«Мягкий экоактивизм» – не вид вандализма, а воззвание молодёжи к старшим поколениям
О мотивах современного экологического акционизма. Опыт социальной философии.
Фото: Letzte Generation
Из новостей:
«На этот раз крем, а не суп! В Санкт-Петербурге экоактивистки облили реплику работы Бэнкси. С криками «Стоп, косметика!» девушки выплеснули крем на картину с изображением Венеры после ринопластики.
…Подобные акции могут вызвать негативное отношение к эко-сообществу».
Фото: «Найти Бэнкси» / vk.com
«Немецкая полиция провела обыски по адресам, где проживают сторонники движения «Последнее поколение». Оно позиционирует себя как природозащитное – в частности, выступает против разработки месторождений нефти. Наибольшую известность объединение получило в связи с акциями, которые направлены на произведения искусства, культурные институции и памятные места. Так, активисты облили картину Клода Моне из серии «Стога» картофельным пюре и приклеились к скелету динозавра в берлинском Музее естествознания».
В последние два-три года в мире отмечается рост такого явления, которое можно назвать «мягкий экоакционизм». А именно, обливание молодыми людьми произведений искусства какими-либо безвредными составами с целью привлечь внимание общества к проблемам экологии.
«Что это?» «Для чего?» «Им платит кто-то? Или реально идейные?»
Такие вопросы справедливо звучат со стороны старших поколений и менее радикальных экологов.
Давайте попробуем разобраться в мотивах этого нового социо-культурного явления и в попытке осмысления предложить идеи к развитию диалога между поколениями, между различными идейными группами в сфере социальной экологии и, как ни крути, социальной психологии. Никого не осуждая, не давая оценок.
Просто списать на то, что это «поветрие, мода, молодость», было бы неправильно и некорректно по отношению к этим людям, звучало бы как отказ в разговоре, преступное невнимание к ним и выражаемым ими идеям.
На мой взгляд, то, что молодёжный протест отталкивается от экологии, говорит не только о важности уже мировых проблем в этой сфере, но и служит достаточным и оправданным в глазах общества основанием для более или менее радикального выражения недовольства и нестандартных форм его выражения. Также слово «экология» – наиболее универсальная и обширная «платформа», общепонятная по всей планете, позволяющая привлекать внимание большого числа людей всех возрастов и социальных групп.
Фото: Letzte Generation
В ядре этого лежит в том числе экология, но не в узком, а в максимально широком понимании. Как часть идеала молодого поколения и стремления жить не только в хороших условиях природной среды, но и в новом, построенном на иных принципах, обществе, где экология является не «младшей сестрой» экономики, а где они равные «сёстры-близнецы». Как призыв к взрослым обратить внимание на них, на право новых поколений, на условия, в которых успели пожить их родители, на справедливое требование быть такими же участниками обсуждений и процессов в обществе.
В преподавательской практике или на экологических мероприятиях я иногда предлагаю провести деловую игру «Разработай 18-ую цель устойчивого развития». Всем известен факт наличия семнадцати целей устойчивого развития ООН. Реже знают их формулировки, и совсем редко, что к достижению этих целей есть связанные с ними 169 задач и 232 показателя. (По знанию этой шкалы можно замерять уровень профессионализма экологов и общественников! Шутка).
И чтобы мне, как судье соревнований, выступать с участниками на равных и быть солидарным с ними, я попутно разработал свою версию «18-ой цели». Она звучит так: «Сокращение мирового долга, в том числе, экологического. Как инструмент обеспечения экономической и социальной справедливости между нынешним и будущими поколениями, повышения экономической свободы и обеспечения права на благоприятную окружающую среду будущих поколений». Это было ещё до появления «мягкого экоакционизма», и в связи с этим хочу отметить, что круг проблем обозначен ровно тот же.
Так экология перерастает в социальную экологию и даже более сложный комплекс отношений.
Фото: Ultima Generazion
Почему я называю экоакционизм мягким? По сути, в глубине, это «щадящий» протест, в рамках цивилизационных приличий. Не наносится непоправимый ущерб, все материалы легко удаляемы. И выбор такого инструментария, на мой взгляд, вполне осознанный, в продолжение развитой культуры гражданского сопротивления, уходящей в Европе корнями в средние века. При том, что вместо супа могли бы применяться и агрессивные составы. Это хождение по краю, на грани между протестом и вандализмом является важной чертой нового явления.
Пока оно не стало массовым, но я бы его вполне соотносил по уровню с движениями хиппи или панков. Им недостаёт популярной яркой идеологии, лозунга, подобного «Make love, not war!» Нет своей эстетики. Движению нужны свои современные Сартры и Керуаки.
Кстати, развитие идеологии «мягкого экоакционизма» могло бы стать объединяющим началом для совместной работы активистов всего экологического спектра. Ведь от выплёскивания супа можно вполне переходить к засеиванию планеты.
Фото: National Gallery
Кстати, идеологи у движения всё-таки есть. Это американский социолог и социальный философ Мюррей Букчин (1921-2006) и его последователи. Они трактуют экологические проблемы как продолжение социальных и политических трендов. На их взгляд социальная экология предусматривает моральную экономику, которая предлагает выйти за рамки дефицита и иерархий, к новой гармонии отношений сообществ людей с миром природы, где признаются ценности разнообразия, творчества и свободы. Букчин полагает, что корни экологических и социальных проблем имеют в первооснове иерархический способ организации общества.
С этим можно спорить или соглашаться, но очевидно, что это нельзя не обсуждать. Если явление «экоакционизма» замалчивать или не обращать на него внимание, есть риск его большей радикализации (варианты описывать не буду), или же оно может занять своё, пусть крайнее, положение в ряду других общественных явлений современности. С которыми нам вместе сосуществовать, с этими людьми, которые наши дети и внуки, нам необходимо решать совместные проблемы!
Молодёжь хочет быть субъектом, а не объектом.
Экоакционисты могут считать эту статью моим «выплёскиванием супа» (конечно же, охлаждённого) на них, как «выплёскивание на выплёскивателей». Воспринимайте это как призыв к диалогу!
***
Андрей Иванов, руководитель Бюро арктических технологий, обособленного подразделения ПОРА в Норильске, специально для GoArctic