Кит, который живёт на дне
Серый кит (Eschrichtius robustus, Lillieborg 1861) систематически относится к отряду Китообразных (Cetacea), подотряду Усатых китов (Mysticeti), семейству Серых китов (Eschrichtiidae), роду Серый кит (Escrichtius)
Добытый чукотскими зверобоями серый кит (фото В. Кавры).
Серый кит (Eschrichtius robustus, Lillieborg 1861) систематически относится к отряду Китообразных (Cetacea), подотряду Усатых китов (Mysticeti), семейству Серых китов (Eschrichtiidae), роду Серый кит (Escrichtius). Популяционная структура серого кита окончательно не установлена. Ранее считалось, что существуют две географически и генетически изолированные популяции – охотско-корейская (западная) и чукотско-калифорнийская (восточная). Однако полученные в текущем столетии данные спутниковых наблюдений за мечеными китами, фотоидентификации и генетических исследований поставили под сомнение существование обособленной охотско-корейской популяции. Высказывается предположение, что основная часть китов западной группировки относится к восточной популяции, формируя в её составе относительно изолированную группировку. Некоторые исследователи предлагают называть её охотско-камчатской нагульной группировкой.
Распространение и встречаемость серого кита в северной части Тихого океана (Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока: атлас…, 2017)
Длина тела взрослых самок составляет 12-15 м, самцов – 11-14 м. Масса взрослых особей может достигать 30-40 т. Спинной плавник отсутствует. В задней части спины находится небольшой низкий горб, сзади которого на верхнем крае хвостового стебля есть бугорки. По поверхности горла проходят 2-4 борозды до 5 см глубиной и до 2 м длиной. При приёме пищи эти складки растягиваются для увеличения ротовой полости. Живот гладкий, складок кожи и ворса на нём нет. Ласты на груди широкие, длиной до двух метров. Хвостовой плавник достигает в ширину до трёх метров и более; края его нередко обкусаны косатками и, возможно, акулами. Голова небольшая, нижняя челюсть массивная, с килевидным выступом впереди, необходимым для «вспахивания» донного грунта при поиске пищи. Фонтан невысокий – до 3-4 м, состоит из двух струй, которые, однако, заметны только при наблюдении кита вдоль тела.
Тело кита буро-серого цвета, реже чёрно-бурого. Встречаются серые киты-альбиносы. На коже расположены многочисленные светлые пятна разной формы и размеров, образованные в результате деятельности эктопаразитов. Пластины уса короткие, высотой 30-40 см., толстые и грубые, желтоватого или белого цвета. Бахрома пластин также толстая и грубая, в каждом ряду, в среднем, 160 пластин. На морде около двух сотен осязательных волосков светло-серого цвета. Подкожный жировой слой хорошо развит, в области груди достигает 30-45 см в толщину. Продолжительность жизни – в среднем, 75–80 лет.
Серый кит – ярко выраженный бентофаг (питается придонными обитателями), кормится на глубинах от 3-4 до 120 м, но, как правило, придерживается глубин до 60-65 м. Использует в пищу более ста двадцати видов беспозвоночных. Повсеместно преобладают разные массовые виды амфипод, изопод, брюхоногих моллюсков и кольчатых червей–полихет. Также киты используют в пищу крабов, кальмаров, кумовых раков, мизид, икру и личинки рыб.
Серый кит – единственный из китов, кто освоил придонный способ кормления, при этом кит зачерпывает воду и организмы бентоса и процеживает эту взвесь сквозь китовый ус. Во время такой добычи пищи кит кренится на правый бок, всасывает придонный субстрат, поэтому китовый ус стирается сильнее на правой стороне челюсти, а морда на этой стороне покрывается царапинами и ранами. Если кит вспахивает дно килевидным гребнем своей нижней челюсти, то оставляет до шести «кормовых ям» за одно погружение. Во время кормёжки серые киты часто образуют группы по 4-6 особей, взрослые особи поднимают грунт, а молодые процеживают его.
В период нагула каждый взрослый кит ежесуточно потребляет примерно по 1-1,2 т. пищи; молодой кит около 6 м в длину в течение 12 часов съедает примерно 116 кг корма. Это позволяет животным накопить достаточное количество энергетических ресурсов (главным образом, это подкожный жировой слой) и сохранять активную жизнедеятельность даже в период зимовки, когда киты практически не питаются. При миграциях и в период зимовки кит может потерять до трети своего веса.
Половой зрелости серые киты достигают к четырём-шести годам, а прекращение роста наблюдается в возрасте около сорока лет. Они имеют ярко выраженный двух-трёхлетний цикл размножения. В декабре животные приплывают в тёплые мелководные заливы, где и наступает размножение. Брачный сезон длится с декабря по март, пик приходится на февраль. Одинокие представители вида держатся в устье заливов, самки с детёнышами остаются на мелководье, куда не заплывают косатки и крупные акулы. Беременность длится около 11-13 месяцев, и самка приносит детёныша чаще всего в январе – начале февраля. Новорождённый в длину 3,6-5,5 м и весом 700-900 кг. После брачного сезона серые киты начинают возвращаться на север. Только беременные самки и молодняк задерживаются дольше остальных
Мать кормит детеныша около семи месяцев и прекращает кормить в августе-сентябре. В этот период китёнок ежедневно потребляет около 190 л жирного (около 53 % жирности) материнского молока. За это время детёныш вырастает в среднем до 8,7 м. в длину и достигает около 8,5 т. веса. Годовалый китёнок может достичь 10 м в длину. Молодняк становится самостоятельным после первой миграции на север.
Серые киты чукотско-калифорнийской популяции и отдельные особи охотско-корейской группировки совершают довольно длинные сезонные миграции. Мигрируют серые киты по одному, парами или группами по 10-18 особей. Группы неустойчивые, за исключением связанных друг с другом матерей и детёнышей-сосунков, однако семьи распадаются сразу же по окончании молочного вскармливания.
До середины XIX века вид водился на севере Атлантики и в Балтийском море, но был истреблён или вымер. В настоящее время серый кит распространён только на севере Тихого океана с прилежащими морями. Особенности распространения и миграции китов чукотско-калифорнийской популяции и охотско-корейской группировки существенно различаются. Ранее считалось, что зимовка и размножение охотско-корейской группировки находится в Южно-Китайском море. Но скоплений китов там не наблюдали. Только у западного и восточного побережий Японии иногда наблюдают серых китов весной и осенью. В то же время, данные наблюдений за тремя (меченными спутниковыми радиопередатчиками) взрослыми серыми китами у побережья Сахалина показали, что осенью они мигрировали через Охотское море в северо-восточном направлении, обогнули с юга полуостров Камчатка, затем перемещались вдоль Алеутской гряды, пересекли Аляскинский залив и достигли побережья Северной Америки. На следующее лето они почти тем же путём вернулись к побережью о. Сахалин. Основные районы концентрации китов данной группировки расположены у Сахалина: прибрежное мелководье напротив залива Пильтун и акватории моря в 30-50 км от берега острова. Отдельных серых китов наблюдают в Татарском проливе, заливе Шелихова и Сахалинском заливе, у Курильских островов и в некоторых других районах Охотского моря.
Охотско-корейская группировка серых китов никогда не была многочисленной. Согласно разным экспертным оценкам, её численность составляла от 1.5-2 до 10 тыс. особей. В результате бесконтрольного китобойного промысла, проводимого китобоями из разных стран, её численность катастрофически сократилась, в последней четверти прошлого столетия она даже считались исчезнувшей. Лишь после принятия комплекса природоохранных мер численность группировки постепенно начала восстанавливаться, и в настоящее время она оценивается примерно в двести особей.
Чукотско-калифорнийская популяции зимует и размножается в Калифорнийском заливе, а в летний период отправляется в Чукотское и Берингово море и в море Бофорта. Часть китов проникает в Восточно-Сибирское море, а в последние годы их изредка наблюдали даже в море Лаптевых. Зафиксирован совершенно необычный случай встречи серых китов у южных островов архипелага Земля Франца-Иосифа.
У южного и восточного побережий Чукотки в годы с ранним разрушением ледяного покрова первые киты появляются в начале апреля, а в Чукотском море – в третьей декаде мая, при этом животные в основном придерживаются шестидесяти-семидесятикилометровой прибрежной зоны. Крупные группировки китов отмечались и мористее, например, в 200 км к северу от мыса Сердце-Камень. Самки с молодняком больше тяготеют к прибрежной мелководной зоне, а самцы обычно держатся дальше от берега. Некоторые киты заходят в лагуны и могут подолгу держаться в опреснённой воде.
В российской части Чукотского моря известны два района летне-осенней концентрации китов восточной популяции: акватория мористее мыса Сердце-Камень и прибрежная полоса моря от устья Колючинской губы до мыса Уэлен. В северной части Берингова моря районами концентрации китов являются Мечигменский залив, залив Креста и акватория вод у косы Меечкын в северной части Анадырского залива. Распределение китов в летне-осенний период нагула меняется и внутрисезонно, и по годам, главным образом в зависимости от динамики ледяного покрова. Большинство китов придерживается акватории без льда, меньшая часть – разреженных льдов, и лишь небольшое число китов наблюдалось в акваториях с 70-90 % сплочённостью льда.
Откочёвка китов из Чукотского в Берингово море наблюдается обычно в период с середины октября до начала декабря, а в Анадырский залив, расположенный к югу от Чукотки, - обычно в конце-ноября-декабре. Далее киты мигрируют на юг, в акваторию вод у побережья Калифорнии, как правило, в районе Калифорнийского залива. Обратная миграция на север начинается во второй половине феврали, при этом киты придерживаются того же маршрута, что и осенью.
Аборигенный промысел серых китов разрешён только для коренного населения Чукотки (Россия) и Аляски (США). Для России и США на 2013-2018 годы были установлены совместные блок-квоты в размере 744 серых китов (из них пять китов разрешено добывать индейскому племени мако, США). Квота на 2019-2025 годы установлена в размере 980 серых китов.
На серых китах паразитируют китовые вши и усоногие рачки. Киты избавляются от них, когда трутся телом о дно или уплывают в пресноводные лагуны. Морские птицы могут склевывать паразитов с кожи кита, всплывшего на поверхность.
Естественными врагами серых китов являются косатки и, в меньшей степени, крупные акулы (белая и тигровая). Известно достаточно много случаев нападения косаток на молодняк и детёнышей серых китов, заканчивавшихся гибелью последних. Однако существенного влияния на популяцию серых китов это не оказывает.
Из числа антропогенных факторов опасное и травмирующее воздействие на серых китов оказывают столкновения с судами и запутывание в орудиях рыболовства, особенно в донных жаберных сетях. Потенциальной угрозой для серых китов, находящихся в шельфовых водах северо-восточного Сахалина в определённые периоды времени, являются проводимые в тех районах работы по добыче нефти и газа в шельфовой зоне и сопутствующая им морская сейсморазведка месторождений. Однако при строгом соблюдении разработанных наукой рекомендаций по смягчению их воздействия на окружающую среду видимого влияния данного вида деятельности на серых китов не отмечено.
Автор: Беликов Станислав Егорович, канд. биол. наук, ст. научный сотрудник ВНИИ экологии.
Литература
1. Атлас морских млекопитающих СССР (под редакцией В.А. Земского). -Москва: «Пищевая промышленность», 1980. 183 с.
2. Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока: атлас. ООО "Арктический науч. центр". - Москва, 2017. 317 с.
3. Ильяшенко В.Ю. «Серый кит (Eschrichtius robustus, Lillijeborg, 1861) восстанавливает естественноисторический ареал//Морcкие млекопитающие Голарктики». Cб. науч. тр. по матер. VIII межд. конф. по морским млекопитающим Голарактики. Том 1. Суздаль, 24-28 сентября 2012 г. Москва. с. 273-276.
4. Мельников В.В. Китообразные (Cetacea) Тихоокеанского сектора Арктики: современное распределение, миграции, численность: Автореф. дис. … д-ра. биол. наук: 03.02.08 - 03.02.04 / Мельников Владимир Васильевич; Дальневост. фед. ун-т – Владивосток. 2012. 37 C.
5. Rice, D.W. and A.A. Wolman. The life history and ecology of the gray whale (Eschrichtius robustus) // Am. Soc. Mam., 1971, Spec. Pub. 3. 142 PP.
6. Vladimirov, V.A., S.P. Starodymov, M.S. Kornienko and J.E. Muir. Distribution and abundance of western gray whales in the waters off northeast Sakhalin Island, Russia, 2004-2009 // Int'l Whaling Com., 62nd meeting, 2010, doc. SC/62/BRG4. 15 р.
7. Yablokov, A.V., and L.S. Bogoslovskaya. A review of Russian research on the biology and commercial whaling of the gray whale // “The Gray Whale, Eschrichtius robustus” / M.oscow-Ltningrad. Jones, S.L. Swartz and S. Leatherwood (eds). Academic Press Inc., 1984. Pp. 465–485.