Сейчас в Мурманске

07:04 19 ˚С Погода
18+

Форум "Порты Арктики" прошёл в Архангельске

Какие обстоятельства заострили деловой характер форума.

Транспорт и логистика Форум порты арктики Архангельск Северный морской путь
12 апреля, 2021 | 15:06

Форум "Порты Арктики" прошёл в Архангельске


Отчётливо деловой характер форуму "Порты Арктики", прошедшему в конце марта в Архангельске, придали несколько факторов. Во-первых, состав участников: авторитетные руководители и представители органов государственной власти, бизнеса, науки, финансов, местного самоуправления, в общей сложности около двухсот человек. Во-вторых, высокий уровень подготовки и реализации программы проведения форума, информационное его обеспечение, внимание и гостеприимство организаторов. А главное, что создавало рабочую атмосферу форума, -- это актуальность проблемы, вынесенной на деловое откровенное обсуждение. Тем более что в дни работы форума оказался -- как по заказу -- шутили его участники, заблокирован Суэцкий канал, перекрытый японским контейнеровозом. Судно длиной 400 метров село на мель и почти на неделю заблокировало, в общей сложности, более четырёхсот судов (пробка тянулась почти до Индии).

Конечно, немалую роль сыграло и то, что форум проходил в Архангельске, первом порту России, имеющем глубокие традиции в освоении и развитии арктического пространства. Не случайно многие гости уже 23 марта, в день прибытия в Архангельск, стали участниками торжественного мероприятия, посвящённого 240-летию Арктического морского института им. В.И. Воронина – филиала Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. Адмирала С.О. Макарова.

В адрес первой на Русском Севере Мореходки прозвучало много поздравлений от руководства страны, области, города, научных и производственных коллективов, Ломоносовского фонда, смежников, учебных заведений Санкт-Петербурга, Архангельска, Великого Устюга, Котласа, Лименды. Многие выпускники выражали искреннюю благодарность преподавательскому составу за морскую выучку, которая позволила с честью выдержать испытание нелегким временем последних десятилетий. 

Большое впечатление произвело на всех присутствующих выступление чрезвычайного посла России, с отличием закончившего Архангельское мореходное училище имени В.И. Воронина, Александра Альбертовича Вешнякова и капитана 1 ранга, председателя Общероссийского общественного движения поддержки Флота Михаила Петровича Ненашева. Уже здесь, в актовом зале архангельской мореходки, гости, прибывшие для участия в деловом форуме «Порты Арктики», ощутили самую непосредственную причастность архангелогородцев, к проблемам, вынесенным в повестку дня форума.

На это обратил внимание и ректор ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова -- С.О. Барышников, выступивший на первой сессии форума, проходившего в большом конференц-зале правительства Архангельской области, с докладом «Приоритетные направления образования и науки для развития российской Арктики и судоходства по Северному морскому пути». "Все мы вышли из образования, -- подчеркнул ректор знаменитой Макаровки. -- Учитывая, что задачи по реализации освоения и развития арктических территорий становятся всё актуальнее, разнообразнее и глубже, -- пропорционально этому возрастают требования к научному обеспечению проводимых работ, к подготовке кадров. Это мы в университете, в филиалах, в том числе и в Архангельске, стремимся максимально учитывать. Преподавательский состав радует, что в числе студентов нашего головного университета немало северян, многие из которых после окончания учебы с успехом трудятся на судах, работающих на Северном морском пути".

На пленарной сессии «Развитие транспортной системы Российской Арктики» с приветствием к участникам делового форума обратился губернатор Архангельской области Цыбульский Александр Витальевич. Он подчеркнул, что в российской Арктике реализуются масштабные проекты, связанные с добычей углеводородов и твёрдых полезных ископаемых, строительством инфраструктуры портов и морских терминалов. Решение государственных задач, связанных с развитием Арктики, требует повышения эффективности качества работы транспортных узлов, совершенствования всей арктической транспортной инфраструктуры с целью организации бесперебойного снабжения арктических проектов, обеспечения северного завоза, развития Северного морского пути как транспортной магистрали национального и международного значения. 

Архангельск исторически был и остаётся одним из ключевых портов российской Арктики. Именно через столицу Поморья организована доставка значительной части грузов для таких проектов, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2» и других масштабных строек в регионах Севера и Сибири. Кроме того, предприятия Архангельска и Северодвинска участвуют в производстве сложной морской техники, оборудования, проводят инженерные и строительно-монтажные работы в арктических регионах. Архангельский транспортный узел стал важной точкой на карте реализации арктических проектов.

Пожелав всем участникам плодотворных дискуссий, Цыбульский выразил надежду на то, что архангельская дискуссионная площадка поможет в решении наиболее актуальных проблем, связанных с развитием арктической транспортной системы, сформировать эффективные связи между предприятиями, обозначить перспективные варианты сотрудничества между компаниями из разных регионов, между властью и бизнесом, между предпринимательским, научным и экспертным сообществом.

В общей сложности за два дня участники форума заслушали и обсудили порядка тридцати докладов и сообщений, которые были, несмотря на лаконичность, очень ёмкими по содержанию. Открывая дискуссионную площадку форума М.Н. Григорьев, член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, подчеркнул, что повестка форума чрезвычайно важна для реализации Арктической стратегии России. Только с развитием транспортной системы Северного морского пути предстоит реализовать сорок пять различных проектов, имеющих в основном межрегиональный характер. Северный морской путь России призван обеспечивать всё возрастающие объёмы перевозок, их транспортную логистику, то есть связь с другими видами транспорта, -- а на этой основе обеспечивать и динамичное развитие территорий, достойный и комфортный уровень жизни северян. 



О важности транспортной логистики Северного морского пути для сухопутных арктических территорий страны убедительно свидетельствует активное участие в дискуссиях представителей Ямало-Ненецкого автономного округа и особенно Республики САХА (Якутия). Решению этой проблемы были посвящены доклады председателя правительства Якутии А.В. Тарасенко и постоянного представителя этой республики при президенте Российской Федерации А.С. Федотова.

Председатель правительства особое внимание обратил на необходимость комплексного использования всех видов транспорта. Северный морской путь открывает новые возможности для речного транспорта на пяти реках, протекающих по территории Якутии и впадающих в Северный Ледовитый океан, позволяет более активно проводить геологические исследования, повышать возможности трудоустройства северян. В этом направлении для нас большое значение имеет Архангельск, подчеркнул докладчик.

А.С. Федотов поделился перспективами развития Тикси как опорного порта Восточной Арктики, имеющего большое значение для республики Саха. Он тоже обратил внимание на необходимость больше внимания уделять повышению качества жизни людей, тогда не будут пустовать территории, подчеркнул Федотов. Наполнить их жизнью – задача «малого СМП», так он определил функцию внутренней транспортной логистики, связанной с развитием транспортных возможностей арктического порта – Тикси.

О высоких темпах роста грузоперевозок по Северному морскому пути и перспективах СМП доложил участникам форума специальный представитель Госкорпорации «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики В.А. Панов. С 2014 по 2020 год объём перевозок по СМП вырос более чем в восемь раз: с 4 млн до 33 млн тонн. Причем 80% перевозок обеспечивается флотом ледового класса. Россия лидирует в наличии ледокольного флота, и это лидерство в ближайшей перспективе будет надёжно обеспечено строительством ещё более мощных атомных ледоколов. Поэтому целевой показатель федерального проекта «Северный морской путь» -- 80 млн тонн к 2024 году, по мнению докладчика, скорее всего, будет превышен. (Другую точку зрения на этот вопрос см. здесь.)

Заметный вклад в этом направлении деятельности занимает Архангельский морской порт, обеспечивший в 2020 году перевалку 4,8 млн. тонн грузов. По темпам роста северных перевозок в процентном отношении архангельские портовики вышли на первое место в Арктике. Поэтому участники форума с большой заинтересованностью во второй день знакомились с работой порта Экономия и производственными цехами логистической компании «Полар Транс».

Прозвучало много интересных докладов, немало времени было уделено обмену информацией, опытом, дискуссии вызывали живой интерес. Участникам форума была представлена конкретная информация по проблемам инвестиций, гидрологическому, информационному, экологическому обеспечению развития арктической транспортной инфраструктуры. Хозяева форума тоже постарались всесторонне представить возможности и перспективы Архангельска и области в качестве стратегического транспортного узла. Перспективы его связаны прежде всего с наращиванием объёмов перевалки грузов для обеспечения арктических проектов, с контейнеризацией грузов, с модернизацией действующих и строительством новых терминалов. Кроме того, как справедливо отмечено в документах, будущее транспортного узла связано с развитием речных железнодорожных и автомобильных перевозок. Все это неплохо было представлено в докладе «Инвестиционный потенциал Архангельской области в условиях преференций АЗРФ» генерального директора АНО АО «Агентство регионального развития» М.Н. Заборского.

Из делового дискуссионного характера форум для ряда участников перетекал в деловые встречи при губернаторе Архангельской области Цибульском, на которых оперативно разрешались накопившиеся проблемы. Так, например, удалось дать новый импульс перспективам развития и архангельскую прописку ФГУП «Гидрографическое предприятие» (занимается навигационно-гидрографическим обеспечением мореплавания). 

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года в качестве первоочередных национальных интересов обозначены развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы и Северного морского пути. К решению обеих этих задач на деловом форуме «Порты Арктики», прошедшем в Архангельске 24-25 марта, был сделан, по признанию его участников, серьёзный позитивный шаг.

В заключение хочется всё же высказать предложение о необходимости переноса координации решения арктических проблем с Дальнего Востока поближе к реальной Арктике, а главное -- поближе к людям, здесь проживающим. В России объективно напрашивается необходимость формирования нового Евро-арктического федерального округа в составе Архангельской, Мурманской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Тем более что эти границы уже сформированы Указом Президента РФ. И с 1 января 2021 года в этих границах функционирует пятый Арктический военный округ.



В этих границах Европейского Севера России сосредоточен основной производственный, демографический, ресурсный, оборонный, транспортный потенциал арктического пространства. Нужно сделать вполне очевидный шаг: придать организационную основу реального, а не декларативного управления арктическим пространством Российской Федерации и людьми, проживающими в нем.

Думаю, что на центр гражданского Евро-арктического округа с полным основанием может претендовать Архангельск в силу многих географических исторических причин и современного состояния. В Архангельске работают единственный в арктической зоне РФ Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени Н.П. Лаверова УРО РАН, на базе которых создан научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) «Российская Арктика: новые материалы, технологии  и методы исследования». Его участниками уже являются научные образовательные учреждения и компании реального сектора экономики Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа.  

Следует учитывать и тот факт, что 2 мая 2014 года впервые в Арктическую сухопутную зону РФ Указом Президента России, помимо города Архангельска, были включены города Северодвинск и Новодвинск, формирующие агломерацию, способную стать мощным системным интегратором идей и современных практик в деле реализации Арктической стратегии России.   


Автор: С.И. Шубин, д.и.н., профессор, член Учёного совета Архангельского Центра РГО.


далее в рубрике