Сейчас в Архангельске

01:00
18+

«Код, который ломает лед»: ИТ-компания «Гринатом» совместно с научно-популярным порталом N+1 запустила серию подкастов «Нестандартная модель»

Атомным ледоколам в Арктике нужны надёжные прогнозы для безопасности судоходства, и одну из таких систем метеопредсказаний разрабатывают в «Гринатоме»

Северный морской путь Полярные станции Метеостанции в Арктике Атомные ледоколы Наука в Арктике Росатом
Анна Щетинина
1 октября, 2025, 21:18
«Код, который ломает лед»: ИТ-компания «Гринатом» совместно с  научно-популярным порталом N+1 запустила серию подкастов «Нестандартная модель»

Андрей Коняев (слева) и Александр Любинский. Скриншот подкаста. Источник: nplus1.ru


В первом эпизоде нового подкаста «Нестандартная модель» Андрей Коняев, журналист и популяризатор науки, издатель научно-популярного интернет-издания N+1 беседует с заместителем директора Центра «Цифровая Арктика» в АО «Гринатом» Александром Любинским. «Гринатом» – ИТ-интегратор и многофункциональный ОЦО (общий центр обслуживания)  Госкорпорации «Росатом». В подкасте «Нестандартная модель» собеседники вспоминают любимые математические задачи, обсуждают, как рождается «Яндекс Навигатор для Северного морского пути» и размышляют, каково это – «верифицировать прогноз там, где природа не оставляет второй попытки», сообщают N+1 и пресс-служба «Гринатома».

В Арктике даже могучий атомный ледокол не может победить погоду, и для безопасности судоходства капитанам нужны надежные метеопрогнозы. Одну из таких систем предсказаний строят в «Гринатоме». Обычные метеорологические модели, по словам специалистов, на высоких широтах почти бесполезны – мало метеостанций, не хватает данных, и алгоритмы не рассчитаны на непредсказуемость арктического климата. Для создания прогнозов инженеры изучают спутниковые и радиолокационные снимки, консультируются с метеоэкспертами и обучают нейросети выуживать из обрывков информации ключевые параметры: скорость ветра, направление течений, толщину и скорость нарастания льда.

Но – чтобы предсказать погоду в Арктике, кроме математических расчётов, нужны и географические данные, ведь опасные ледовые условия для судов формируются в местах впадения в моря сибирских рек – пресная вода замерзает быстрее соленой.

Новые разрабатываемые алгоритмы, комбинируя десятки метеопоказателей, позволяют предсказывать ледообразование почти в десять раз точнее, чем прежние модели, и помогают строить безопасные маршруты. На этой основе рождается «Яндекс Навигатор для Северного морского пути». 




далее в рубрике