Сейчас в Мурманске

10:09 11 ˚С Погода
18+

Этот день в истории Арктики – 19 апреля

162 года назад родился вице-адмирал Российского Императорского флота Людвиг фон Кербер, а 65 лет назад началась первая арктическая навигация атомного ледокола «Ленин»

Арктический календарь
19 апреля, 2025, 01:00
Этот день в истории Арктики – 19 апреля

19 апреля 1863 года родился вице-адмирал Российского Императорского флота Людвиг фон Кербер.

Людвиг Бернгардович фон Кербер (1863–1919) – российский военный моряк, вице-адмирал Российского императорского флота, стоявший у истоков создания Северного флота.

Начал службу под командованием С.О. Макарова, участвовал в его трехлетнем кругосветном плавании на прославленном корвете «Витязь». В 1916–1917 годах – командующий флотилией Северного Ледовитого океана. Условием назначения его на этот пост была смена имени и фамилии: звучавшее слишком по-немецки Людвиг Бернгардович фон Кербер было заменено: по Высочайшему повелению Людвиг Кербер «с семейством» стал именоваться Корвиным, а на флоте использовался псевдоним Лев Федорович.  С начала Первой мировой войны и до конца жизни в России происхождение и фамилия часто ставили его под удар, стоили ему карьеры командующего Балтийским флотом.

Адмирал Корвин отказался присягать Временному правительству, но новые власти ещё рассчитывали использовать его опыт, и вскоре адмирал был командирован в Англию. Поездка была признана весьма успешной, но во время следующей командировки в октябре 1917 года в России произошла революция, и Л. Корвин вынужденно остался в Лондоне. В Британии Л. Корвину была вручена его последняя (одна из высших в Великобритании) награда – Орден Бани Командорского креста. В 1919 году он неожиданно умер во время неудачной хирургической операции и похоронен в Лондоне.

Среди наград Людвига Бернгардовича фон Кербера – ордена Австро-Венгрии, Пруссии, Франции, Японии, Италии, Греции; российские Ордена Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степеней, Ордена Святой Анны 3-й, 2-й и 1-й степеней, Ордена Святого Владимира 4-й, 3-й и 2-й степеней, Георгиевское оружие.

А про флотилию Северного ледовитого океана GoArctic написал обстоятельный материал.




19 апреля 1960 года началась первая арктическая навигация атомного ледокола «Ленин».

Главным конструктором первого в мире судна с ядерной силовой установкой – атомного ледокола «Ленин» – был кораблестроитель Василий Иванович Неганов. Проектантом ядерной установки был атомщик Игорь Иванович Африкантов. Корпусная сталь для судна специально разработана в институте «Прометей».

После долгих испытаний ледокол был зачислен в состав Мурманского морского пароходства. Атомоход сразу показал отменную работоспособность и позволил продлить срок навигации уже в 1960 году. Только за первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов. Правда, уже в 1970 году пришлось, частично разобрав, частично взорвав конструкцию корпуса, заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900, при этом старую затопили на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили в том же 1970 году.

В 1989 году ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации, сейчас он находится на стоянке рядом с морским вокзалом Мурманска и выполняет роль корабля-музея.

GoArctic писал о том, как строился первый в истории атомный ледокол, и о его легендарных достижениях.



далее в рубрике