Полярный ужас в творчестве Лавкрафта
20 августа – день рождения Говарда Филлипса Лавкрафта – «отца Ктулху, Дагона и прочих Древних богов». В то время, когда творил Лавкрафт, большинство материков уже было неплохо исследовано, поэтому Мастер помещал «ужас неизведанного» в слабоизученные места Арктики и Антарктики.
«Хребты безумия». Художник Иван Лалиашвили.
20 августа – день рождения Говарда Филлипса Лавкрафта – «отца Ктулху, Дагона и прочих Древних богов». В литературе ужасов даже выделяют особый поджанр – «лавкрафтовские ужасы», в которых основное место занимает «психологический ужас неизведанного, неописуемого». В то время, когда творил Лавкрафт, большинство материков уже было неплохо исследовано, поэтому Мастер помещал «ужас неизведанного» в слабоизученные места Арктики и Антарктики.
Лавкрафт родился в 1890 году в американском городе Провиденс, там же он умер в 1937 году. Несмотря на то, что писатель редко покидал родной город, за счет многочисленной почтовой переписки («Интернета первой трети XX века»), Лавкрафту удалось создать своеобразное комьюнити писателей («отец Конана-варвара» Роберт Говард, Роберт Блох, Август Дерлет, Кларк Эштон Смит и др.) и стать его лидером. Более того, «визионер из Провиденса» придумал свою «страну Лавкрафта», вернее целую «вселенную Лавкрафта». Ему не нравились современные Соединенные Штаты Америки, современный Мир, вся Современность и он создал свою, да вдобавок населил ее сонмом различных богов и прочих существ.
Говард Филлипс Лавкрафт. Источник: Wikimedia Commons
Особое место во «вселенной Лавкрафта» занимают полярные земли. Ведь там, на еще неизведанных территориях, могло происходить что угодно. Туда убегает Франкенштейн (разумеется, «монстр Франкенштейна», а не его создатель Виктор Франкенштейн) согласно произведению Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 год). Туда держит путь герой единственного оконченного романа Эдгара Аллана По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838 год).
Лавкрафт считал себя продолжателем Шелли и По в жанре «черной фантастики», тех, кто пугал читателя самим пространством Арктики и Антарктики, поэтому просто не мог обойти вниманием полярные земли. Квинтэссенцией «полярного ужаса Лавкрафта» стала повесть «Хребты безумия», написанная в 1931 году и изданная в 1936 году.
Иллюстрация к «Хребтам безумия». Художница Анна Бутова.
По сюжету американский геолог Дайер пытается убедить научное сообщество не проводить исследования по глубокому бурению в Антарктиде. Он вспоминает происшествия, случившиеся во время работы исследовательской экспедиции Мискатоникского университета. Экспедиция обнаружила огромные горные хребты, которые были названы Хребтами безумия. Для их исследования была направлена первая группа. Вскоре бурильщики нашли пещеру, в которой были обнаружены «существа темно-серого цвета, похожие на бочонки из необычайно плотной кожи, с длинными щупальцами и перепончатыми крыльями». На шее каждого из существ находилась пятиконечная голова, похожая на морскую звезду, а внизу располагались пять щупалец, с «лапками» на конце. В таинственной книге «Некрономикон» такие существа были названы Старцами.
Один из Старцев. Источник: Віщун / Wikimedia Commons / GFDL
После проведения операции по вскрытию одного из существ, связь с первой группой прекратилась, а для исследования случившегося, была направлена вторая группа во главе с Дайером. Она нашла лагерь пустым, к тому же люди и собаки были убиты, а их тела изуродованы.
Город Старцев. Концепт-арт неснятого фильма «Хребты безумия». Источник: film.ru
Во время разведывательного перелета через горы был обнаружен заброшенный город, построенный как лабиринт из каменных глыб разной формы. Изучив настенные барельефы и скульптуры, Дайер понял, что его создателями были Старцы, прилетевшие из далекого космоса. Они были создателями шогготов — многоклеточной протоплазмы, способной под гипнозом образовывать временные органы и формы, необходимые для тяжелой работы. Затем из космоса вторглась другая раса пришельцев, похожих на осьминогов, которых называли потомством Ктулху. В результате войны был заключён мирный договор: новые земли отходили потомкам Ктулху, а за Старцами оставалось море и прежние владения в Антарктиде. Опустим дальнейшее перипетии «истории вселенной Лавкрафта», которая, замечу, не уступает мистическим фантазиям Блаватской и Гурджиева.
Иллюстрация к «Хребтам безумия». Источник: Ville Assinen (e-will) / Wikimedia Commons / CC BY 3.0
В итоге Дайер догадался, что люди и собаки в лагере были убиты очнувшимися от многовековой спячки Старцами. Впрочем, не они были главной проблемой, а их бывшие подручные – шогготы, которые поумнели и стали представлять реальную угрозу всему живому. Дайеру удалось сбежать, и теперь он сообщает ужасные подробности случившегося, чтобы ученые не проводили исследований в полярных землях, дабы не пробудить шогготов и не положить конец человечеству.
Шоггот. Источник: Nottsuo / Wikimedia Commons / CC BY 3.0
Интересно, что «Хребты безумия» – самая дорогая (за нее Лавкрафт получил самый большой гонорар), но, возможно, самая недооценённая повесть Лавкрафта, несмотря на свою принадлежность к «черной фантастике», имеет и научную составляющую. С детства интересовавшийся историей полярных исследований Лавкрафт был достаточно точен в представлении географических знаний об Антарктике, известных к 1930-м годам. Автор даже ссылался на теорию дрейфа материков Альфреда Вегенера, которая в то время не была широко принята. Вся экспедиция Мискатоникского университета была смоделирована по образу Первой экспедиции американского полярного авиатора Ричарда Ивлина Бэрда (1928 – 1930 гг.).
Иллюстрация к «Хребтам безумия». Художница Анна Бутова.
Своей повестью «Хребты безумия» Лавкрафт не только соединил разрозненные упоминания о «своей вселенной», встречавшиеся в различных произведениях, в единую систему «Мифов Ктулху», но и создал каноническое произведение «полярного ужаса», смешав описания сильного холода со страхом перед неизведанными существами полярных земель.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic