Сейчас в Мурманске

15:54
18+

Историческая логистика освоения Севера и Арктики: от Новгорода до Севморпути

Об этом рассказали на очередной лекции совместного проекта ПОРА и ИОН Президентской академии

Экономика Арктики История Арктики История России Развитие Арктики Лекция
16 декабря, 2025, 12:24
Историческая логистика освоения Севера и Арктики: от Новгорода до Севморпути

Фото: Юлия Замятина / ПОРА


В рамках совместного цикла лекций Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) и Института общественных наук Президентской академии (РАНХиГС), посвящённых истории Арктики, при поддержке фонда «История Отечества», прошла лекция об исторической логистике освоения высоких широт.

Лекцию, которая состоялась на площадке ПОРА, провёл Андрей Криворотов – доктор экономических наук, заведующий кафедрой Одинцовского филиала МГИМО, эксперт Проектного офиса развития Арктики. В своём выступлении он обратился к долгосрочным историческим закономерностям формирования логистических и инфраструктурных систем Севера, показав, как решения, принятые столетия назад, продолжают влиять на развитие Арктики в наши дни.

Речь шла не столько об экономической истории в классическом понимании, сколько об исторической экономике – о протяжённых во времени процессах, определивших пути расселения, торговые маршруты и транспортные каркасы Российской Арктики.


8 Лекция011 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Неоднородность развития

Арктика как пространство хозяйственного освоения всегда была неоднородной. Чтобы понять современные логистические и инфраструктурные процессы на Севере, необходимо выйти за рамки последних двух–трёх столетий и обратиться к более протяжённой исторической перспективе. Уже около тысячи лет Арктика вовлечена в экономическую деятельность европейских государств, и за это время сформировались устойчивые модели расселения, торговли и транспортных связей, которые во многом определяют развитие региона и сегодня.


8 Лекция016 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Два типа освоения Арктики

Исторически сложились два принципиально разных типа освоения северных территорий.

Европейский путь, характерный для Севера Европы и Русского Севера, формировался ещё в аграрную эпоху. Освоение шло постепенно, через переселение, формирование устойчивых поселений, развитие круглогодичных путей сообщения. Эти территории воспринимались государствами как полноценная часть страны, а их население – как равноправные подданные.

Американский путь, сформировавшийся в Североамериканской Арктике, был продуктом колониальной эпохи. Он основывался на деятельности торговых монополий, факторий, вахтового труда и минимизации постоянного населения. Логистика здесь строилась по принципу «добыча – порт – метрополия», без горизонтальных связей между территориями.

Эта разница проявляется и сегодня – в характере дорожных сетей, типах поселений и подходах к развитию инфраструктуры.



8 Лекция021 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Россия как синтез двух моделей

Россия уникальна тем, что в её Арктике сочетаются оба типа освоения. Европейская часть Севера развивалась по европейскому пути, азиатская – по логике ресурсной колонизации. При этом ключевой особенностью было сочетание государственной воли и низовой народной колонизации.

Государство всегда ясно понимало, зачем оно идёт на Север: за ресурсами, транзитными возможностями, а позднее – за военно-стратегическими преимуществами. Однако параллельно происходило добровольное переселение людей, которые не просто добывали ресурсы, но оседали, формировали города и устойчивые сообщества.



8 Лекция003 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Новгородский этап: рождение северной логистики

Первый системный этап освоения Русского Севера связан с Новгородской республикой. Новгородцы организовали сложную сеть речных и морских путей, соединявших Белое и Баренцево моря с внутренними районами страны. Эти пути стали основой первой внутренней логистики Крайнего Севера.

Именно здесь сформировалась культура поморов – особый северный субэтнос с уникальными хозяйственными практиками, приспособленными к экстремальным условиям. Торговля рыбой, пушниной, обмен с южными регионами создали устойчивую экономическую систему, действовавшую веками.



8 Лекция009 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Московское государство и ресурсная экспансия

После присоединения Новгорода Москва унаследовала северные территории и начала их освоение уже в логике централизованного государства. В XVII веке была создана гигантская система продвижения на восток – через реки, остроги и тракты.

Основным экономическим стимулом стала пушнина – главный экспортный ресурс своего времени. Логистика выстраивалась таким образом, чтобы максимально эффективно изымать сырьё и доставлять его в центр. Уже тогда сформировались ключевые транспортные коридоры, которые во многом совпадают с современными.

Запрет морского хода на Мангазею в начале XVII века стал примером жёсткого государственного протекционизма и определил сухопутную ориентацию освоения Сибири на столетия вперёд.



8 Лекция018 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Арктика как окно во внешний мир

Особенность России заключалась в том, что Арктика выполняла не только ресурсную, но и транзитную функцию. В условиях ограниченного доступа к западным рынкам через Балтику именно северные порты – Кола, Архангельск – стали каналами прямой торговли с Англией и Голландией.

Основание Архангельска в 1586 году превратило его в первый специализированный экспортный порт России и важнейший логистический узел своего времени.



8 Лекция025 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


XVIII век: картографирование и научное освоение

В XVIII веке началось систематическое изучение Севера. Великая Северная экспедиция впервые дала полное картографическое описание арктического побережья России – от Мурмана до Чукотки. Эти карты оставались основой навигации вплоть до XX века.

При этом торговое судоходство в Арктике оставалось ограниченным, а основными транспортными артериями по-прежнему были сухопутные и речные пути.



8 Лекция033 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Советский прорыв

Советский период стал уникальным этапом освоения Севера. За несколько десятилетий была создана инфраструктура, сопоставимая по масштабам с многовековым развитием других арктических регионов.

Север перестал быть исключительно экспортной периферией и стал частью единого внутреннего хозяйственного комплекса. Были построены города, порты, железные дороги, трубопроводы, аэродромы, атомный ледокольный флот. Северный морской путь превратился в реальную транспортную магистраль.

Советская модель сочетала жёсткое государственное управление и массовое добровольное переселение, что позволило сформировать устойчивую систему расселения и производства в экстремальных условиях.



8 Лекция046 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


Постсоветский период и современные вызовы

После распада СССР в 1990-е годы российская Арктика во многом вернулась к американской модели – с вахтовым методом и экспортной ориентацией. С конца 2000-х годов началось постепенное переосмысление арктической политики и запуск крупных инфраструктурных проектов.

Сегодня Северный морской путь демонстрирует рекордный рост грузооборота, однако его развитие остаётся сильно зависящим от нескольких экспортных проектов. Перед Россией стоит задача перехода от точечного освоения к системному и комплексному развитию Арктики.



8 Лекция051 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА


История повторяется

Логистика Арктики – это результат тысячелетней эволюции. Современные транспортные коридоры, порты и трубопроводы во многом повторяют траектории, заложенные ещё в эпоху Новгорода и Московского государства. Понимание этих исторических закономерностей необходимо для выработки устойчивой стратегии развития Севера в XXI веке.


8 Лекция060 (1).jpgФото: Юлия Замятина / ПОРА




Смотрите все лекции цикла «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие»


  1. Николай Манвелов: Седов и Беринг: две трагических судьбы. Что объединяло и разделяло первооткрывателей Арктики
  2. Николай Манвелов: Две полярные эпопеи: от «Челюскина» до «Северного полюса – 1»
  3. Никита Петров: Мудрость Арктики в современном мире – как происходило взаимодействие переселенцев и коренных народов
  4. Алексей Исаев: О боях за Арктику в годы Великой Отечественной войны
  5. Николай Манвелов: Архангельск — колыбель российского флота
  6. Андрей Головнёв: Россия — не Запад и не Восток, а Север
  7. Ирина Поткина: Как Британия не стала владычицей арктических морей
  8. Ирина Поткина: Как формировалась экономическая мысль об Арктике на рубеже XIX–XX веков
  9. Николай Манвелов: Как русская Арктика училась жить без дорог
  10. Николай Манвелов: Русский Север как стратегический ресурс: от XVI до начала XX века
  11. Андрей Криворотов: Историческая логистика освоения Севера и Арктики: от Новгорода до Севморпути






далее в рубрике