К международному опыту развития арктических территорий

Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития арктического макрорегиона является преобладание точечного расселения и размещения трудоспособного населения. Данная тенденция объясняется отсутствием в Арктической зоне городов-миллионников с развитой инфраструктурой, низким уровнем транспортной доступности (для Арктической зоны воздушный транспорт является безальтернативным видом круглогодичного транспорта) и исторически сложившимся развитием через опорные точки и моногорода, большинство из которых имеет риск ухудшения социально-экономического положения. Таким образом, для привлечения, развития и удержания человеческого капитала в Арктической зоне РФ необходимо разработать комплекс мер, направленных на развитие качественной городской среды, комфортной для жизни и работы – транспортной безопасности, доступности современного образования (в том числе за счёт предоставления субсидий, грантов и иных мер государственной поддержки для его получения), доступного и качественного здравоохранения, поддержки внутренней миграции и совершенствования трудового права для работников Арктической зоны РФ.
При этом вопрос популяризации арктических зон актуален не только для России: все государства-члены Арктического совета (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США (Аляска) заинтересованы в обеспечении устойчивого развития заполярных и приполярных территорий. Однако наиболее показательные практики стимулирования ускоренного развития арктических территорий и человеческого потенциала сложились в Канаде, Норвегии (так как около 40% территорий этих стран расположены в Арктической зоне) и на Аляске. В связи в этим, при разработке стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РФ будет полезным обратить внимание на сложившийся опыт повышения привлекательности арктических территорий таких стран.
Прежде всего, можно выделить ряд общих направлений в рамках программ по привлечению человеческих ресурсов и обеспечению роста макроэкономики, которые свойственны всем рассматриваемым странам. К ним относятся:
- Развитие системы непрерывного образования с целью перераспределения людей в более эффективные и востребованные сектора экономики, что может быть обеспечено путем получения новых навыков, знаний, сменой профессии и пр.;
- Привлечение высококвалифицированных специалистов посредством разработки особых программ иммиграции, упрощённого порядка получения рабочей визы;
- Создание социальной инфраструктуры / благоприятной городской среды и улучшение устаревающей и ветшающей инфраструктуры (улучшение транспортной инфраструктуры в целях улучшения экономических связей между регионами и увеличения мобильности населения, развитие рынка жилья и снижение издержек, связанных с переездом на новые места, снижение энергоёмкости региональной экономики);
- Развитие системы здравоохранения – расширение перечня услуг, оказываемых населению по программе медицинского страхования, предоставление субсидий для приобретения страховки населению с низкими доходами;
- Вахтовый метод и снижение продолжительности рабочего дня;
- Адресная социальная поддержка – предоставление помощи семьям в кризисных ситуациях, развитие программы опекунства, расширение перечня предоставляемых пособий для поддержки людей пенсионного возраста, многодетных семей, помощи в трудоустройстве супруга.
Однако в рассматриваемых арктических государствах также существуют уникальные меры развития человеческого капитала, разработанные с учётом специфики арктической зоны. Прежде всего, это действующие в Норвегии и на Аляске программы финансирования населения за счёт доходов, получаемых от нефтеперерабатывающей отрасли, посредством создания специализированных фондов.
В настоящее время норвежский Государственный пенсионный фонд, пополняемый за счёт нефтяных доходов государства, является одним из крупнейших суверенных инвестиционных фондов в мире. Основной целью функционирования данного фонда является обеспечение благосостояния будущих поколений при истощении невозобновляемых ресурсов, а не решение насущных проблем государства, как это распространено в российской практике. Кроме того, данные программы предполагают наличие системы гарантированного основного дохода.
Также одним из используемых инструментов стимулирования трудовой деятельности в арктической зоне является фискальная политика. Например, на Аляске в отношении местных жителей – резидентов территории действует фиксированная ставка подоходного налога 0%, что повышает привлекательность данной территории и способствует вовлечению местного населения в экономику.
Другим направлением социально-экономической политики, распространенным в таких арктических странах, как Канада и Норвегия, является создание стимулов для внутристрановой и в трансграничной миграции молодёжи. Например, в Канаде на государственном уровне закреплена возможность совмещать образовательную и трудовую деятельность, предлагается широкий перечень стипендий, грантов и стажировок для молодых специалистов, не имеющих опыта работы. В Норвегии, в свою очередь, заинтересованы в привлечении молодёжи из-за рубежа, в связи с чем государственные вузы не взимают плату за учёбу не только с местных жителей, но и с иностранцев. При этом для получения норвежского гражданства иностранец должен пройти интеграционную программу в норвежский социум, которая включает языковой и интеграционный тесты.
Кроме того, важной особенностью арктического населения является высокая доля коренных малочисленных народов. В настоящее время данная категория составляет в среднем около 10% от общего населения Арктики, но, например, в Канаде около 50% всего населения Арктической части страны представлено коренными народами, в связи с чем особое внимание уделяется защите и гарантиям прав коренного малочисленного населения и вовлечению его в экономику региона. Например, в 2009 г. правительство Канады приняло Стратегию развития Севера для выработки более полного понимания человеческого потенциала в Арктике и улучшения жизни северян. На Аляске, в свою очередь, в фокусе находится соблюдение баланса между вовлечением коренного населения в занятость на промышленных объектах и сохранением их самобытной культуры и традиционных видов деятельности.
Таким образом, мировой опыт показывает, что первостепенной задачей в рамках развития арктических зон является создание мягких стимулов для формирования и удержания человеческого капитала. При этом, как показывает практика Канады, Норвегии и Аляски, в рамках системы стимулирования развития человеческого капитала имеют место как традиционные меры популяризации территорий (развитие систем здравоохранения, образования, инфраструктурная поддержка, фискальная политика), так и уникальные преференции, специфические для северных территорий (создание концепции зимнего города, вовлечение в экономику коренных малочисленных народов), внедрение которых в России может способствовать ускоренному социально-экономическому развитию арктического макрорегиона.
Автор: Ольга Леонидовна Сурикова, руководитель Дальневосточной практики КПМГ в России.