Сейчас в Архангельске

19:13 2 ˚С Погода
18+

Неочевидные лидеры Севморпути – буксиры ледового класса: эксперты прогнозируют тенденцию повышенного спроса на буксирный флот

Проектные компании уже создают концепты новых буксиров разных ледовых классов

Северный морской путь Судоходство в Арктике Судостроение
Анна Щетинина
25 июля, 2024, 20:50

Неочевидные лидеры Севморпути – буксиры ледового класса: эксперты прогнозируют тенденцию повышенного спроса на буксирный флот

Визуализация эскортного буксира ледового класса Arc6 NE060. Источник: korabel.ru


Основу грузопотока на Северном морском пути (СМП, Севморпуть) в основном составляют нефть, нефтепродукты, СПГ, газоконденсат и уголь. И обновление буксирного флота в портах с прицелом на обеспечение увеличивающегося грузопотока, по словам экспертов – одна из актуальных тенденций российского судостроения, – сообщает ИАА «ПортНьюс».

GoArctic писал, что, если в 2023 году перевозки по Севморпути в 2023 году выросли до 36,2 млн тонн, то в 2024 году прогнозируется перевозка 71 млн тонн. А в нацпроекте заложен объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 150 млн тонн к 2030 году и 220 млн тонн – к 2035 году.

И, как ранее передавало то же ИАА «ПортНьюс», к 2030 году для обеспечения растущего грузопотока на СМП в общей сложности будут необходимы 160 судов: с учетом того, что в 2023 году грузоперевозки для работы ключевых арктических проектов выполняли 30 судов и идет строительство 33 единиц, дополнительно потребуется еще 97 единиц грузового флота. 

А общая потребность в буксирах в РФ, по оценкам экспертов, составляет около 110 единиц, и построить их необходимо до 2035 года.



Визуализация эскортного буксира ледового класса Arc6 NE060. Источник: конструкторское бюро «Нордик Инжиниринг» / nordic-kb.ru


Вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и небольших  портов и перевалочных пунктов, и все эти порты обеспечены собственным флотом. Но некоторые порты – в Певеке на Чукотке, Лавна в Мурманской области – ожидает глобальная модернизация и расширение, что требует строительства нового буксирного флота. А буксиры, работающие на СМП, в основном обладают высоким ледовым классом, за исключением незамерзающей акватории Мурманска

«Сейчас при транспортировке грузов по Севморпути в портах прямо или косвенно задействовано в общей сложности 227 буксиров (под наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС), из которых: в Мурманске – 32 буксира (средний возраст 26 лет), в Архангельске – 40 буксиров (средний возраст 37 лет), в Анадыре (Чукотка) – 1 буксир (41 год), в бухте Провидения (Чукотка) – 1 буксир (39 лет), Петропавловск-Камчатский – 25 буксиров (средний возраст — 50 лет) и так далее» – указано в сообщении.

Устаревание действующего флота, разработка новых месторождений,  тенденция к увеличению грузопотоков по СМП – драйверы роста спроса на буксиры: от ледового класса Arc4, эксплуатация которых планируется в портах Архангельска и Мурманска, до ледовых классов Arc5 и Arc6, которые требуются для полноценной работы в портах Арктики.

В декабре прошлого года ФГУП «Росморпорт» объявило о тендере на проектирование и строительство трех портовых буксиров ледового класса Arc4, которые должны быть готовы к 2025-2026 годам. А в начале этого года был представлен разработанный по заказу того же «Росморпорта» проект эскортного буксира ледового класса Arc6 NE060 мощностью 7 МВт, который способен перемещать суда различных размеров. Особенностью конструкции NE060 является наличие 4 водонепроницаемых переборок, делящих судно на 5 водонепроницаемых отсеков.

На днях отечественные конструкторы опубликовали новый проект многофункционального эскортного буксира ледового класса Arc5 NE050 – он рассчитан как на буксировку, так и на другие работы – противоаварийные, пожарные, поисково-спасательные и пр. Особенность его конструкции – носовая эскортная лебедка защищена от негативных воздействий окружающей среды (мороза и обледеневания) и находится в помещении.

Универсальные проекты могут стать основой для формирования нового буксирного портофлота.



Визуализация эскортного буксира ледового класса Arc5 NE050. Источник: конструкторское бюро «Нордик Инжиниринг» / nordic-kb.ru


Что стоит за словами «ледовый класс»?

С 1999 года в Российском морском регистре судоходства (РС) числится девять ледовых классов. Вот что стоит за обозначениями Arc4, Arc5 и Arc6.

Arc4 – Самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,7 м в зимнее-весеннюю и до 1,0 м в летнее-осеннюю навигацию.

Arc5 – Самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,0 м в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,9 м в зимнее-весеннюю и до 1,2 м в летнее-осеннюю навигацию.

Arc6 – Самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 1,1 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,3 м в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 1,2 м в зимнее-весеннюю и до 1,7 м в летнее-осеннюю навигацию.

 

далее в рубрике