Сейчас в Архангельске

16:13 6 ˚С Погода
18+

Новые мощности Крайнего Севера

Инвестиционные проекты, арктические терминалы и российские углеводороды.

Полезные ископаемые Столица арктики СПГ
Мария Кутузова
13 апреля, 2023 | 15:47

Новые мощности Крайнего Севера
Фото: Shutterstock


Для оптимизации логистики перевозок арктического сжиженного природного газа (СПГ) «НОВАТЭК» планирует в 2023 году ввести в эксплуатацию два перегрузочных терминала: в Мурманске и на Камчатке. Это позволит компании в случае необходимости отказаться от перегрузки в порту Зебрюгге (Бельгия). «Роснефть» активно продвигается с реализацией нефтяного проекта «Восток Ойл». В последнее время добывающие углеводороды компании стали главными грузополучателями в Арктике, а в перспективе обе собираются существенно нарастить поставки арктических СПГ и нефти на международные рынки.


ТОРы для Арктики

По итогам прошлого года объем вложений в экономику Мурманской области превысил 170 млрд рублей. Среди инвестиционных проектов выделяется строительство комплекса по перегрузке угля в торговом порту «Лавна», реализуемый в ТОР (территория опережающего развития) «Столица Арктики»: на эти цели планируется направить 71 млрд рублей. 

Крупнейшим начинанием этой ТОР стал «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» компании «НОВАТЭК». Также выделяются инвестиционные проекты создания в Мурманске перегрузочного комплекса сжиженного природного газа и логистического комплекса «Северный морской транзитный коридор». 

Компания «НОВАТЭК» завершает подготовку к отправке первой производственной линии «Арктик СПГ-2», построенной на мощностях Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области. ЦСКМС заработал в поселке Белокаменка в мае 2022 года. Согласно планам «НОВАТЭКа», на этих мощностях за ближайшие два десятилетия планируется построить морские сооружения на сотни миллиардов долларов. По словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, проект ЦСКМС – яркий показатель технологичности российского бизнеса, развития отечественной промышленности. Согласно информации губернатора, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений уже реализует инвестиционные проекты на общую сумму более чем 200 млрд рублей. 

Создание логистического комплекса «Северный морской транзитный коридор. Западный транспортно-логистический узел», реализуемого ООО «Русатом карго», предполагает строительство коммерческого флота, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей эффективную работу транспортной системы в арктических широтах. «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) утвержден в качестве одного из направлений деятельности «Русатом Карго» – отраслевого логистического интегратора Госкорпорации «Росатом», созданного в 2019 году. Также будет развиваться комплексное логистическое предложение по транзиту контейнерных грузов по Северному морскому пути – кратчайшему между Северной Европой и Восточной Азией.  


11623024666_74013b7325_k.jpg

Jens-Olaf Walter / Flickr / CC BY-NC 2.0


Оптимизация логистики для СПГ

В Южной Корее завершено строительство судна, предназначенного для перевалки СПГ в Мурманске, для компании «НОВАТЭК». В 2020 году российская компания заказала два судна для перегрузки сжиженного природного газа на южнокорейской верфи Daewoo Shipping & Marine Engineering. Первым спущенным на воду и отправленным заказчику стало Saam FSU, второе – Koryak FSU – предполагается передать заказчику во втором квартале. 

В Мурманской области в акватории Кильдинского пролива построены и введены в эксплуатацию два рейдовых места для перегрузки СПГ. Мурманский перегрузочный комплекс включен в федеральный проект «Морские порты России» комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением правительства РФ. Компания «Арктическая перевалка» (учредитель «НОВАТЭК») получила также статус резидента территории опережающего развития «Камчатка» с этим региональным проектом, предполагающим строительство морского перегрузочного комплекса для танкеров-газовозов высокого ледового класса в Бечевинской бухте для дальнейшей транспортировки СПГ на конвенциональных судах потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.   

Суммарные инвестиции в оба проекта ранее оценивались в 8,4 млрд рублей. Однако затем, по информации «Арктической перевалки», камчатский проект достиг объема инвестиций в 6 млрд рублей. Каждый из комплексов включает одно плавучее хранилище СПГ (объемом 360 тыс. кубометров) и две рейдовые стоянки для операций перегрузки «борт в борт», что позволит ежегодно переваливать с помощью каждого из них более 20 млн тонн СПГ. Таким образом суммарная мощность двух терминалов должна превысить 40 млн перевалки сжиженного природного газа в год.

Терминалы помогут с оптимизацией в Арктике логистики поставок сжиженного природного газа «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». До конца года «НОВАТЭК» планирует ввести в эксплуатацию первую очередь «Арктик СПГ-2», запуск второй ожидается в 2024 году, а третьей – в 2026 году. Мощность проекта составит 19,8 млн т СПГ.  Согласно планам, к 2027 году производство сжиженного природного газа на Ямале и Гыдане выйдет на уровень 44,2 млн тонн. 


shutterstock_559464421.jpg

Фото: Shutterstock


Нефть Арктики

При реализации проекта «Восток Ойл» «Роснефть» планирует задействовать 16 новых причалов, возведенных на реке Енисей. В зимнюю навигацию 2022–2023 годов компания озвучила планы завоза более 500 тыс. тонн материалов и оборудования в порт Дудинка, «Бухта Север» и на производственные базы «Точино», «Караул», «Воронцово», «Таналау» на реке Енисей.  Заявленный объем нефтеперевалки через строящийся терминал порта «Бухта Север» к 2024 году должен составить 30 млн тонн, а к 2030 году компания планирует выйти на отгрузки порядка 100 млн тонн нефти. Конкурентным преимуществом здесь стало использование Северного морского пути, как при поставке оборудования, так и при отгрузке нефти. 

«Роснефть» приступила к реализации арктического нефтяного проекта на севере Красноярского края в 2020 году. Его ресурсная база оценена более, чем в 6 млрд тонн нефти. Предусмотрена также утилизация попутного нефтяного газа, что создаст конкурентное преимущество для российской нефти на фоне реализуемой климатической повестки. «Восток Ойл» активно решает проблему попутного газа при добыче нефти. С начала эксплуатации на Ванкорском кластере месторождений добыто 80 млрд кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ). На Ванкоре создана разветвленная и современная система сбора, подготовки и транспортировки газа, в результате уровень полезного использования ПНГ превысил 99%. Это один из самых высоких показателей в российской нефтяной отрасли. С 2021 года «Восток Ойл» реализует несколько энергетических проектов, используя попутный газ, при этом мощности газотурбинных электростанций (действующих и планируемых) должны достигнуть порядка 3,4 ГВт. 

Проекты «НОВАТЭКа» и «Роснефти» послужат увеличению поставок по Северному морскому пути до конца текущего десятилетия, закрепив позиции российских компаний в Арктике. Добывающие корпорации сделали ставку на активное промышленное освоение богатейшей ресурсной базы Крайнего Севера. Развитие поставок по СМП ориентируется в последнее время в основном на азиатских партнеров российских компаний. Тем не менее, климатическая повестка остается одним из приоритетов реализации проектов в Арктике для отечественных добывающих игроков.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике