Последний бой эсминца "Отрадный"
Учебные стрельбы в Карском море и гибель эсминца "Отрадный".
Командир ЭМ «Отрадный» капитан 3 ранга А.А.Трофимов (справа).
Я пишу эти строки в марте 2021 года. Год назад я закончил работу над «Сказанием об «Отрадном» - рассказом о судьбе одного из эсминцев знаменитого и замечательного проекта 30бис. Работа эта далась мне нелегко, потому что меня одолевали эмоции, ведь я писал рассказ об одном из кораблей моего отца – контр-адмирала Александра Александровича Трофимова. Много раз перечитывал и переделывал. Всё-таки нет ещё у меня писательского чутья и опыта – руку, так сказать, ещё не набил. Поэтому с замиранием сердца отправлял законченный труд в редакцию – как его примут? И когда рассказ был опубликован, я с нетерпением ожидал реакции читателей. Но последовавшие отклики дали старт новой захватывающей истории, о которой и хочу поведать вам сейчас.
«Сказание об «Отрадном» задумывалось мною как произведение художественное, не документальное. Но при этом я старался во всём следовать истории и писать максимально достоверно, основываясь на нашей семейной хронике, домашнем архиве, данным из Центрального Военно-морского архива в Гатчине, воспоминаниях моих сослуживцев и старших товарищей. Я проследил историю этого корабля от закладки на стапеле судостроительного завода до его последних минут. «Отрадный» всегда присутствовал в нашей семье – ведь это был папин корабль! С детства я привык видеть его фотографии, полюбил его открытый ходовой мостик, людей в кожаных регланах и канадках, бескрайнее море, в котором он так хорошо себя чувствовал. Чёрно-белые фотографии в моих глазах внезапно оживали, и я уже видел бескрайнюю синеву моря, пронизывающий всё вокруг солнечный свет, слышал команды вахтенного офицера, доклады сигнальщиков и даже чудился мне приятный легкий запах ароматного трубочного табака, тут же сдуваемый встречным солёным ветром. И мне мечталось, что скоро и я буду стоять на мостике этого прекрасного корабля и сам буду отдавать команды вахтенному офицеру и другим морякам, несущим вахту со мной. Поэтому и гибель эсминца, о которой мне рассказали мои друзья, я старался описать так, как видел её я – тот самый мальчишка, который мечтал быть командиром! Казалось бы – какая разница, сколько ракет, торпед и снарядов пришлось принять в себя эсминцу? Ведь финал уже не переиграть и «Отрадный» давно спит на дне моря, до последнего мгновения выполнив свой долг! Но оказалось, что судьба «Отрадного» волновала не только меня.
После публикации рассказа, а точнее, его последней части, на меня обрушился шквал отзывов. Мне звонили по телефону, писали мне на почту, оставляли комментарии в социальных сетях... Меня упрекали в том, что я написал полуправду, что на самом деле корабль погиб не совсем так или совсем не так, как я описал. Мои возражения, что я писал не документальное исследование, а рассказ по мотивам жизни «Отрадного», решительно отвергались. Писали, в основном, просоленные моряки, прослужившие свою жизнь на палубах кораблей Северного флота, а они, как правило, оперировали понятиями точными и ясными – где, когда, сколько, наряд сил, дальность обнаружения, пеленг стрельбы, глубина в точке и многое-многое другое, звучащее сладчайшей музыкой для тех, кому приходилось толкать рукоятки машинных телеграфов, нажимать кнопку «Пуск» ракетного комплекса, командовать комендорам «Ревун», нажимая ногой педаль замыкания цепи стрельбы артиллерийских установок. Все требовали восстановить историческую правду и показать гибель корабля так, как это было на самом деле. Мне присылали письма, фотографии, которых мне так не хватало во время работы над рассказом. Постепенно эта переписка так захватила меня, что я понял – а ведь мои оппоненты абсолютно правы! Да, я написал рассказ и как автор имел право на свой взгляд и своё изложение этого события, но ровно так же и они имели право требовать от меня рассказать о последних днях и минутах «Отрадного» так, как это было на самом деле.
Одним из первых ко мне обратился Владимир Николаевич Мельник – в те далёкие дни он был командиром штурманской боевой части малого ракетного корабля «Туча» (проекта 1234.1), входившего в 292 дивизион мрк 55-ой бригады ракетных кораблей и катеров Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Бригада базировалась в п. Гранитный, губа Долгая Западная, недалеко от входа в Кольский залив. Володя поведал мне, что по «Отрадному» стрелял не эскадренный миноносец проекта 956 ракетой «Москит», а именно мрк «Туча», ракетой П-120 комплекса «Малахит»!
Малый ракетный корабль проекта 1234.1 «Туча»
Потом слова Володи Мельника подтвердил и мой старинный друг и соратник по похождениям бурной офицерской молодости Евгений Соколов, Женя, с которым мы проживали в одной каюте во время службы на сторожевом корабле «Резвый» (я был командиром БЧ-2, а Женя – командиром БЧ-3). В день гибели «Отрадного» Женя был командиром стартовой батареи бпк «Маршал Василевский», и именно он готовил к стрельбе по эсминцу боевую торпеду. Он тоже добавил свою лепту в восстановление того самого дня, когда растерзанные останки эсминца «Отрадный» упокоились навеки в Карском море.
Капитан-лейтенант Евгений Соколов. Что-то мохнатое в левом нижнем углу – это моя собака Линда.
Ну и, как мне это ни обидно, оказалось, что я не первый написал об «Отрадном, о его последнем дне. В 2019 году, в журнале «Гангут» (это замечательный сборник для всех, кто интересуется историей Военно-морского флота и кораблестроения СССР и России), №112, была опубликована статья капитана II ранга Александра Фёдоровича Шефера -- северянина, отличного офицера, проходившего службу вместе с В.Н. Мельником в знаменитой 55 бригаде ракетных кораблей и катеров в должности сначала командира штурманской боевой части малого ракетного корабля «Айсберг», а потом флагманским штурманом этой же бригады. Представьте, с каким волнением я искал эту статью и как жадно вчитывался в каждую строку повествования! Прекрасно написанная статья рассказывала обо всех моментах подготовки проводимых Северным флотом испытательных стрельб ракетным оружием – противокорабельными крылатыми ракетами.
Обычно корабли с противокорабельными ракетами стреляют по специальным мишеням – большим корабельным щитам проекта 436, 436Б или им подобным. Причём стреляют, как правило, крылатыми ракетами с так называемой инертной боеголовкой – это когда вместо нормальной штатной фугасно-кумулятивной боевой части крылатой ракеты на неё ставят габаритно-весовую болванку, идеально совпадающую по центровке, весу и узлам крепления со штатной боеголовкой. Фугасно-кумулятивная боевая часть наших советских крылатых ракет имеет колоссальную разрушительную силу – к примеру, 21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» был потоплен египетскими ракетными катерами, применившими по нему крылатые ракеты П-15 – одни из первых серийных противокорабельных ракет, поступившие на вооружение ракетных катеров и кораблей советского ВМФ и поставлявшиеся во многие страны мира на экспорт. Эсминец, с точки зрения живучести, был достаточно сложной целью: построенный в Великобритании в 1943-м году корабль имел прочный, равномерно бронированный корпус и с точки зрения непотопляемости сконструирован был превосходно: всё же англичане имеют давние традиции военного кораблестроения и знают в нём толк.
Поэтому на всех флотах мира для практических стрельб крылатыми ракетами используют именно инертные боевые части. Иначе мишеней не наберёшься! Но ракета даже с инертной боевой частью имеет довольно значительный вес (от полутонны до нескольких тонн) и очень высокие скорости – от околозвуковой (280 -- 300 метров в секунду) до нескольких скоростей звука (к примеру, при испытательных пусках перспективных крылатых ракет «Циркон», о которых так много рассказывают все мировые СМИ, декларируется скорость около 8 Махов, то есть около 2600-2700 м/с, вы представляете – более 2,5 километров в секунду!). Кинетическая энергия удара может разломить мишень, а остатки топлива вызовут взрыв и пожар на борту мишени. Поэтому и были придуманы мишени типа корабельный щит – это специально сконструированные и построенные суда, как правило, катамаранного типа – двухкорпусные, с низким надводным бортом, с большим количеством герметичных отсеков для обеспечения непотопляемости, с установленными на нём мачтами с уголковыми радиолокационными отражателями, и специальными сетями между мачтами. Низкий борт – для того, чтобы уменьшить вероятность попадания в него ракеты (или снаряда), количеством уголковых отражателей можно имитировать различные цели – от катера до авианосца, сети между мачтами – чтобы зафиксировать попадание ракеты (или снаряда) в цель. Когда ракета попадает в щит, она практически всегда проходит через сеть, оставляя в ней приличную дыру, может сломать мачту, может попасть и в борт (но такое бывает редко). Даже если будет прямое попадание в борт, то повреждён будет один или два отсека. Все отсеки, к тому же, заполнены материалами, обеспечивающими плавучесть. Поэтому в большем числе случаев мишени (большие или малые корабельные щиты разных проектов) после стрельб по ним крылатыми ракетами получают повреждения, но не тонут и доставляются буксирами на судоремонтный завод, где их быстро восстанавливают -- и щит опять готов к следующим стрельбам.
Большой корабельный щит проекта 436.
В 1984 году командование ВМФ поставили Северному флоту задачу проведения испытательных стрельб. Причём для проведения именно этих стрельб было необходимо использовать в качестве мишеней не большие корабельные щиты пр.436, а настоящие корабли и суда. Ракетное оружие постоянно совершенствуется в ходе эксплуатации: научная мысль не стоит на месте и пытливый ум наших учёных создаёт всё более смертоносные модификации уже производимых ракет. В данном случае необходимо было оценить непосредственное воздействие новых фугасно-кумулятивных боевых частей по реальной цели. Поэтому было принято решение для проведения испытательных стрельб противокорабельными ракетами «Москит» и «Малахит» выделить эскадренный миноносец проекта 30бис и сухогруз «Урицк», списанный к тому времени. Эсминцев было несколько – но волею судьбы (или решением командования) был выбран эсминец «Отрадный». Зная о том, какая судьба ждала потом его братьев, я благодарен этой самой судьбе за сделанный ею выбор, давший возможность «Отрадному» погибнуть не под шипящими, как змеи, газовыми резаками на разделочном участке «Вторчермета», а в морском бою – в высшем смысле существования боевого корабля, почётном венце его жизни. «Отрадный» был выведен из состава 176-ой бригады кораблей резерва и консервации, на нём был спущен Военно-морской флаг, а экипаж – расформирован (более подробно это мною было описано в рассказе «Сказание об «Отрадном»). Корабль был отправлен на судоремонтный завод, где его конвертовали и провели необходимые работы по превращению его из стремительного боевого корабля в предназначенную для стояния на бочках в районе мишенной позиции цель.
Среди соединений и частей Северного флота были два легендарных соединения надводных кораблей, в состав которых входили корабли, вооружённые комплексами противокорабельных крылатых ракет (ПКР). Это 56-я бригада эскадренных миноносцев и 55-я бригада ракетных кораблей и катеров. 56-я брэм входила в состав 7-ой оперативной (Атлантической) эскадры Северного флота, а 55-я Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова 1-ой степени бррка – в состав Кольской флотилии Разнородных сил СФ. Первая состояла из великолепных эсминцев новейшего на тот момент проекта 956, имевших на борту по два счетверённых пусковых контейнера с ПКР «Москит», вторая – из малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1, вооружённых шестью ПКР П-120 «Малахит» каждый (ещё в состав бригады входили и ракетные катера различных проектов). В плане проведения испытательных стрельб командование распределило задачи следующим образом – эсминцу был назначен в качестве цели сухогруз «Урицк», а для малого ракетного корабля – эсминец «Отрадный». На каждом соединении к стрельбам готовились ответственно – ведь не каждый год получается стрелять настоящей ракетой, способной отправить на дно большой боевой корабль или транспорт. К сентябрю 1984 года всё было готово – и цели, и корабли. На эсминце «Отчаянный» и малом ракетном корабле «Туча» выгрузили из контейнеров по одной боевой крылатой ракете и вместо них загрузили ракеты по программе проведения испытательных стрельб.
Теперь, с разрешения моего боевого товарища Александра Шефера, я буду местами цитировать отрывки из его статьи в журнале «Гангут»:
Первыми район, предназначенный для испытательных стрельб, проверила авиация Северного флота. Посторонних кораблей и судов обнаружено не было.
На мишенной позиции в Карском море, подальше от глаз и ушей натовских супостатов, на специально выставленных якорных бочках на ровной стеклянной глади моря застыли цели -- сухогруз «Урицк» и эсминец «Отрадный». Настало время для появления на сцене будущего действия ударных кораблей с противокорабельными ракетами.
«Отчаянный» и «Туча» приближались к району огневых позиций, откуда им надлежало произвести пуски ракет. Несмотря на значительную разницу в размерах и, соответственно, в водоизмещении (первый являлся кораблём 1-го ранга, а второй – кораблём 3-го ранга), оба корабля имели ударные ракетные комплексы примерно одной дальности стрельбы. Так как смыслом проведения стрельб было оценить разрушительное воздействие новых боеголовок ракет, то стрельбы проводили не на пределе дальности применения крылатых ракет, а на дистанции около 40 километров (несмотря на то, что на море дистанции измеряются в милях и кабельтовых, ракетчики и артиллеристы существуют в своей системе измерений – они готовят данные для стрельбы в километрах и метрах).
Теперь, для максимальной достоверности, цитирую А.Шефера:
Командиры штурманских боевых частей мрк «Туча» (старший лейтенант В.Н.Мельник, слева) и мрк «Айсберг» (старший лейтенант А.Ф.Шефер, справа).
На борту «Отчаянного» находился конструктор тех самых боеголовок, ради которых и разыгрывался спектакль в удалённом от рекомендованных маршрутов движения судов районе.
Итак, все действующие лица заняли свои места – корабли-цели стояли на бочках в районе мишенной позиции, «Отчаянный» и «Туча» в районе огневых позиций.
Для того, чтобы головка самонаведения ракеты не захватила во время стрельбы чужую цель, «Урицк» и «Отрадный» были удалены друг от друга на максимальное расстояние, которое позволяли размеры района мишенных позиций.
Приближалось время «Ч» -- время пуска ракет!
Эскадренный миноносец проекта 956 «Отчаянный».
Здесь я хочу дополнить уважаемого Александра Фёдоровича Шефера. За свою службу на флоте я прошёл путь от нахимовца до капитана 1-го ранга, последовательно, без каких-либо необычайных карьерных прыжков, исполнял офицерские должности командира зенитной ракетной батареи, командира ракетно-артиллерийской боевой части, помощника командира корабля, старшего помощника командира и, наконец, командира большого противолодочного корабля 1-го ранга «Удалой». Бессчётное количество раз на разных кораблях, при выполнении ракетных, артиллерийских, торпедных стрельб, при постановке минных заграждений мне посчастливилось петь эти боевые песни, выученные так, что и сейчас, по прошествии десятков лет – разбуди меня ночью и я мгновенно смогу снова спеть этот незабываемый речитатив, по каждому слову которого выполняются строго определённые действия всеми членами экипажа! Это действительно поэзия морского дела, поэзия войны. Несколько лет назад я в шутку разместил в одной из социальных сетей вопрос такого содержания: «Пуск!... Сход!... Захват!... Средний!... Узкий!... Наведение в трубке!... Подрыв!... Угол места цели падает…» - что это за абракадабра?». Ответ последовал практически мгновенно – Андрей Халевин, командир БЧ-3 (минно-торпедной) «Василевского» в период описываемых событий, а впоследствии прекрасный командир корабля, капитан 1-го ранга, написал: «Это соловьиная песня «осиного» комбата!» («осиного» — это не от осины, а от того, что есть на флоте зенитный ракетный комплекс «Оса-МА», и командиров батарей все называли «осиными» комбатами). Это и вправду была торжественная песня – венец длительных учений, тренировок, изнурительной подготовки ради этих чудесных мгновений, когда после нажатия кнопки «Пуск» срабатывает двигатель ракеты -- и она уносится вдаль, к своей цели, чтобы за свою короткую стремительную жизнь – всего несколько секунд, десятков секунд – выполнить то, для чего её готовил гений создателей.
Но бывает и так, что кнопка «Пуск» утоплена в своём гнезде, палец комбата продолжает её давить, а ракета продолжает висеть в своём контейнере или на балке пусковой установки. В боевой обстановке немедленно включается алгоритм действий, специально написанный и отрабатываемый как раз-таки для таких нештатных ситуаций. Для каждого комплекса ракетного оружия он свой, неповторимый, но у меня нет задачи делать из вас, читатель, специалиста-ракетчика, поэтому рассказывать далее о нём нет смысла. Тем более в данном случае, когда стрельба проводилась для испытания новой боеголовки, пускать по «Отрадному» другую ракету не требовалось.
Я представляю, какие чувства в тот момент испытывали все члены экипажа «Тучи» -- недоумение, разочарование, досада! Корабль дрожит на высокой скорости, рулевой по ниточке держит боевой курс – а пуска нет!
Но продолжим:
Как выяснили на ракетно-технической базе, причиной отказа старта стал не присоединенный при подготовке ракеты на базе один-единственный штепсельный разъём в хитроумных мозгах ракеты! Редко, но такое на флоте бывает – человеческий фактор непредсказуем…
Дело катилось к осени, а значит, наступал период штормов и очень хреновой погоды. Командование флота и флотилии получило от московского, вышележащего, командования здоровенную плюху в виде требования закончить программу испытания ракетного оружия до наступления штормов. Плюха начала своё путешествие вниз, из московских кабинетов Главного штаба в Большом Козловском переулке, взбадривая по пути командиров и начальников разных уровней, опять закрутились колёсики подготовки к испытательной стрельбе, опять «Туча» отдала швартовы и вышла из пункта базирования.
Эскадренный миноносец проекта 30бис «Отрадный» на мишенной позиции в Карском море.
Командирами буксиров часто становятся уволенные в запас офицеры боевых кораблей. Те, которые не в силах расстаться с морем и не представляют для себя жизни без строгого морского распорядка, без тяжёлой морской работы. Той самой обстановки, которую они матерят между собой, но по которой так быстро начинают скучать в отпуске. Поэтому, раскрепив «Отрадный» на бочках в районе мишенной позиции и приняв на борт швартовую команду, находившуюся на эсминце под командованием капитан-лейтенанта Владимира Околелова, капитаны буксиров поспешили развернуть их курсом в Кольский залив, чтобы побыстрее покинуть место, в котором крылатая противокорабельная ракета комплекса П-120 «Малахит» должна будет вонзиться в борт «Отрадного», ставя на его пути последнюю точку.
13 сентября 1984 года (эта дата подтверждена и уже не вызывает сомнения) на «Маршале Василевском» и «Туче» получили команду с Командного пункта Северного флота на производство стрельбы.
Большой противолодочный корабль «Маршал Василевский» под командованием капитана 2-го ранга Ю.Н. Шальнова, назначенный для контроля мишенной позиции и результатов стрельбы, занял своё место. Включив радиолокационную станцию воздушного обнаружения «Фрегат-МА», «Василевский» просматривал всю водную поверхность на несколько десятков километров вокруг себя, а воздушное пространство – на сотни километров. Всё шло по плану.
«Отрадный» не хотел тонуть! Как всё-таки прекрасно умели строить наши корабелы! По всем расчётам, для потопления корабля такого водоизмещения была необходима только одна ракета такого класса, как П-120 «Малахит». Между прочим, история войн на море знает немало случаев, когда корабль, потерявший в боестолкновении носовую или кормовую оконечность, своим ходом (или при буксировке другим кораблём) доходил до своей базы, где ему на судоремонтном заводе приваривали новый нос или корму и корабль вновь выходил в море для ведения боевых действий. Во время Великой Отечественной войны, 2 августа 1942 года, крейсер Черноморского флота «Молотов» (проекта 26) при ведении боевых действий подвергся нападению немецкой авиации.
Крейсер проекта 26 «Молотов».
Крейсер отразил 23 групповые атаки авиации, но в итоге был всё-таки поражён торпедой с самолёта Не-111. Кормовая оконечность крейсера вместе с рулевым устройством и румпельным отделением (более 20 метров длиной) была оторвана. Тем не менее, в результате грамотных действий по борьбе за живучесть корабля, мужеству и героизму экипажа и высокого уровня его подготовки, крейсер своим ходом добрался до базы в порту Поти, где начался его ремонт. «Молотову» приварили кормовую оконечность от недостроенного крейсера «Фрунзе» проекта 68, между прочим – другого проекта, однако смекалка и инженерный расчёт наших кораблестроителей позволили в кратчайший срок соединить две части разных кораблей в единое целое – и «Молотов» 23 июля 1943 года вновь вышел в море!
Вошедший в строй ВМФ всего за неделю до начала войны (14 июня 1941 года), крейсер ещё долгие годы служил нашему флоту, был переименован в 1957 году в «Славу» и списан только 4 апреля 1972 года, пройдя всю войну и прослужив без малого 31 год.
Однако вернёмся к повествованию Александра Фёдоровича Шефера:
Попадание торпеды 53-65К в кормовую часть «Отрадного».
Тут мне надо было бы поставить точку, но со мной вышел на связь Женя Соколов, о котором я вам, читатель, рассказывал ранее и который добавил в эту историю последние штрихи:
Это был уже акт милосердия!
Снаряд за снарядом вколачивали две башни стомиллиметрового калибра в истерзанные останки того, что ещё несколько десятков минут назад было красивым и стремительным кораблём.
«Отрадный» не хотел тонуть!
Но предел прочности есть
у всего на свете. Сначала затонула перевёрнутая вверх килем носовая часть,
показав на мгновение острый форштевень с чёрными глазами якорных клюзов. Потом, после попадания очередного осколочно-фугасного
снаряда, корма «Отрадного» как-то вздрогнула, чуть накренилась, как будто бы
захотела вновь лечь на воду, как говорится, на ровный киль – без крена и
дифферента, а потом стала стремительно уходить под воду. Мгновение – и вот уже
на стекле застывшего моря забурлил воздух, вырывающийся из отсеков уходящего на
дно корабля, закипели пузырями расходящиеся по поверхности круги, завертелся
мусор, на который немедленно стали набрасываться чайки – и вот уже ничто не
напоминает о той трагедии, которая разыгралась на этом месте несколько минут
назад.
Корма «Отрадного» уходит под воду. Слева видна якорная бочка.
Напоследок вошедшие в раж комендоры «Василевского» снайперскими залпами утопили якорные бочки. На поверхности моря уже ничего не оставалось. Занавес!
Банка Отрадная! Есть карта, где она обозначена. Я знаю о том, где лежит папин корабль, благодаря прозорливости Александра Фёдоровича, который сохранил координаты банки после давно уже растаявшей в дымке прошедших лет испытательной стрельбы мрк «Туча» по кораблю-цели – эскадренному миноносцу проекта 30бис «Отрадный», одним из командиров которого был мой отец Александр Александрович Трофимов.
Этого рассказа могло и не быть. Но три года назад я в своём доме оформлял домашнюю экспозицию,
посвящённую отцу. Я захотел под его портретом в адмиральской форме повесить
фотографии всех кораблей, которыми он лично командовал – тральщики Т-15 и Т-17,
это были ленд-лизовские американские тральщики типа «АМ», знаменитые «амики», эсминец
проекта 30бис «Отрадный», лёгкий крейсер проекта 68бис «Александр Невский». В
центре экспозиции разместились уникальные сокровища – закладные доски эсминца
«Отрадный» и крейсера «Александр Невский», доставшиеся мне совершенно
невероятным путём! Достать фотографии именно тех «амиков» было архисложно. Ещё сложнее было найти качественные фотографии «Отрадного». Я обратился за помощью
к участникам одного из военно-морских форумов в интернете, рассказав им, для
чего, собственно, мне нужны эти фотографии.
Спасибо всем откликнувшимся! Одним из них и был капитан 2 ранга А.Ф. Шефер, который тоже прислал мне несколько фотографий. Его моя просьба не оставила безучастным, а потом и подтолкнула к тому, чтобы достать старые записные книжки, освежить в памяти давно ушедшие события и написать для сборника «Гангут» своё повествование...
Почти тридцать семь лет прошло с момента гибели «Отрадного». Он ушёл, до конца исполнив свой долг перед флотом! Ему посчастливилось не увидеть, как из всех мест базирования Северного флота потянулись за границу сначала СССР, а потом и России вереницы проданных за копейки на металлолом кораблей и лодок. Он не увидел, как постепенно опустело море, заполненное ранее корабельными поисково-ударными группами и корабельными ударными группами, завесами подводных лодок, как опустело небо над ним, в котором раньше было тесно от самолётов и вертолётов. Малочисленные остатки некогда могущественного Северного флота застыли в летаргическом сне у причалов, обезлюдели верфи. В полигонах боевой подготовки флота хамски и демонстративно ходили корабли и подводные лодки наших так называемых «партнёров», обалдевших от собственной наглости и безнаказанности. Выросло поколение командиров, никогда не ходивших не только на боевую службу, а вообще в море. А «Отрадный», разломанный на три части, покоится на дне ранее безымянной банки с изобатой 100 метров в Карском море. Прекрасный корабль, созданный для лихого морского боя, погиб именно в морском бою. Он спит вечным сном, дарованным ему за те тяжёлые минуты, когда сталь его корпуса разорвал удар крылатой ракеты, когда гидродинамический удар после взрыва торпеды проломал его днище, когда остроносые снаряды прошивали борта и крушили переборки кормовой части…
Ил и водоросли постепенно заносят останки «Отрадного», накрывая его своеобразным покрывалом-саваном. В его отсеках поселились различные обитатели морского дна. Теперь он служит им надёжным домом. Тишина и покой царствуют на глубине сто метров…
Правда, в последнее время всё чаще доносится до «Отрадного» шум винтов наших боевых кораблей, вновь осторожно осваивающих ранее столь знакомое и родное для моряков море.
Хочется верить, что сделаны первые шаги к возрождению флота!
Если вам, читатель, доведётся проходить по Карскому морю возле точки с координатами 72 градуса 07 минут северной широты и 58 градусов 48 минут восточной долготы – вспомните о том, что на дне, всего в сотне метров от вас лежит прекрасный корабль. Снимите шапку или фуражку, пилотку и немного помолчите, отдавая дань уважения и памяти кораблю – эскадренному миноносцу «Отрадный», людям, которые его строили и которые на нём служили!
Глубочайшая благодарность моим товарищам, при помощи которых я восстановил последние часы жизни «Отрадного»: Андрею Халевину, Александру Шеферу, Евгению Соколову, Владимиру Мельнику.
Автор: Никита Александрович Трофимов, капитан 1 ранга в отставке. Деревня Телези, март 2021 года.