Сейчас в Мурманске

11:40 0 ˚С Погода
18+

Музейное объединение Ненецкого автономного округа: всё «под одной крышей»

Исторические корни, региональная идентичность, культурный код, «выход за границы» и продвижение Арктики

Арктические музеи НАО
Валентин Юшкевич
17 февраля, 2024 | 14:11

Музейное объединение Ненецкого автономного округа: всё «под одной крышей»

Ненецкий краеведческий музей, Нарьян-Мар, 2013 год


У директора Музейного объединения Ненецкого автономного округа Елены Меньшаковой за плечами более тридцати лет работы в профессии, двадцать из которых на руководящих должностях. Своим мнением об исторических корнях, региональной идентичности и культурном коде, музейных проблемах и достижениях она поделилась с читателями «GoArctic». Смотрите также нашу предыдущую публикацию о музеях НАО.

– Елена Геннадьевна, есть ли закономерность в том, что вы занялись именно музейным делом? 

– Краеведением я интересовалась еще в школьные годы, а поступив на истфак Петрозаводского государственного университета, лишний раз убедилась, что это мое. Уже на 4 курсе я перевелась на заочное отделение, чтобы стать научным сотрудником музея в родном Нарьян-Маре. Поэтому мою профессиональную карьеру случайной точно не назовешь. 

– В 2020 году вы возглавили вновь образованное Музейное объединение Ненецкого автономного округа. Насколько оправданной и эффективной оказалась идея собрать все региональные музеи «под одной крышей»?

– Не скрою, что я была одним из инициаторов этого слияния. На тот момент я возглавляла музей-заповедник «Пустозерск». Мы работали с коллекциями и удаленной территорией площадью в 626 гектаров штатом из 20 человек.  При этом требования к безопасности, хранению и публикации коллекций, экспонированию и другим вопросам становились все жестче. Решать накопившиеся проблемы можно было двумя путями: расширением штата сотрудников или структурной оптимизацией, и мне кажется, что в итоге наш выбор себя оправдал. Не в лучшем положении находились и сельские музеи, которые у тому времени были прикреплены к домам культуры и библиотекам. 



Старообрядческий комплекс в Пустозерске. Апрель 2019 года. Фото Елены Меньшаковой


– Что дала оптимизация, например, музею-заповеднику «Пустозерск» и что удалось улучшить за прошедшее время? 

– Нужно понимать, что с одной стороны, Пустозерское городище – это объект культурного наследия федерального значения, где культурный слой достигает 4 метров. Это место, где располагался первый русский город в Арктике. Помимо серьезной исторической ценности, он является местом паломничества старообрядцев всего мира. Именно здесь закончил свой земной путь протопоп Аввакум. С другой стороны, городище, хотя и находится всего в 26 километрах от Нарьян-Мара, труднодоступно и организовать сюда доступ, а тем более хорошее туристическое обслуживание можно, только объединив ресурсы. 

И сегодня мы максимально используем возможности «Дома Шевелевых» в самом Нарьян-Маре, где размещена основная пустозерская историческая экспозиция. Стали активно задействовать прилегающий к «Дому Шевелевых» музейно-этнографический дворик. Непосредственно в Пустозерске предлагаем 4 экскурсионных маршрута. Например, экоквест «Друзья Орлана», разработанный при поддержке Проектного офиса развития Арктики, очень востребован у детей и молодежи. 

Продолжаем развивать паломнический туризм. 

Вместе с нефтеюганскими археологами опробовали методику сохранения культурного слоя памятника методом тампонады. И в целом комплексно продвигаем пустозерский бренд. Например, сейчас на выставке «Россия» в Москве посетители могут оценить два наших виртуальных проекта – «Воскресший Пустозерск» и «Уроки с Карамзиным».

– А как видоизменилась работа сельских музеев?

– До объединения все они были очень сходными. Мы же решили работать с символическим капиталом каждой территории и сосредоточиться на локальных особенностях поселений. Посовещавшись с местными жителями, наметили, что в селе Оксино мы станем проявлять русскую старожильческую фольклорную традицию через наследие печорской сказительницы Маремьяны Голубковой, в Коткино – особый колорит села через сочинения «гения места» северного писателя Алексея Коткина. В Андеге сохранилось около десятка замечательных деревянных домов конца ХIХ – начала ХХ века, поэтому там решили опираться на историю печорского домостроения. В свою очередь, в Великовисочном планируем реализовать проект, посвященный летописцу Николаю Шалькову и истории этого крепкого рыбацкого поселения.



Крестный ход староверов в Пустозерске, 17 сентября 2022 года


– А что касается головного регионального музея?

– Я горжусь тем, что у нас есть постоянная экспозиция по истории и культуре края. Далеко не все краеведческие музеи могут этим похвастаться, многие используют только временные выставки. А поскольку нашей локальной историей, кроме нас самих, практически никто не занимается, мы являемся единственным научно-исследовательским центром в этом направлении. Что же касается содержания, то у нас одна из лучших коллекций по материальной и духовной культуре европейских ненцев. Также активно мы занимаемся изучением этноса коми и историей русского старожильческого населения. То есть активно выявляем и продвигаем свою идентичность.

– Изучая ваши интернет-ресурсы, можно наткнуться на слоганы «НАО первый в Арктике», «Пустозерск первый в Арктике»… Не боитесь обвинений в «местечковой гордыне»? 

– Но Пустозерск действительно первый русский арктический город. Все остальные центры за полярным кругом появились позже него, и это подтверждено многочисленными источниками. Но дело не столько в первенстве, сколько в том большом значении, которое он оказал на развитие всех арктических территорий и освоение Сибири. Уже не говоря о том, что здесь было открыты первые в России меднорудные и нефтяные месторождения. 



Выставка «Спасибо, учитель!» в Ненецком краеведческом музее


– А чем можете гордиться, кроме богатого исторического наследия? 

– Самое главное, что нам удалось сделать, – это наладить системную и последовательную музейную работу. Мы находимся в постоянном проектном потоке, который, как мне кажется, идет правильным путем. Это касается и общей стратегии, и отдельных наших направлений – археологических исследований, экспедиций, формирования фондов, социокультурных проектов… И все это в итоге заметно в общем музейном пространстве страны. 

– Но ведь это не значит, что у вас нет проблем?

– Одна из самых больших объективных проблем – логистическая. Она заключается в том, что, в отличие от центральных музеев или музеев средней полосы, мы не «сидим» на турпотоке. Заинтересованные туристы могут добраться к нам только самолетом, а это недешево. Поэтому главная наша целевая аудитория – местное сообщество, которому не предложишь только одну экспозицию. Мы вынуждены постоянно придумывать что-то новое, чтобы у людей была потребность приходить к нам еще и еще раз. 

– Можете привести примеры наиболее удачных инициатив? 

– Возьмем только прошедший 2023 год. К 130-летию со дня рождения Маремьяны Голубковой мы с партнерами провели комплекс мероприятий – от создания нового туристского маршрута «Маремьянина тропа» до баттла между старинщиком (исполнителем былин) и рэпером. Ведь и то, и другое – это народные формы работы со словом. 

Большой отклик получили выставки о развитии местного сувенира с XVII по XXI век, «Арктика – кухня погоды» с рассказом о профессии метеоролога и особенно «Спасибо, учитель!». 

Люди приходят в музей прежде всего потому, что хотят увидеть себя, а здесь они могли с ностальгией окунуться в свои школьные годы. До сих пор с успехом проходит выставки «Печорские жОнки» и «Животные в ненецком АРТе и мифологии». 

Плюс у нас достаточно много детских и юношеских образовательных, игровых и костюмированных программ. Работает «Школа юного краеведа». Есть программа и для возрастных посетителей – «Знатоки Арктики». И все эти занятия бесплатны.



Экскурсия по выставке «Печорские жОнки». Дом Шевелёвых. 2023 год


– А что предлагаете «внешнему» посетителю?

– Только своими силами мы можем предложить нашим гостям насыщенную двух-трехдневную культурную программу. И это, не считая возможностей других познавательных и досуговых учреждений региона.

– Вы не опасаетесь, что с развитием мультимедийных и цифровых технологий музейный экспонат может оказаться вторичным для посетителя? 

– Я уверена, что музей никогда не потеряет своей актуальности именно потому, что располагает подлинными предметами. Возможность их увидеть обеспечивает совсем другой, более глубокий уровень общения. Никакой гаджет не в состоянии заменить подобное восприятие. Кроме того, люди приходят в музей не только для того, чтобы посмотреть на предметы. Они приходят еще и за живым общением. Это очень хорошо видно на наших экскурсиях или мастер-классах.

– То есть вы не будете отказываться от экскурсоводов в пользу аудиогидов? 

– Мы попробовали их ввести, но они оказались невостребованными. Возможно, это произошло еще и ввиду нашей малочисленности. Ведь у нас в округе проживает всего около 44 000 человек на площади, превышающей Ленинградскую область. Люди здесь привыкли и хотят общаться друг с другом непосредственно. 

Впрочем, мне кажется, и приезжим намного интереснее поговорить с людьми, узнать именно от них особенности проживания на территории, а не ходить с наушниками по залам.



Подготовка маршрута «Маремьянина тропа», установка указателей, 2023 год


– Если говорить о сообществе всех арктических музеев, то оно больше о взаимодействии или о конкуренции?

– Мы вместе с коллегами стараемся отходить от конкурентной среды и делать ее партнерской, потому что нас не так много, а дело общее. С одной стороны, каждый из нас старается выходить за границы, распространять свою сферу влияния не только на весь регион, но и за его пределы. С другой – на нас лежит важная миссия продвижения Арктики в целом. Поэтому музейщики Севера сплоченные и друг другу помогают. 

– Зачем вообще вам «выходить за границы»? 

– С советских времен в музейной среде говорят, что любой человек за свою жизнь посещает музей трижды... Когда он был ребенком, когда сам приводил туда детей и затем своих внуков. Так вот, чтобы увеличить число наших встреч, необходимо самим выходить с музейными проектами к людям. Неслучайно, в сентябре этого года мы будем проводить конференцию с говорящим названием «Музей. Город. Регион». Она как раз будет посвящена проявлению регионального наследия через топонимику, архитектурные формы, визуальный и невизуальный контент в пространстве музея и поселения.



Эко-квест «Друзья орлана». Сентябрь 2022 года


– Лично у вас есть своя любимая тема и свой любимый экспонат?

– С университетских времен я специализируюсь на дореволюционной истории Пустозерска. Сейчас, как и все наши научные сотрудники, разрабатываю свою тему и третий год веду сетевой проект о пустозерских воеводах. Что касается экспонатов, то каждый по-своему дорог. 

Например, с одной серебряной гривной меня связывает непростая личная история. Небольшой экспедицией мы высадились в северо-восточной части Большеземельской тундры для мониторинга Хэйбидя Пэдарского жертвенного места и никак не могли его найти. В один из дней я оторвалась от нашей группы и заблудилась в августовской тундре. Но (как, мне кажется, не без помощи удачи и высших сил) уже ближе к ночи я вышла на наш лагерь. И уже на следующий день мы обнаружили святилище, а я нашла эту гривну. Сейчас она выставлена в экспозиции Ненецкого краеведческого музея. И таких личных «предметных» историй у меня немало. 



Гривна серповидная. Поселение Морею I, IV-XI вв. В экспозиции Ненецкого краеведческого музея


– А сколько у вас сейчас единиц хранения? 

– Если считать все фонды, то получится более 50 тысяч. Но я не сторонник их увеличения просто ради внушительной цифры. Музей – это не склад. Нужно тщательно отбирать те предметы, которые в дальнейшем будут востребованы. Они должны обладать хорошей легендой, сохранностью и значением для будущих поколений. И они должны работать. Когда узнаешь, что в условном Эрмитаже экспонируется только один процент музейных предметов, а остальное находится в запасниках… Становится грустно. 

– На чем сосредоточитесь в 2024-й году? 

– В наступившем году мы будем отмечать сразу три юбилея: 525-летие со дня образования Пустозерска, 95-летие создания округа и 90-летие старейшему региональному музею. И это отличный повод для нас, чтобы «выйти за рамки», о которых мы говорили. В целом мне кажется, что наши главные функции по документированию, работе с материальным и нематериальным наследием, а также поиском региональной идентичности мы выполняем довольно успешно.



Этнографический комплекс в постоянной экспозиции Ненецкого краеведческого музея


Информация для посетителей:

Адрес: Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар, ул. Победы, 5. 

Сайт: https://naomuseum.ru/

Телефоны: +7 (81853) 4-20-60, +7 (81853) 4-67-48

Часы работы: вт-пт 10:00 –18:00; сб 11:00 –18:00


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике