной образовательной программе, интенсивным практическим занятиям. Мы изучаем классические, народно-сценические, бальные танцы, композицию и постановку танца, аэробику, танцы народов Севера, Арктики. Мне нравятся педагоги, их отношение, индивидуальный подход к каждому студенту». 



Оргилбаяр Нямжав


«Мы впервые здесь увидели белые ночи, национальный праздник Ысыах. Якуты очень добрые, гостеприимные. Якутская зима – самая настоящая зима, красивая, все как в сказке. В Монголии зима тоже холодная, ветреная, поэтому –40 для нас не проблема», – делится впечатлениями о Якутии иностранный студент. Оргилбаяр Нямжав планирует учиться дальше, ведь изучение всех тонкостей хореографии – очень объемная наука. Студент и сам собирается проводить мастер-класс по монгольскому танцу, где слушатели узнают основные ритмы, движения, понятия.  

«В свое время создание АГИКИ было достаточно продвинутой идеей. Сегодня у многих регионов отсутствуют собственные вузы культуры, что сказывается на экономике, жизни общества. Этот факт отмечается на многих научных, культурных мероприятиях. Наш вуз стал центром арктической культуры. Мы имеем возможность сохранять, развивать достояние предков, транслировать накопленный опыт. В условиях сильного холода умение выживать, находить и производить технологии, развиваться, творить подразумевает креативное начало народов Арктики. Мы обязаны эту особенность сохранить, приумножать, масштабировать, внедрять в жизнь новые технологические решения на основе традиционных знаний», – подчеркивает ректор АГИКИ.

Выпускники АГИКИ работают практически во всех учреждениях культуры и искусства в Якутии. Создана школа по изобразительному искусству благодаря Афанасию Осипову, Афанасию Мунхалову, Туяре Шапошниковой и др. В якутской киноиндустрии, которая развивается семимильными шагами, заметное место также занимают выпускники АГИКИ. Это якутская актерская школа Андрея Борисова, признанная театроведами нашей страны. 

«80-90% кадров Национальной библиотеки Якутии – это выпускники нашего вуза. Солисты оперы Государственного театра оперы и балета Александр Емельянов, Екатерина Корякина, Зинаида Колодезникова, а в модной индустрии – Юрий Лукин – это тоже наша гордость», – отмечает ректор Саргылана Игнатьева. 

В числе выпускников АИКИ Вера Петрова, Дарья Тартакынова, заведующая Картинной галереей Афанасия Осипова Наталья Христофорова, заведующая Галереей зарубежного искусства Национального художественного музея Якутии Мария Мищенко, режиссер Руслан Тараховский, актеры Роман Дорофеев, Иван Константинов, Ирина Михайлова, Степан Порядин

Выпускник АГИКИ Павел Колесов с 2014 года работает артистом Театра Олонхо, с 2021 года – режиссером (Олонхо – якутский народный эпос, признан Всемирным шедевром ЮНЕСКО). На профессиональной сцене он дебютировал, еще будучи студентом. Участник многих региональных, российских, международных театральных фестивалей. В его актерской карьере – съемки в фильмах «Холодное золото», «Нуучча», «Эт», «Кончится лето» (в производстве). Павел уверен, что учеба в вузе дает творческие крылья, первую ступень, а для дальнейшего профессионального роста нужны уже собственные усилия и труд. 



Павел Колесов в фильме «Нуучча»


«Запомнились больше всего в АГИКИ занятия по пластике – они развивают дисциплину и дают чувство партнера. Я признателен моим наставникам Ефиму Николаевичу, Степаниде Ильиничне, Герасиму Семеновичу, даже после выпуска мы всегда можем обратиться к ним. Самое ценное со студенчества – это мои друзья, однокурсники, они стали мне второй семьей. Мы всегда, как и во время учебы, вместе радуемся нашим творческим успехам, волнуемся друг за друга. Во время гастролей, выездов во всех уголках республики встречаем знакомых по институту – с кем-то учились на курсе, с кем-то вместе поступали», – делится Павел Колесов. Выпускник АГИКИ является режиссером Республиканского Ысыаха Олонхо в Олекминском районе (2021), лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Ала Булкун в спектакле «Ала Булкун» на 10-м Республиканском театральном фестивале «Желанный берег» (2019).

Выпускники АГИКИ Кыыдаана Игнатьева, Мира Аргунова, Юрий Лукин являются наставниками для студентов. Кыыдаана Игнатьева окончила вуз в 2013 году и сейчас работает дизайнером в Студии Артемия Лебедева в Москве: «Разрабатываю логотипы, айдентики разных российских компаний. Например, летом сотрудничала с Министерством экологии Подмосковья, весной делали проект общежитий в Татарстане и многое другое. Помимо этого, занимаюсь образовательной деятельностью. В этом году выступала экспертом в урбанистических образовательных программах во Владикавказе, на Ямале, на Московском урбанистическом форуме. Из больших побед – в этом году был реализован наш проект центрального парка культуры и отдыха в с. Ытык-Кюель в Таттинском улусе».



Кыыдаана Игнатьева на фоне мурала Сэрбэкэ


Кыыдаана в студенчестве прошла стажировку в летней школе дизайна в Финляндии. «АГИКИ подарил верных друзей, профессиональные возможности, я научилась дедлайну – планированию времени и самостоятельному мышлению. В институте я обрела единомышленников, верных друзей с похожим мировоззрением и мышлением, здесь я нашла своих людей и поверила в себя», – заключила дизайнер.

В прошлом году АГИКИ участвовал в конкурсе и стал участниками программы академического лидерства «Приоритет – 2030».  Программа, реализуемая по нацпроекту «Наука и университеты», направлена на формирование пула университетов – лидеров в создании новых научных знаний, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. По этой программе вуз должен трансформироваться и стать Арктическим университетом культуры, искусств и креативных индустрий. АГИКИ становится центром взращивания креатокласса XXI века, драйвером социально-экономического развития региона, страны, вузом, где молодые люди находят свое предназначение в культуре, искусстве и креативных индустриях. 

«Наша задача – быть интересным первокурсникам. Первокурсники сегодня – с совершенно другим мировоззрением, осмыслением происходящих в мире событий, чутко реагирующие на тренды и вызовы современности. И мы трансформируем образовательную среду, внедряем практикоориентированную систему в образовании», – подчеркивает ректор вуза Саргылана Игнатьева.

Планы у института амбициозные. «Мы планируем принимать еще больше студентов. К 2030 году число студентов очной формы обучения должно вырасти до 1 500 человек. Расширяется география абитуриентов. Студентами и выпускниками АГИКИ являются представители не только Якутии, но и других регионов и стран – Таймыра (Красноярский край), Камчатки, Чукотки. Есть студенты из Алтая, Тувы, Монголии, Кыргызстана», – делится Саргылана Игнатьева. Успехи выпускников вуза впечатляют – например, Тувинский, Хакасский национальный театры возглавляют выпускники АГИКИ.  В вузе стараются, чтобы представители коренных народов в процессе обучения изучали и собственную культуру. 

При этом основная, глобальная миссия вуза – сохранение культурного кода народов Арктики, культурно-просветительские проекты, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей. Межвузовский проект Арктического государственного агротехнологического университета, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта и АГИКИ «Образование+Культура» направлен на привлечение, прикрепление молодежи к жизни на территории региона. 



Оркестр народных инструментов


В АГИКИ созданы три научные лаборатории: геокультурного брендинга, ювелирного дизайна и Научно-исследовательский центр Арктической циркумполярной цивилизации. Совместно с НОЦ «Север» и Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН проводится исследование по цифровизации культурного наследия. С Национальной библиотекой Якутии и Корпорацией развития Якутии учрежден Центр цифрового развития. С Академией наук Якутии обсуждаются исследования креативного потенциала, креативных индустрий региона, Арктической зоны РФ. 

«Сейчас у нас стоит задача –  создать в Якутии сетевые школы по музыкальному, изобразительному искусству и IT-направлению. Профильные классы открываются в школах Республики Саха (Якутия). В Чаппандинской средней школе Нюрбинского улуса мы уже открыли сетевую школу по креативным индустриям. Школьники с учителями, мастерами начали делать национальные музыкальные инструменты, учатся деревообработке, ювелирному делу, дизайну и IT-направлению. Всю методическую деятельность курируют наши кафедры», – рассказывает ректор. В СОШ №39 Якутска создана Креативная школа будущего АГИКИ.

АГИКИ реализует проекты по исследованию культурного кода северных территорий, выявлению геокультурных образов поселений, продвигает творческие проекты: «Театральный транзит», Дальневосточный оркестр народных инструментов, спектакль на основе эпосов Якутии, Тывы и Алтая, провел научные экспедиции в Верхоянск и Тикси. Разработаны новые образовательные программы «Ювелирный дизайн», «Мастер-планирование и управление развитием территорий в условиях приполярного климата», «Новое якутское кино», «Когнитология библиотечной деятельности». Ученые оцифровали музыкальный фонограмм-архив профессора Юрия Шейкина. Международный виртуальный мост «Чысхаан и К*=Хранители мирового холода» собрал более 100 представителей коренных народов мира. 

У команды АГИКИ планов много и настрой самый позитивный. «С Оймяконским улусом (признан самой холодной точкой Северного полушария, где постоянно проживает человек. – прим. автора) реализуем программу «Международная школа Чысхаана (Чысхаан – якутский Дед Мороз. – прим. автора)», которая создана на базе Научно-исследовательского центра Арктической циркумполярной цивилизации Ульяны Винокуровой. Мы планируем открыть сетевые школы, сотрудничать с другими северными районами. Это зависит и от активности самих муниципалитетов, мы открыты к сотрудничеству. Создали Арктический консорциум культуры, искусств и креативных индустрий, куда вошли ведущие вузы, научные учреждения страны», – заключает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева.

Фото: личные архивы студентов и выпускников, пресс-служба АГИКИ


***

Дария Филиппова, специально для GoArctic

далее в рубрике