Сейчас в Архангельске

06:17 -4 ˚С Погода
18+

Легендарный лётчик Леваневский: взлёт и исчезновение. Часть первая

Становление полярного характера.

Герои Арктики Полярная авиация Сигизмунд леваневский
11 марта, 2023 | 15:54

Легендарный лётчик Леваневский: взлёт и исчезновение. Часть первая
Сигизмунд Леваневский

Сигизмунд Леваневский был одним из самых выдающихся летчиков 1930-ых годов. Он совершил множество полярных перелётов и был одним из 7-ми первых человек, которые получили звание Героя Советского Союза. 

Много лет он шёл за своей мечтой перелететь через Северный Полюс и осуществил её. Но этот полёт стал для него фатальным. Долетев до вершины планеты, Сигизмунд Леваневский стал одним из тех, кого Арктика навсегда забрала к себе. Экипаж и самолёт пропали без вести, и уже более девяноста лет никто не знает, что с ними случилось. 

А мы предлагаем вам познакомиться с той частью жизни этого героя, о которой нам известно.

Основные вехи жизни Сигизмунда Александровича Леваневского можно описать несколькими строчками.

Родился 12 мая 1902 года в Санкт-Петербурге.

В 1918 году вступил в ряды Красной Армии.

В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации.

С 1933 года был лётчиком в Главном управлении Северного морского пути и совершил несколько сверхдальних северных перелётов.

В 1934 году участвовал в масштабной операции по спасению экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что был удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1937 году во время перелёта из Москвы на Аляску через Северный полюс пропал без вести.

Но за этими сухими фактами кроется пусть и недолгая, но бурная и насыщенная жизнь человека, которому выпало принять непосредственное участие в становлении Советского Союза и в освоении Арктики. Давайте же вместе узнаем историю знаменитого полярного лётчика и попробуем выяснить, как закалялся дух и воспитывалась воля к победе у людей начала ХХ века.

Родился Сигизмунд Леваневский в Санкт-Петербурге в польской семье, которая приехала в столицу из деревни Сокулка. В то время она входила в состав Гродненской губернии Российской Империи. Сейчас это территория Польши. Кроме Сигизмунда в семье было ещё трое детей – Юзеф, Владислав и Софья. Их мать работала швеёй, а отец, кузнец по профессии, служил в Петербурге дворником. 

В 1916 году Сигизмунд, закончив 3 класса училища, пошёл работать на механический завод акционерного общества «Рессора», на котором выпускали кабели и катушки для телефонов. Но уже через год, после Великой Октябрьской революции, завод закрылся и Леваневский вступил в ряды Красной Армии. Вместе с братом Юзефом они служили в Вятской губернии в составе продотряда и занимались реквизицией продовольствия у населения для нужд армии. В 1919 году Юзеф вывез всю семью Леваневских на родину, а Сигизмунд остался на службе, и под командованием Блюхера воевал с колчаковцами, а позже участвовал в подавлении мятежа имама Гоцинского в Дагестане. Он занимал должности командира роты, батальона, начальника штаба и командира стрелкового полка. 

Во время гражданской войны Леваневский переболел сыпным тифом и малярией. Медики рекомендовали ему сменить климат и переехать на север. В лазаретах будущий полярник много читал о путешествиях и Арктике. Его привлекало и море, и небо – тогда он и решил стать морским лётчиком.

В 1921 году Леваневский женится на работнице военкомата Наталье Дягтеревой и переводится в Петроград. Там становится завхозом 4-го воздухоплавательного отряда, который дислоцировался в Ораниенбауме. 

Сначала Леваневский при любой возможности поднимался в небо на аэростате и летал на самолётах, сидя в пассажирском кресле. Наконец, в 1923 году он добился направления в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков, но к началу занятий опоздал, поэтому устроился в эту же школу завхозом в ожидании начала следующего учебного года. По окончанию школы Леваневский остался работать в ней в качестве лётчика-инструктора, а в 1928 году уволился в запас. После этого Сигизмунд Леваневский работал летчиком-инструкторов в Николаевской лётной школе Осавиахима, а позже начальником лётной части Всеукраинской летной школы Осавиахима в Полтаве. Но работа преподавателя пилота не привлекала, он мечтал о дальних перелётах. 

Весной 1933 года во время командировки в Москву, куда он отправился за новым самолетом для авиашколы, Леваневский записался на прием к начальнику Управления полярной авиации Севморпути. 

Его приняли на работу и дали первое задание – перегнать из Севастополя в Анадырь гидросамолёт «Дорнье-Валь». Этот перелет длился почти два месяца. Во время промежуточной посадки в Хабаровске Леваневскому пришла правительственная телеграмма, в которой ему предписывалось лететь на Чукотку и принять участие в операции по спасению американского лётчика Джеймса Маттерна. Тот совершал кругосветный перелет, пытаясь поставить рекорд скорости, однако потерпел крушение в окрестностях Анадыря. Его нашли местные жители и привезли в город. Леваневскому же было поручено доставить лётчика обратно в Америку, на Аляску, в город Ном. После завершения этого перелёта, Сигизмунд Александрович получил свою первую награду – кольцо из самородного золота, которое ему вручил мэр города Ном. 

Обратный путь с Чукотки до Иркутска также занял несколько недель – из-за приближающейся зимы погода часто портилась, к тому же на промежуточных аэродромах не всегда вовремя выдавали топливо, чтобы заправить самолёт. Во время одной их таких стоянок Сигизмунд Леваневский узнал от местных журналистов, что его брат, польский лётчик Юзеф Леваневский разбился во время беспосадочного перелёта из Варшавы в Красноярск. 

По возвращению домой Сигизмунда Леваневского ждала награда и от советской власти. Его наградили орденом Красной Звезды с формулировкой «за выдающиеся лётные качества и участие в ряде ответственных перелётов».

После этого Леваневский в основном занимался ледовой разведкой. В том числе на Баренцевом море, на мысе Шмидта, острове Врангеля и на Аляске.

В 1934 году произошла одна из самых масштабных катастроф в истории освоения Арктики. Пароход Челюскин, который отрабатывал схему доставки грузов по Северному морскому пути, оказался зажат во льдах в Чукотском море. Руководил этой экспедицией Отто Юльевич Шмидт. После почти пяти месяцев дрейфа пароход всё-таки был раздавлен льдами и затонул буквально за 2 часа. В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. К счастью, они успели вынести с судна доски и кирпичи для строительства бараков. А в стране началась масштабная спасательная операция по доставке «челюскинцев» на «Большую землю».

В феврале 1934 года Сигизмунд Леваневский вместе с пилотом Маврикием Слепнёвым и уполномоченным представителем государственной комиссии по спасению челюскинцев Георгием Ушаковым вылетели в США, чтобы приобрести 2 самолёта модели «Консолидейтед Флистер»: они считались наиболее подготовленными для работы в полярных широтах и на них должны были вывозить со льдины потерпевших крушение. 


Леваневский_Ушаков_Слепнев_на_Аляске.jpg

Слева направо: американский летчик Джо Кроссен, летчик полярной авиации Маврикий Слепнев, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, советский летчик польского происхождения Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фэрбенкс на Аляске в 1934 году


На одном из этих самолётов Леваневский и Ушаков вылетели с Аляски в чукотское село Ванкарем, однако добраться до пункта назначения не смогли. Сначала из-за низкой облачности им пришлось лететь на очень низкой высоте, рискуя разбиться о прибрежные скалы. Потом, после набора высоты, началось обледенение самолета, и он начал падать. Недалеко от Ванкарема Леваневскому удалось посадить воздушное судно на фюзеляж. Сам пилот получил травму головы, но Ушаков и остальные члены экипажа не пострадали. 

Самостоятельно самолет взлететь уже не мог, поэтому непосредственное участие в перевозке челюскинцев на «материк» Леваневский не принимал, хотя технически он оказался первым советским пилотом, который прилетел в зону проведения спасательной операции – остальные в это время находились на аэродромах Чукотки и ждали хорошей погоды. При этом в телеграмме, отправленной в Москву, он написал: «Побеждённым себя не считаю». 

Через некоторое время Сигизмунд Александрович на частично неисправном самолете У-2 смог доставить из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга, чтобы тот сделал срочную операцию по удалению острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Алексею Боброву. 20 апреля 1934 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Сигизмунду Леваневскому за участие в операции по спасению «челюскинцев» был вручен орден Ленина и присвоено звание Герой Советского Союза. Таким образом, он стал одним из семи первых людей, которые его удостоились. Кроме Леваневского Героями Советского Союза стали лётчики: Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

После этого, в том же 1934 году, Сигизмунд Леваневский становится членом партии и по предложению Сталина отправляется вместе с советской делегацией в Лондон на авиационную выставку. 

На обратном пути из Лондона в Москву Сигизмунд Александрович заезжает в Варшаву, чтобы встретиться со своей семьей, которую он не видел уже 17 лет. Он пытался уговорить свою сестру и мать, чтобы они переехали к нему в Полтаву, так как боялся, что в случае войны и ему, и его сыну, который с детства хотел поступить в военное училище, придется бомбить город, в котором живут их родственники. Но родные отказались уезжать из Польши.

Продолжение следует.


***

Максим Упиров, специально для GoArctic

далее в рубрике