Из истории одной станции: МГ-2 «Канин Нос»
Бумага в Арктике, газета «Правда», московский номер телефона Эрнста Кренкеля, журнал станции, антропогенная нагрузка, маячники, метеорологи и гусь Дунька
Вид от дверей метеостанции на Канинский маяк. Июнь 2024, фото автора
Письмо, как известно со времен Цицерона, не краснеет (еpistula non erubescit), а бумага всё терпит… Но так ли уж всё? Сколько морозных зим, сколько полноводных вёсен, засушливых лет и слякотных осеней продержится написанное на тетрадном листке, случайно оброненном и позабытом на земле? Год, меньше? Отпечатанный на типографской машине текст сохранится дольше, но...
В Арктике всё иначе. Вот уж где-где, а за Полярным кругом бумага воистину способна стерпеть многое. Север бережно хранит свидетельства давно минувших дней. Во время уборки на Новой Земле, раскапывая вросшие в берег бочки, мы, волонтеры, обнаружили клочок розовых обоев. На обратной стороне – приклеенный обрывок газеты «Правда» от 15 апреля 1988 года с подзаголовком: «Волна требований освобождения В.И. Ленина из тюрьмы нарастала».
Трудясь на крутом склоне острова Хейса на Земле Франца-Иосифа, наткнулись среди мусора на телефонную записную книжку, в которой обнаружили московский номер телефона самого Эрнста Теодоровича Кренкеля, чьим именем и названа обсерватория.
Записная книжка, найденная среди мусора на острове Хейса вблизи обсерватории им. Э.Т. Кренкеля. Июль 2022. Фото автора
Полярным ярким днем, путешествуя по тундре Вайгача, мы с легкостью читали книги, поднятые прямо с прямо земли у покинутых построек станции Болванский Нос… Что уж тут говорить о журнале станции МГ-2 (Морская гидрометеорологическая станция 2 разряда) Канин Нос, хранящегося в ящике письменного стола, в тепле и сухости! У него одна опасность: погибнуть в случайном пожаре, – такое в Арктике иногда происходит, увы…
Во время большой арктической уборки в начале лета 2024 года наш отряд «Команды Арктики» высадился на Канином Носу. Помимо всех волонтерско-экологических дел удалось поработать и над журналом станции МГ-2 «Канин Нос», сделать выписки. Из этических соображений ФИО полярников обезличены, обозначены заглавными буквами. В журнале множество технических подробностей о пуско-наладочных работах по внедрению нового оборудования, переходах на новейшие программы и прочих специфических метеорологических деталей, – они, по понятным причинам, опущены.
Чтение журнала в ярко освещенной незаходящим солнцем, хорошо протопленной комнате затягивало. Некоторые неровно написанные строки тотчас же отзывались в душе, и отзывались сильно. Оно и понятно, ведь полярники жили и работали в том же здании, которое мы совсем недавно в авральном темпе, чтобы не замерзнуть, отогревали и возвращали к жизни, отвоевывая у холода крохотную кухонку и соседнюю комнату за стеной, объединенных общей печью:
15.01.1984 г. Чердак во время метелей забивает снегом. Всем штатом заделывали щели.
О, да! В первый же день высадки и нам пришлось помахать лопатой под кровельным скатом, перекидывая на чердаке снег из жилой части на нежилую. Спать под протекающим (хорошо, когда не на спальник) потолком, – сомнительное удовольствие…
Окрестности МГ-2 Канин Нос. На заднем плане характерный силуэт постройки станции советского периода с вышкой для наблюдений. Июнь 2024, фото автора
Записи журнала начинаются с 1964 года. Первая запись о «соседях»:
Военная организация начала сносить дом пограничников, который находится на СЗ от метплощадки.
В настоящее время военных на Канином Носу нет, остались лишь заброшенные постройки и нагоняющие тоску внушительные свалки мусора подле обрывистого берега Белого моря. В советский период высокая антропогенная нагрузка на хрупкую арктическую экосистему сохранялась продолжительное время. На ограниченном пространстве мыса одновременно вели деятельность пограничники, маячная служба и метеорологи. Поэтому работы здесь для волонтеров-экологов еще непочатый край…
Журнал ведется непосредственно начальником станции, иногда с внушительными (год и более) перерывами. Все особенности пунктуации, стиля, языка авторов сохранены:
1964 год
10.01. приступили к наблюдениям за продолжительностью солнечного сияния после окончания полярной ночи. Весной 1964 года футшток срезало льдом.
На станцию прибыл новый работник Р.И. Наконец-то штат полный.
1.08. Начальник станции Б.Н. сдает дела и обязанности начальника станции. А.П. вместе со своей супругой уезжает со станции, постараемся больше не возвращаться.
1970
20.11. Узнала данные о ГМС (гидрометеостанции – прим. автора). Год постройки – 1936, длина 10.5 м ширина 9.7 м высота 4 метра. Площадь полезная 81,65 м, жил 48.18, служебная 13,9
1971
12.01. Новый год начался великими неприятностями – пришло назначение Ф. ст. техником, а он неделю пьянствовал, в результате я его поколотила.
3.08. Прибыла группа плотников для капитального ремонта дома. Построена новая баня.
1977 год
Прибыли на станцию 3-е новых работников, выпускники Новосибирского ГПТУ: О.В., О.В., Е.В. Достается мне конечно же с ними и не одной ночи толком не поспишь… Очень слабо подготовлены, но увы… Лучших не найдешь.
И по сей день подавляющее количество полярников, работающих на станциях Северного УГМС, «из Новосибирска». Это не значит, что они там родились. Из Алтая, Урала, Восточной и Западной Сибири вчерашние школьники едут в Новосибирск, поступать в Сибирский геофизический колледж. Именно так сейчас называется прославленное учебное заведение, основанное 22 мая 1945 года, сразу после войны.
01.09. Уехала в отпуск за три года И.Ю., а скорее всего насовсем…
2.09. П.С. Осень кончается, а тепла так и не видели, грибов и ягод совсем ничего. Работы столько, что даже на рыбалку выбраться некогда, а жаль…
5.09. Сегодня поругался с женой из-за пустяка. С коллективом пока справляюсь. Народ исполнительный, но без подсказки пока ничего не делают. Продуктов на станции осталось совсем ничего, а жить еще бог знает сколько придется… Что же делать?!
11.09. Ремонт дома в основном закончили и к зиме подготовились хорошо. Плохо то, что не имею на станции никакого транспорта, а без трактора здесь никуда, а к соседям кланяться ходить уже надоело. Отношения с маячниками терпимое пока, а дальше видно будет…
Взаимозависимость маячников и метеорологов, несмотря на их различную ведомственную принадлежность, продолжается и сегодня. Маячники «подстраховывают» метеорологов с электричеством, а на судне Росгидромета работникам маячной службы иногда доставляют провизию и оборудование. Обычная для Арктики практика.
20.09.77 выбросило два судна: лихтер и буксир РТ-400 – приехала комиссия, возможно РТ и стянут, но не знаю. Ребята жили на станции…
1.10. Буксир с ледоколом утащил в Арх-к (Архангельск) одно из разбитых штормом судов, т.е. РТ-400, но оно затонуло при транспортировке.
Канинский берег. Вдали на отмели останки потерпевшего крушение судна. Июнь 2024, фото автора
5.11. Обещают 11 ноября почту сбросить на ледовике (самолет ледовой разведки, скорее всего, Ил-14 – прим. автора), дай бог, а то скоро два месяца газет не видели.
25.12. Был ледовик и сбросил елку с подарками
1978 год
2.1. Возили детей на Новогоднюю елку на ВРМ (тип веерного (секторного) радиомаяка дальнего действия ВРМ-5 с мачтами-антеннами высотой 120 метров. В 50-60-ые годы в Баренцевом море было построено три ВРМ-5: Рыбачий, Канин и Панкратьев – прим. автора). Было очень весело и смешно до слез.
22.2. Сел самолет АН-2, прилетал инженер морского отдела А. за жилетами спасательными, которые были сброшены случайно с ледовика вместе с почтой.
11.03. Отправил в роддом жену, был вертолет санзадания нр25812
11.04. Прибыли четверо туристов-лыжников, прошли из Шойны до нас и отправились на ГМС Микулкин
7.06. Вторую неделю держим живого гуся – Дуньку
Каких только историй не наслушаешься от полярников на палубе «Михаила Сомова», когда метеорологов или везут на материк домой после долгой многомесячной смены, или, напротив, только доставляют к месту работы, на труднодоступную станцию!
Утомительные однообразные пейзажи, скудность общения, плохая связь… Испытывая одиночество, полярники прикармливают пуночек, приручая их есть с ладони. Не трогают в кают-компании невесть как очутившихся здесь больших комаров (случай с Земли Франца-Иосифа). Доводилось читать истории о спасении на Новой Земле пушистых белых медвежат, живущих на станции… Вот и здесь, на страницах дневника, мы встречаем гуся Дуньку. Что с ним стало, – кто знает…
1980 год
8.04. Выборным вертолетом (т.е. для осуществления процедуры голосования – прим. автора) прибыл С. из ГМО (гидрометеорологической обсерватории – прим. автора).
1984 год
16.10. Привезли дрова с т\х (теплохода) Мангазея, выгрузили на причале ВРМ
30.10. Закончили возить дрова с причала ВРМ
Прибытие судна – для полярников само по себе знаменательное событие, что можно видеть и по записям выше. Но дрова… Дрова и провизия – особенная история!.. Немалая часть грузовой палубы НЭС «Михаила Сомова» в начале навигации заставлена бэгами, доверху наполненными дровами… Их перегрузка на берег доставляет полярникам немало головной боли и стоит содранных мозолей.
«Закончили возить дрова»; за этими скупыми строчками начальника станции – надрывная работа всего коллектива. Нетрудно подсчитать, что транспортировка дров заняла целых две недели! По-видимому, из-за непогоды и волнения на море дрова выгрузили в удалении (у причала ВРМ). Пришлось в сжатые сроки, до сильных снегов, заниматься перегрузкой дров, их перевозкой до станции и уборкой под крышу. Даже сейчас, спустя сорок лет, при доставке бэгов с дровами на внешней подвеске вертолета МИ-8 к самому зданию, под окна станции, их переноска и укладка в дровяник растягивается надолго.
26.12. Самолетом ледовой разведки сброшены новогодние елки.
Мыс Канин Нос. Покинутые постройки погранзаставы. Июнь 2024, фото автора
Работа в Арктике, как мы видим, никогда не была простой: некомплект работников, бытовые неурядицы, экстремальные погодные условия. Но с наступлением эпохи гласности, перестройки и последующим развалом СССР станцию МГ-2 «Канин Нос» ждали новые испытания.
***
Владимир Привалов, специально для GoArctic