Сейчас в Архангельске

14:27 -6 ˚С Погода
18+

Эхо войны. История одного самолета: последнее пристанище Consolidated PBY Catalina на берегах Новой Земли

Долгий и непростой путь был уготован неведомому самолету, нашедшему последнее пристанище на холодных скалах Новой Земли…

История Малые Кармакулы Великая Отечественная война Полярная авиация НИС Профессор Молчанов
Владимир Привалов
10 июля, 2022, 09:32
Эхо войны. История одного самолета: последнее пристанище Consolidated PBY Catalina на берегах Новой Земли

Створный знак в окрестностях Малых Кармакул. Остров Южный, Новая Земля. Фото: Сергей Калабин


Под конец двухмесячной экологической экспедиции на территории полярной труднодоступной метеостанции Малые Кармакулы (остов Южный, архипелаг Новая Земля) в последних числах октября 2021 года выпал снег. Установился крепкий морозец, и мы — волонтеры экологической экспедиции — прекратили работы по уборке. Пользуясь долгожданной возможностью прогуляться, выдвинулись всем отрядом на самую дальнюю из доступных локаций. Посетили створные знаки, где до этого еще не были. Деревянная вышка с мощной расколотой линзой и нерабочим аккумулятором пряталась в глубине острова. Второй створный знак — массивный, сложенный из дикого камня — стоял на самом берегу. Казалось, перед нами призраки прошлого, уже отжившие свое, ненужные в современном высокотехнологичном веке. А как же: спутниковая навигация, судовые РЛС… Однако капитан «Профессора Молчанова» Сергей Викторович Хохлов обронил в разговоре, что и про старые створные знаки не забывают.

«Удобно», — коротко подытожил он.


22323.png

НИС «Профессор Молчанов» в заливе Моллера. Октябрь 2021. Фото: Сергей Калабин


Возвращаясь с прогулки, обнаружили могилу советских военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну. Неподалеку наткнулись на фрагмент крыла самолета. Близость к захоронению подсказывала: перед нами наглядное свидетельство боевого прошлого. Однако ажурная алюминиевая конструкция выглядела вполне современно и разительно отличалась от проржавевших бочек и прочих неказистых железяк, которых мы к тому времени уже натаскались изрядно.

Невольно закрались сомнения.

Чтобы разобраться в судьбе самолета, пришлось постараться. Конечно, уже после прибытия на Большую Землю. Огромную работу проделали знатоки-энтузиасты с форума «Полярной почты» (polarpost.ru). С высокой долей вероятности можно утверждать, что мы видели останки Consolidated PBY Catalina, американского патрульного гидросамолета, поставлявшегося в годы войны по ленд-лизу (всего около двухсот самолетов). На вооружение принят в 1935 году; в СССР по американской лицензии строился гидросамолет ГТС. Основные функции — дальняя разведка, охрана союзных конвоев, поиск и уничтожение подводных лодок противника.

Однако это еще не все!

Перед нами была не простая серийная Catalina, а уникальная, единственная в своем роде летающая лодка, удостоенная собственного имени — GUBA («шторм» на языке папуасов). Столь экзотично свой самолет прозвал доктор Ричард Эрчболд, который в 1937 году еще на этапе сборки купил Consolidated PBY Catalina в США для своей экспедиции в труднодоступные районы Новой Гвинеи.

Однако до папуасов «Губе» добраться было не суждено…

13 августа 1937 года в Арктике пропал самолет С. А. Леваневского с экипажем из шести человек. Прославленный летчик, один из первых Героев СССР, намеревался совершить перелёт в США (Фэрбанкс, Аляска) через Северный полюс. Незамедлительно были организованы поиски; они велись как со стороны советского побережья, так и с территории США и Канады.

В американском секторе Арктики в спасательной операции участвовал экипаж известного полярного лётчика Г. Уилкинса, для которого советское правительство решило приобрести подходящий самолёт. После непростых и настойчивых действий советских представителей самолет был выкуплен за 230 тыс. долларов. 19 августа Уилкинс вылетел на «Губе» на север Канады. Затем после безуспешных поисков летающую лодку разобрали и морем отправили в СССР, где самолет получил название USSR L-2 (L означает Леваневский).

Конечно, возвращаясь по побережью Баренцева моря под пронизывающим ветром с прогулки и проходя мимо раскуроченного крыла, мы и представить себе не могли, сколь долгий и непростой путь был уготован неведомому самолету, нашедшему последнее пристанище на холодных скалах Новой Земли…


333443.png

Фрагменты фюзеляжа Consolidated PBY Catalina в окрестностях Малых Кармакул. Фото: Сергей Калабин


После советской «прописки» Consolidated PBY Catalina передали полярной авиации; под обозначением Н-243 он эксплуатировался в отряде ледовой разведки Московской авиагруппы особого назначения Северного морского пути. К началу Великой Отечественной войны гидросамолет «Guba» входил в состав 118-ого отдельного морского разведывательного Киркенесского Краснознаменного авиационного полка ВВС Северного флота.

В июле 1942 года из-за неверной оценки британским Адмиралтейством полученных разведданых и губительного приказа первого морского лорда Дадли Паунда «конвою рассеяться!» происходит трагедия союзного конвоя RQ-17. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожаются поодиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. Эфир заполняют призывы о помощи. В результате действий противника 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн оказываются на морском дне, погибает 153 человека.


444454.png

Бывшая «Губа» у Северного морского вокзала в Москве. Архивное фото


Авиационный полк Северного флота осуществляет поиск рассеянных судов конвоя, а к Новой Земле отправляются два гидросамолета «Каталина» под командованием известного полярного летчика, Героя СССР, полковника И. П. Мазурука. Базируются летающие лодки в Малых Кармакулах. 26 июля после успешно выполненного задания они встают на ночную стоянку и дозаправку.

Одновременно вечером 26 июля 1942 года в залив Моллера скрытно входит немецкая подводная лодка U-601 (капитан-лейтенант Петер-Оттмар Грау) и в 22.30 погружается на перископную глубину. После осмотра рейда лодка ложится на грунт.

В 23.21 U-601 всплывает в надводное положение и открывает огонь из 88-мм орудия и 20-мм зенитного автомата. Первые же залпы превращают стоящие у берега самолеты в горящие обломки. В одном из самолетов находятся пилот М. И. Козлов и бортмеханик Ф. Ф. Перов. Первый успевает прыгнуть в воду и добирается до берега, а бортмеханику спастись не удается. Он погибает вместе с летающей лодкой. В течение следующих 20 минут Грау обстреливает строения на берегу, добиваясь значительных разрушений.

Кроме жилых зданий и складов промысловой конторы, уничтожено два склада полярной станции с продовольствием, спецодеждой, научным оборудованием и запчастями. Два снаряда угодили в помещение радиостанции, полностью выведя ее из строя. Всего было выпущено 44 снаряда из 88-мм орудия и 280 из 20-мм зенитного автомата. О масштабе разрушений косвенно свидетельствует тот факт, что после войны, в 1946 году, Архангельский облисполком выделяет средства на восстановление разрушенного становища Малые Кармакулы.

В последующем, в ночь на 1 августа подводная лодка U-601 торпедами топит советский пароход «Крестьянин», следовавший без груза из Малых Кармакул в Хабарово. Погибает пять членов экипажа парохода и два пассажира (раненые во время недавнего нападения U-601). Есть некая высшая справедливость в том, что U-601 в феврале 1944 года была потоплена в районе Лофотенских островов глубинными бомбами той же «Каталины» — но уже британских ВВС.

Таким образом, в результате вражеского обстрела Малых Кармакул погибло четверо человек; из них двое покоятся в обустроенном захоронении на высоком берегу Баренцева моря. Личность Неизвестного Солдата установить не удалось. Второй павший — бортмеханик Перов Федор Федорович.

Вечная память погибшим защитникам Отечества!


***

Владимир Привалов, специально для GoArcitc

далее в рубрике