Сейчас в Архангельске

16:54 3 ˚С Погода
18+

Арктика сегодня. Отечественная разработка увеличит грузоподъемность ледовых переправ

Инновационную технологию армирования ледовых переправ разработали и запатентовали исследователи из Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.

Александр Стоцкий
10 января, 2023 | 17:28

Арктика сегодня. Отечественная разработка увеличит грузоподъемность ледовых переправ
Фото: Сергей Яковлев / GeoPhoto


Инновационную технологию армирования ледовых переправ разработали и запатентовали исследователи из Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. Ожидается, что данная технология позволит увеличить грузоподъемность таких переправ примерно вдвое, существенно повысив их устойчивость, а значит и безопасность использования. Также вырастет срок их эксплуатации: прибавка составит до двух недель, что весьма существенно для обычного жизненного цикла подобных переправ, составляющего от двух до четырех месяцев. Ученые надеются внедрить данную разработку в контексте реализации государственной программы развития Арктики.

В основе изобретения – введение в лед геосинтетических армирующих материалов, снижающих хрупкость ледяной плиты и снижающих ее чувствительность к деформациям, вызываемым транспортной нагрузкой. Предложены два метода армирования льда – «верхний», предполагающий накладывание армирующих сетей на лед, и «нижний», при котором материал «заводится» под укрепляемую ледяную плиту из-под воды. Натурные испытания показали, что «верхнее» армирование полностью предотвращает образование и раскрытие температурных трещин, увеличивая грузоподъемность ледяной плиты на 30%, тогда как «нижний» метод доводит этот показатель до 70%.

Данная инновация может быть весьма востребована в условиях Заполярья. Многие местности АЗРФ и Крайнего Севера отделены от «большой земли» реками, мосты через которые отсутствуют. В жизни таких районов и поселений ледовые переправы играют принципиально важную роль, обеспечивая транспортное сообщение с соседями и местными центрами. Соответственно, продление срока службы и улучшение эксплуатационных характеристик переправ повышает транспортную связанность макрорегиона, снижает риски, связанные с использованием наземного транспорта.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
далее в рубрике