Сейчас в Мурманске

18:48 0 ˚С Погода
18+

Из истории одной станции: МГ-2 «Канин Нос» – часть вторая

Морская гидрометеорологическая станция 2 разряда, температура и соленость моря, выборный вертолет, «Мангазея» и «Михаил Сомов», пересыхающие колодцы и новая эпоха, Интернет и дрова

Полярники Метеостанции в Арктике Канин Нос
Владимир Привалов
26 октября, 2024, 09:48

Из истории одной станции: МГ-2 «Канин Нос» – часть вторая

Побережье мыса Канин Нос. Июнь 2024, фото автора


Столь привычно звучащее для работников Росгидромета и совершенно непонятное всем посторонним сокращение МГ-2 расшифровывается как «морская гидрометеорологическая станция 2 разряда». На морских гидрометеорологических станциях наряду с метеорологическими наблюдениями осуществляются морские наблюдения за температурой воды, ее соленостью, состоянием и уровнем моря, ледяным покровом.

Волонтерам «Команды Арктики» в ходе экспедиции начала лета 2024 года довелось помогать начальнице станции МГ-2 «Канин Нос» Елене Сергеевне в измерении температуры и солености моря: спуститься по ледовому припаю в галечную бухту оказалось делом непростым…

Полярная станция Канин Нос работает уже более ста лет. Наблюдения, организованные Гидрометслужбой Северного Ледовитого океана и Белого моря Главной Физической обсерватории, начались еще до революции, 15 ноября 1915 года. Первым наблюдателем гидрометстанции стал матрос-сигнальщик с поста наблюдения и связи Петр Ефимович Ефимов. Как и на многих других полярных станциях, во время лихолетья Гражданской войны наблюдения не проводились. Зато в тяжелые годы Великой Отечественной гидрометеорологическая информация станции, носившая тогда секретный характер, помогала в планировании операций военно-морского флота и авиации. 

Журнал истории станции ведется с 1964 года; пунктуация, стилистика авторов сохранена. Из этических соображений ФИО полярников обезличены, обозначены заглавными буквами. Записи с техническими подробностями о пуско-наладочных работах, переходе на новейшие программы и прочие специфические детали опущены. С более ранними записями можно ознакомиться здесь.


1985 год

21.2. Прилетел выборный вертолет, привезли спецодежду, стиральную машину, лампы дневного света и др.

1.12. в связи с неблагоприятной обстановкой на море (шторма) на станцию не смогли выгрузить овощи, продукты за наличный расчет, груз ремонтно-строительный

1987 год

Самолетом ледовой разведки сброшены валенки, костюмы гидролога

13.11. Прибыл т\х Мангазея печник для ремонта печей, в бане заменить печь и водогрейную бочку.

12.2. Убыл со станции в Шойну печник NN на снегоходе Буран с пограничником

1989 год

10.5. Убыл выборным вертолетом т-к (техник) Ташлыков без разрешения

1991 год

14.03. Был вертолет, прилетала комиссия из Шойны, проходил референдум за сохранение СССР и введение президента РСФСР. Проголосовали все.

6.04. Был вертолет выборный голосовали за президента России

Постепенно в журнале меняется стиль изложения, в скудных записях становится больше конкретики. Возникает некоторая заинтересованность в происходящих политических изменениях: лаконичный «выборный вертолет» 70-ых 80-ых годов сменяется развернутой записью с жизнеутверждающим «проголосовали все».

7.11. Т\х Мангазея из-за волнения не смогла выгрузиться на мысу. Выгрузку произвели на причале ВРМ. Грузовой помощник выгрузил груз на замерзшей шуге т.е. в черте наката, а должен за чертой наката. В результате при начавшейся зыби (в стороне видимо шли заряды или в море наблюдался приличный ветер) до берега зашла сильная зыбь весь груз оказался в воде в снежной каше, часть удалось спасти в этой ледяной каше. Буран (вездеход) оказался в воде мы его привязали нашедшей веревкой, веревка оборвалась, пришлось заходить в воду и завязывать веревку за передок волны 2 раза окатили по грудь. Вода холодная прилив продолжался. Еще раз приходилось снимать куртку и заходить в воду к бурану, чтобы развернуть передом к берегу (он стоял боком) волны несколько раз окатывали меня буран удалось развернуть передом к берегу от уреза до бурана было примерно 15-20 метров. Берег был пологий. Буран вытащили удачно. В хорошем состоянии.



Небольшая бухта в окрестностях станции Канин Нос. Именно здесь обычно выгружают грузы для маячной службы и метеорологов. Июнь 2024, фото автора


Судя по некоторой сбивчивости изложения, запись была сделана сразу по следам событий. Год записи – ноябрь 1991 года. До знаменательного снятия советского флага над Кремлем и конца СССР оставалось чуть больше месяца.  Это ЧП на обледеневшем берегу Белого моря – словно некая предтеча, предвестник грядущей эпохи безвременья, которая очень сильно отразилась на Арктике…

1993 год

29 (20?) 04. (дата плохо читается, – прим. автора) Вертолетом референдума убыли со станции практиканты VV, RR

8.11. Этим судном по рекомендации фельдшера ХХ убыл в Арх к врачам практикант АА (жалобы на головные боли, психику, маниакальность)

19.11. Был вертолет референдум по конституции и голосовали за кандидатов в Думу

29.12. Завезли продукты вертолетом, двигатель не выключал, разгрузили в спешке продукты по местам сходилось. После отлета при детальном просмотре оказалось в коробках недостача, было и лишнее.

В записях начинают появляться приметы эпохи: спешка, неразбериха, недостаток. Возникают совершенно новые для полярников отсылки к «психике и маниакальности». Продолжаются «политические» записи; за разъяснениями («референдум по конституции», голосование «за кандидатов в Думу») словно прячутся определенные надежды на новое время.

1996 год

23.1.Работаем в следующем составе:

А.Н. начальник

М.М. жена

С.Ю. и С. М. – их дети

С. А. брат, С.Э – сын.

Не станция, а детский сад.

1997 год

9.09 Баржа до Канина не дошла, станции кончились крупы, овощи, жиры

6.10 Закончились ленты барографа, наблюдения временно прекращены

18.10 наконец-то прибыла баржа, приняли продукты, ГСМ, дрова.

За этими скупыми записями – свидетельства тяжелых времен, наставших для полярников. Дальнейшие записи напоминают телеграфный крик отчаяния:

1999 год

20.10. Из-за сильного ветра не удалось выгрузить продукты, ГСМ, т/х Вера Мухина прошла мимо. Остались без жратвы.

2000 год

10.01. Прекращены наблюдения по термографу, кончились ленты

25.04. Наконец-то пришло разрешение пограничникам выдать нам продукты, теперь живем

6.07. пришла баржа, пришли продукты, ГСМ

2001 год

8.06. Станции кончились ленты термографа наблюдения временно прекращены

2002 год

8.01 Вышел из строя гигрограф, наблюдения прекращены

2010 год

После длительного перерыва –  новые записи. Впервые на страницах журнала появляется «кормилец Арктики» НЭС «Михаил Сомов». Его появление словно знаменует некоторый поворот, наведение порядка:

28.11. Работал вертолет с М Сомова забросили 13м3 дров. Дрова сырые. Передал документы капитану М. Сомова по первому отделу.

2011 год

В записях начинают появляться признаки «тучных» 2010-ых годов…

9.02. приезжали гости на буранах 7 человек. Судья, предприниматель с Украины, зам. министра, налоговый инспектор и т.д. Ночевали ночь.

12.06 Прилетали на вертолете гости 3 человека, по поводу затопленной баржи на камнеломе (скорее всего камнеломе, неразборчиво).

17.6 прибыла бригада в район камнелома. В 2 км от станции.

24.06. Приехали на вездеходе «Арго» оленеводы к маячникам. Цена вездехода 1 миллион 200 тыс. Погода жаркая, тихая. Заедают комары.

Впервые в записях упоминается стоимость, заходит разговор о ценах и деньгах. В недавних «советских» записях такое даже представить трудно… Также впервые встречается упоминание оленеводов, хотя они и ранее свободно кочевали по Канинской тундре.

16.07. Приезжали оленеводы к маячникам, привезли тушу оленя. Перешли с тушенки на мясо.

2.12. прилетал вертолет с Нарьян-Мара. Голосовали. Выборы в государственную думу. Нет снега.

5.12. пришел М сомов…

2012 год

30.07 Был «Сомов» прилетел вертолет. Прилетел священнослужитель: освятил крест и привез книги и витамины



Старинное кладбище в окрестностях станции: ненецкие могилы соседствуют с православными крестами и советскими звездами. Июнь 2024 года, фото автора


2013 год

С середины июля до 20 октября не было в колодцах воды, приходилось возить с ручья.

По свидетельству маячников и метеорологов, в последние годы пересыхающие под конец лета колодцы становятся нормой; примета изменяющегося климата…

2016 год

Осень. Прибыли плотники: построена новая баня.

2017 год

31.06.17

НЭС Сомов прибыли строители – строят новый дом, дизельную.

В истории станции МГ-2 «Канин Нос» начинается новая эпоха. Старое здание морально и физически устарело, каждая новая зима с метелями и сильнейшими ветрами грозила окончиться эвакуацией полярников и прекращением метеонаблюдений.

09.18 переехали жить в новый дом, служебка в старом доме.

2019 год

Еще одна примета времени. На «краю земли», как иногда именуют Канин Нос, начинают появляться путешественники. Россияне активно исследуют самые укромные уголки России. Однако, если обратиться к старым записям, можно увидеть, – первые туристы появились здесь аж в 1978 году!

Прибыла фотограф Е.А., привезли жители Шойны на снегоходах. Снимает фото для книги Нашионал Географик

03.02. Приехали путешественники на машинах из Архангельска, Н. Уренгоя, Москвы

С большим приветом от экспедиционного центра РГО Экспо! Автопутешествие Москва-Архангельск-Мезень-Шойна-Мыс Канин Нос. Два автомобиля, 4 человека. Спасибо за теплый прием!

06.02. Путешественники не могли уехать 3 дня, т .к была сильная метель МВД 50 м скорость ветра достигала 34 м/с

21.02 За Ж.- фотографом приехали из Шойны

23.02 Ж. и ее сопровождающие выехали со станции на снегоходах. Ж. пригласила нас с И. на фотовыставку в Париж

26.3. Приехали туристы из Москвы «Сусанин-Трофи» в составе 4-х человек на 2х машинах

17.09. Приехала команда «Герасим Шерт» (?) в составе 5 человек: 4 мужчины и 1 девушка на 4х вездеходах. Привезли много разных продуктов. Был праздничный фейерверк.



Современное здание станции МГ-2 Канин Нос. Июнь 2024, фото автора


Жизнь в Арктике меняется. Устанавливаются солнечные панели, новое оборудование, появляется доступ в Интернет. Но многое остается неизменным. Находясь здесь, понимаешь силу простых вещей, ценность воды и тепла. По-прежнему воду здесь носят из колодца, вытапливая ее зимой из снега, когда заметает все кругом. Берегут дрова, хорошенько просушивая их возле печи и вовремя закрывая заслонку, дабы жар не улетал в трубу.

Труд здесь по-прежнему тяжел, но и работают тут особенные люди, и потому история МГ-2 «Канин Нос» продолжается…


***

Владимир Привалов, специально для GoArctic


далее в рубрике