Командующий и командир. Будни Северного флота
Адмирал Касатонов всегда уделял много внимания подбору и подготовке командных кадров флота, особенно плавсостава.
К 98-ой годовщине со дня рождения контр-адмирала А.А. Трофимова.
Глава 1. Аттестация
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов вошёл в свой кабинет, сел за стол и раскрыл свою рабочую тетрадь. Вошедший вслед за Командующим адъютант на всякий случай напомнил:
- Товарищ Командующий, у вас сегодня запланирован доклад Начальника Отдела кадров. Он ожидает в приёмной.
- Хорошо, приглашайте.
Адъютант неслышно открыл дверь кабинета, вышел, и в ту же минуту в проёме двери появился контр-адмирал, Начальник ОК, с внушительным портфелем в левой руке.
- Здравия желаю, товарищ Командующий! Разрешите представить вам аттестации на командиров и старших помощников командиров кораблей 6-ой дивизии ракетных кораблей.
Адмирал Касатонов всегда уделял много внимания подбору и подготовке командных кадров флота, особенно плавсостава. Будучи подводником по годам корабельной службы и первый раз ставший командиром именно на подводной лодке («Щ-112» Тихоокеанского флота), Владимир Афанасьевич лично занимался подготовкой командиров подводных лодок, прививал им чувство ответственности за всё происходящее на лодке, тем более, что на флот стали массово поступать совершенно новые и пока ещё не освоенные должным образом подлодки с атомной энергетической установкой. Однако опыт командования флотами (а Северный флот был уже третьим флотом, командование которыми руководители государства доверяли В.А. Касатонову) позволял адмиралу так же глубоко и вдумчиво работать и с командирами надводных кораблей флота. Как подводникам, так и надводникам Командующий ставил задачу – постоянно быть в море. Именно нахождение кораблей в море, учения, дежурства поднимали уровень подготовки командиров и их экипажей, вселяли в них уверенность в своих силах, совершенствовали их тактическую подготовку и боевую выучку.
Командующий встал, пожал руку контр-адмирала и указал ему на стул. Начальник ОК расстегнул портфель и выложил на стол Владимира Афанасьевича стопку одинаковых красных папок с завязками и надписью «Личное дело» на каждой. В этих красных папках аккуратно подшивались документы, содержащие всю жизнь и даже будущее офицеров, звание, фамилия и имя-отчество которых были указаны на обложке.
Сегодня в каждом «Личном деле» первыми листами лежал ещё не подшитый кадровиками документ – Аттестация.
Командующий по очереди брал каждую папку, читал аттестацию, листал в случае необходимости материалы предыдущих представлений, аттестаций, приказов, задавал вопросы Начальнику ОК. Иногда брал из стоящего на столе стакана карандаш (по давней привычке Владимир Афанасьевич любил иметь на столе по-штурмански идеально остро и аккуратно заточенные карандаши разной твёрдости и цвета) и делал отметки в документе, обращая внимание контр-адмирала на вызвавшие его интерес моменты в аттестации. Временами делал записи в своей рабочей тетради. Затем авторучкой писал в аттестации решение, расписывался и ставил дату.
Адмирал Касатонов взял в руки очередную папку. На её обложке было написано: «Капитан 2 ранга Трофимов Александр Александрович»
54878 637-17/63
А Т Т Е С Т А Ц И Я
За период с ___сентября ___ 19_59_ г. по _ноябрь__ 19_62_ г.
___Старшего помощника командира лёгкого крейсера «Александр Невский»___
___6 дивизии ракетных кораблей Северного флота ________________________
___Капитана 2 ранга ТРОФИМОВА Александра Александровича, В-890847
Год рождения ___1924___ Партийность и стаж __Член КПСС с 1946 года______
Национальность ___русский___ Стаж службы в СА и ВМФ ___с июня 1941 г.___
Стаж в должности с 15 сентября 1959 г._ Дата присвоения звания 04 ноября 1961 г.
Общее образование __Высшее _________________________________________
Военное образование__Каспийское ВВМУ – 1949 г., ВОЛСОК ВМФ – 1955 г.,___
____________________Военно-Морская Академия – 1962 год._______________
I. ТЕКСТ АТТЕСТАЦИИ
В должности служит три года. Допущен к самостоятельному управлению манёврами лёгкого крейсера проекта 68бис. Кораблём управляет грамотно и уверенно. К службе относится добросовестно, не считаясь с личным временем. Неоднократно оставался за командира корабля, самостоятельно выходил в море для решения задач БП и обеспечения пл.
Дисциплинированный, исполнительный и требовательный офицер.
Свою требовательность сочетает с повседневной заботой о личном составе. Часто бывает в кубриках матросов, в каютах офицеров и на боевых постах.
Организаторские способности развиты хорошо. Подготовлен к руководству боевой подготовкой в масштабе корабля. Умеет планировать и вести своевременный учёт всех видов подготовки корабля. Подготовлен к проведению учёбы офицеров. Большое внимание уделяет подготовке старшин, лично проводит с ними занятия.
За время непрерывной службы на кораблях приобрёл богатый опыт обучения и воспитания личного состава.
В 1962 году заочно окончил полный курс Военно-Морской Академии и сдал экзамены кандидатского минимума. Постоянно изучает всё новое и передовое в технике и тактике и умело это использует в подготовке офицеров. Регулярно занимается изучением Марксистско-Ленинской теории, а также изучением английского.
Принимает непосредственное участие в партийно-политической работе на корабле. Регулярно выступает на партийных и комсомольских собраниях. Партийные поручения выполняет аккуратно. Повседневно разъясняет решения XXII съезда КПСС, новую программу и устав партии.
В решении служебных вопросов честен и принципиален. Хорошо знает хозяйство корабля, умеет осуществить правильный контроль за служебной деятельностью старших специалистов.
Как недостаток в служебной деятельности необходимо отметить ослабление требовательности в поддержании чистоты на корабле. На замечания реагирует правильно, свои недостатки стремится быстро устранить.
Состояние здоровья хорошее. В море не укачивается, в походах вынослив.
Внешний вид подтянут, опрятен. В быту скромен.
Требовательно и принципиально относится к вопросам сохранения военной и государственной тайны и бдительности. Постоянно осуществляет контроль за секретным делопроизводством.
Изъявляет желание в дальнейшем продолжать службу на бригаде эскадренных миноносцев или кораблей ПЛО в качестве начальника штаба.
Предан делу Коммунистической партии и Советскому Правительству.
ВЫВОДЫ: 1. Занимаемой должности соответствует полностью.
2. Достоин выдвижения на должность командира крейсера, начальника штаба бригады эскадренных миноносцев или кораблей ПЛО, заместителя начальника штаба дивизии кораблей.
КОМАНДИР ЛЁГКОГО КРЕЙСЕРА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
6 ДИВИЗИИ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
Капитан 1-го ранга = ПЕСТОВ Григорий Григорьевич =
15 ноября 1962 года.
II. ЗАКЛЮЧЕНИЯ СТАРШИХ НАЧАЛЬНИКОВ, АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
1. Должности соответствует.
2. Достоин продвижения по службе на должности командира крейсера, начальника штаба бригады эм эм или кораблей ПЛО, заместителя начальника штаба дивизии кораблей.
Председатель комиссии:
начальник штаба 6 дирк СФ, капитан 1 ранга = ЧЕРДЫНЦЕВ В.К. =
Члены комиссии:
начальник политического отдела 6 дирк СФ, капитан 2 ранга = АРХИПОВ А.В. =
начальник службы ПВО, капитан 2 ранга = КАНТОРОВИЧ В.Я. =
Секретарь комиссии:
старший офицер по кадрам 6 дирк СФ, капитан 3 ранга = МЕДНИС Ю.И. =
Протокол заседания аттестационной комиссии 6 дирк СФ №2 от 29.11.62г.
Секретарь комиссии капитан 3 ранга = МЕДНИС Ю.И. =
Должности вполне соответствует.
Может быть назначен командиром крейсера, заместителем начальника штаба дивизии кораблей. Грамотный, культурный офицер.
КОМАНДИР 6 ДИВИЗИИ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ СФ
КОНТР-АДМИРАЛ:
= БЕЛЯКОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ =
1.12.1962 года.
Адмирал Касатонов пододвинул к себе свою рабочую тетрадь и написал:
СПК КРЛ «А. Невский» к2р А.А. Трофимов
1. На службе с 17 лет, с июня 1941 года, доброволец.
2. Командовал тральщиками Т-15 и Т-17 ОВР, наплаванность в боевом тралении 17830 миль (!!!), ЭМ «Отрадный».
3. Уже был старпомом на крейсере «Чапаев», переведён на «Невский» для усиления участка работы.
4. Английский, кандидатский минимум.
5. Беляков не хочет отпускать офицера на бригаду ЭМ или ПЛО? Значит, хочет оставить себе.
6. Чистота на корабле?!
Командующий вновь вернулся к Аттестации, размашисто написал «Утверждаю», расписался и поставил дату:
III. РЕШЕНИЕ УТВЕРЖДАЮЩЕГО АТТЕСТАЦИЮ
УТВЕРЖДАЮ
КОМАНДУЮЩИЙ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ
АДМИРАЛ КАСАТОНОВ
_22_ _декабря_ 1962 г.
Командующий закрутил колпачок перьевой ручки и положил на стол. Взяв новое личное дело, он углубился в его изучение.
Отпустив Начальника ОК, адмирал подошёл к окну и посмотрел на рейд Североморска. Погода была не по-зимнему тихой, губа Алыш слегка парила, сквозь клочья понимавшихся от воды испарений на внутреннем рейде хорошо просматривались силуэты лёгких крейсеров «Адмирал Ушаков», «Александр Невский» и «Мурманск», стоявших на своих якорных бочках.
«Надо будет один из выходов в море спланировать на «Невском», - подумал Владимир Афанасьевич, - «хочу посмотреть на этого старпома. Прошёл всю войну, воевал после Отечественной и на Дальнем Востоке, и только потом поступил в Высшее Военно-Морское училище. Командовал тремя кораблями… Почти 18000 миль на боевом тралении, с тралом! Интересный старпом!»
Но посетить КРЛ «Александр Невский» в ближайшие месяцы Командующему не довелось – флот всё-таки был первым в освоении атомных подводных лодок, в том числе и с ракетным вооружением, с началом нового периода обучения, в 1963 году подводники флота впервые осуществили дальние походы для решения оперативных задач.
Одним из таких походов был и намеченный на сентябрь 1963 года одиночный выход подводной лодки под командованием капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева для длительного подлёдного плавания, разработки тактических приёмов поиска, слежения в готовности к немедленному уничтожению с началом боевых действий ракетных подводных лодок вероятного противника в Арктическом бассейне. Возглавить этот поход решил сам Командующий. Задачи похода были успешно решены, в том числе было осуществлено всплытие подлодки в географической точке Северного полюса Земли. На полюсе были установлены Государственный и Военно-Морской флаги СССР. За столь выдающийся поход командир ПЛА капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев и Командующий СФ адмирал В.А. Касатонов были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза».
Не прекращалась боевая подготовка и на силах общего назначения Северного флота, к которым относились боевые надводные корабли. Росла морская и тактическая выучка командиров и экипажей.
И, может быть, благодаря резолюции Командующего СФ на Аттестации старпома крейсера «Александр Невский» капитана 2 ранга А.А. Трофимова, командир 6 дивизии контр-адмирал Владимир Павлович Беляков, опытный и ответственный флагман, прошедший всю войну офицером на Балтике, написал представление на назначение старпома уже командиром крейсера.
Когда на стол Командующего СФ адмирала Касатонова легло представление для назначения капитана 2 ранга Трофимова командиром крейсера, Владимир Афанасьевич вспомнил о своём решении посетить «Александр Невский». Адмирал удовлетворённо улыбнулся, сделал пометку в рабочей тетради, после чего подписал преставление и приказал новому Начальнику ОК капитану 1 ранга Ф.П.Евсееву незамедлительно отправить представление в Москву, в Управление кадров ВМФ.
09 июля 1963 года приказом №01007 Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота С.Г.Горшкова капитан 2 ранга А.А.Трофимов был назначен командиром лёгкого крейсера проекта 68бис «Александр Невский» 6 дивизии ракетных кораблей.
Глава 2. Знакомство
Стать командиром корабля – это высокая честь и высокая оценка качеств офицера. И пусть даже это был уже четвёртый корабль, которым довелось командовать Александру Александровичу Трофимову, но это был не просто корабль, а крейсер! Крейсера всегда и на всех флотах считались венцом корабельной службы и организации, с которых брали пример экипажи других кораблей – эсминцев, сторожевиков… Поэтому, став во главе крейсера в 39 лет, командир считал себя счастливчиком: флот из-за бездумной политики Н.С. Хрущёва сокращался, как, впрочем, и все Вооружённые силы. Командование таким крупным кораблём в таком возрасте считалось большой удачей. А ведь первое офицерское звание А.А. Трофимов получил в 25 лет – намного позже, чем большинство его сослуживцев!
Приняв корабль у капитана 1 ранга Григория Григорьевича Пестова, новому командиру, казалось бы, всё должно было быть легко и знакомо, ведь он 2,5 года сам был на нём старпомом и часто оставался за командира, но резко возросшая из-за сокращения корабельного состава флота интенсивность боевой подготовки и количество выходов в море расслабляться не позволяли. Ведь задачи перед флотом не только не сокращались, а, наоборот, увеличивались.
Так же, как и соседи: 2-я дивизия противолодочных кораблей под командованием контр-адмирала Г.Г. Борисова, 6-я дивизия ракетных кораблей большую часть времени проводили в море. Оперативная и боевая подготовка сил была нацелена на борьбу с атомными подводными ракетоносцами вероятного противника. Расширялись районы поиска и к решению противолодочных задач привлекались все корабельные соединения и вся авиация СФ. В то время отрабатывались вопросы взаимодействия различных сил флота, что в дальнейшем, на следующих этапах развития, привело созданию в составе флотов ВМФ флотилий разнородных сил.
В дивизию ракетных кораблей приходили совершенно новые корабли – ракетный крейсер «Грозный» проекта 58, ракетный корабль «Дерзкий» проекта 57бис. Новое оружие позволяло решать совершенно немыслимые для артиллерийских кораблей (к каким относился крейсер «Александр Невский») задачи уничтожения кораблей и корабельных соединений противника на расстояниях в сотни километров. Артиллерийским кораблям теперь отводилась роль сил непосредственного прикрытия ракетных кораблей.
В один из ноябрьских дней 1963 года Командующий СФ адмирал Касатонов принял решение выйти в море на выполнение мероприятий боевой подготовки кораблями 6 дивизии ракетных кораблей.
Вызвав на связь командира дивизии, Командующий сказал:
- Товарищ Беляков, завтра ваши корабли выходят в море на отработку задач БП. На каком корабле планируете поднять свой флаг?
- На крейсере «Мурманск», товарищ Командующий!
- На «Мурманске»? Вот и отлично, тогда я с группой офицеров штаба флота размещусь на «Александре Невском», чтобы понаблюдать за мероприятиями со стороны и не мешать вам.
Утром следующего дня, в 7.00, белый разъездной катер Командующего Северным флотом отошёл от первого причала Североморска и направился к борту лёгкого крейсера «Александр Невский». Над катером развивался трёхзвёздный должностной флаг Командующего флотом.
Над внутренним рейдом Североморска, где стояли на бочках готовые к съёмке и выходу в море крейсера Шестой дивизии, зазвучали горны – корабельные горнисты играли «Захождение», веками повторяющийся ритуал приветствия проходящего мимо корабля старшего начальника. Командир «Александра Невского» стоял на тиковой палубе юта у парадного правого забортного трапа, слегка покусывая от волнения губы – ведь ему предстояло первый раз принимать на борту своего корабля Командующего флотом, а тем более идти с ним в море. Он не беспокоился за порядок и организацию службы на корабле, за состояние материальной части, но всё-таки необычность происходящего будоражила кровь – одно дело, если бы на борту был комдив, а тут… Когда до появившегося белым пятном катера оставалось два кабельтова, командир скомандовал: «Горнист, играть «Захождение»!
С первыми звуками горна командир и стоявшие рядом с ним замполит и дежурный по кораблю поднесли правую руку к виску, отдавая честь прибывающему Командующему.
Катер замедлил ход, погасил инерцию и мастерски застыл у трапа крейсера; поданы швартовы и вот уже фалрепные подают ослепительно белые фалрепы Командующему для безопасного перехода на трап. Как только адмирал вступил на нижнюю площадку трапа, командир крейсера скомандовал: «Смирно!»
Когда В.А. Касатонов поднялся на борт корабля, командир доложил:
- Товарищ Командующий! Лёгкий крейсер «Александр Невский» к бою и походу приготовлен, личный состав на борту, запасы топлива и воды полные. Командир крейсера капитан 2 ранга Трофимов.
- Вольно, товарищ командир!
- Вольно! – повторил команду для своих подчиненных командир.
Вслед за Командующим на борт поднялось несколько человек походного штаба с чемоданами и тубусами для карт в руках.
Касатонов посмотрел на высокого и стройного командира – раньше он видел его только мельком на заслушиваниях решений на выполнение различных задач командира Шестой дивизии, где присутствовали командиры крейсеров и эсминцев.
- Товарищ Командующий! Разрешите поднять ваш флаг?
- Разрешаю! – ответил Касатонов и в тот же момент увидел, как на грот-стеньгу крейсера начал быстро подниматься, развиваясь на ветру, его флаг, флаг Командующего флотом с тремя белыми звёздами на красном полотнище с Военно-Морским флагом в крыже, и в ту же секунду на его катере такой же флаг был спущен. Катер отдал швартовы и, взревев двигателями, рванул от борта крейсера.
«Ну, что ж – интересно будет посмотреть, как работает в море этот командир, не ошибся ли я в нём!» - подумал Командующий и, сопровождаемый командиром, двинулся в направлении ходового мостика. Над трубами крейсера едва заметно колыхалось облачко пара – механики знали своё дело и не позорили корабль чёрными шапками дыма. Адмирал цепким взглядом осматривал состояние корабля – память услужливо подсказала сделанную когда-то заметку: «…чистота на корабле?!»
Однако всё выглядело безукоризненно – высокая морская культура была визитной карточкой крейсеров флота! Великолепно покрашен, все медные вещи надраены и блестят, нигде не соринки. Специально выделенные матросы провели офицеров штаба по выделенным для них каютам. Командующий и командир поднялись на ходовой мостик крейсера. Касатонов осмотрел рейд и приказал командиру:
- Дать светограмму на «Мурманск»: «Командиру дивизии. Комфлот прибыл на борт, действуйте согласно утверждённого плана».
- Есть, товарищ Командующий!
На сигнальном мостике немедленно защёлкал рукояткой шторок ратьера (специального сигнального прожектора) старшина-сигнальщик, посылая сигнал вызова на флагманский крейсер дивизии. В ответ на крейсере вспыхнул ответный сигнал. Сигнальщик с невероятной скоростью выстрелил в сторону «Мурманска» длинную очередь точек и тире азбуки Морзе. С крейсера опять ответили длинным световым тире.
Вахтенный офицер крейсера доложил Трофимову:
- Товарищ командир, сигнал на флагман передан и принят правильно!
- Есть! Товарищ Командующий, сигнал передан и принят!
- Вижу-вижу, командир! Действуйте по плану! – ответил Касатонов.
На мостике появились офицеры походного штаба и доложили о готовности штаба к выходу в море.
Командующий Северным флотом адмирал В.А. Касатонов.
Автор: Никита Александрович Трофимов, капитан I ранга Северного флота в отставке.