Сейчас в Архангельске

17:39 14 ˚С Погода
18+

Проблемный кейс: межрегиональное сотрудничество в российской Арктике

Стратегии большинства арктических регионов России лишены перспективного видения развития пространств, а механизмы межрегионального взаимодействия недостаточно задействованы.

Северный морской путь НАО Архангельская область Стратегия 2035 Арктические губернаторы

Проблемный кейс: межрегиональное сотрудничество в российской Арктике

   

Внесенный в мае 2020 г. на рассмотрение правительства РФ проект Стратегии развития Арктики до 2035 г. предполагают корректировку некоторых принципов программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» (принята в 2017 г.). Одной из значимых проблем остается межрегиональное сотрудничество арктических регионов. 

Опорные зоны

 

 В программе 2017 г. был пункт о формировании восьми опорных зон развития (Архангельская, Кольская, Ненецкая, Воркутинская, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская, Чукотская, Ямало-Ненецкая). Опорные зоны определяются как «комплексный проект планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и национальной безопасности в Арктике». В 2018 г. Минэкономразвитие оценил эффективность реализации программы как низкую.

На сегодняшний день эксперты констатируют невысокий уровень взаимодействия арктических зон между собой. Об этом также говорил прежний глава Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский. Руководитель региона еще в 2017 г. констатировал необходимость совмещения Ненецкой арктической зоны с Республикой Коми и Архангельской областью.

 

    Здание администрации НАО Фото: Антон Тайбарей/nao24.ru

 По замыслу 2018-2020 годы отводились на запуск пилотных проектов в опорных зонах и наполнение их научно-технологическими решениями. Предполагалось, что в 2020-2025 гг. опорные зоны начнут полноценную работу. Реализация мегапроектов позволит придать импульсы развитию территорий. Однако принцип развития опорных зон в рамках конкретного субъекта федерации нуждается в корректировке. В частности, речь идет о необходимости активизации механизмов межрегионального сотрудничества.

Одна из причин, по которой опорные зоны пока не стали драйверами развития территорий, – в отсутствии законодательно зафиксированных льгот инвесторам. В проекте Стратегии государственной политики в Арктики до 2035 г. этот фактор учтен. Одна из целей стратегии – повышение уровня жизни территорий до среднероссийского уровня (повышающий коэффициент, компенсационные выплаты по программам «Земский доктор» и «Земский учитель» и т.д.). В документе также уделяется значительное внимание транспортной доступности.

   

Не только вертикаль, но и горизонталь

 

 Критично настроенные эксперты отмечают: стратегии большинства арктических регионов России лишены перспективного видения развития пространств, а механизмы межрегионального взаимодействия недостаточно задействованы. Арктические регионы действуют пока скорее в парадигме вертикальных, а не горизонтальных связей. Ориентированы на возможность получения от федерального центра ресурсов. Потенциал межрегионального сотрудничества используется слабо.

Например, без межрегионального взаимодействия практически невозможно решить проблему дивергенции пространств. Дивергенция предполагает ориентацию удаленных от административного центра населенных пунктов к территориям соседних субъектов федерации. Выстраивание работы в этом направлении позволит обеспечить агломерационный эффект. Например, для поселений западной части Ненецкого АО транспортное взаимодействие дешевле и быстрее осуществить через Архангельск, чем через Нарьян-Мар.

Чаще всего прибрежные регионы ориентируются на транспортное освоение, а субъекты федерации, имеющие ограниченный выход к побережью Северного морского пути, делают ставку на транзит и развитие трансрегиональных коридоров, связывающих арктические и неарктические территории.

Прибрежным регионам крайне важно получить свои хабы для международной контейнерной линии по Северному морскому пути. В качестве вариантов рассматриваются Лиинахамари, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, а также порты Сахалина и Приморского края. За это направление отвечает «Росатом»: здесь немало проблем и подводных камней, которые предстоит аккуратно обойти.

Также конкуренция между регионами идет за право принять Арктический форум. Конкуренция – это хорошо, но без качественного и интенсивного межрегионального взаимодействия и синхронизации своих действий комплексное развитие не получится.


г. Нарьян-Мар Фото с сайта: «nao24».

 

Примером взаимодействия можно считать создание межрегиональной авиакомпании «Арктика» Архангельской области и Ненецким автономным округом. Стоит отметить и создание двумя регионами научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» на базе Северного (Арктического) университета в Архангельске (ранее Якутск заявлял о желании создать такой центр). Впрочем, вполне возможно, эти два субъекта федерации скоро будут объединены между собой. Сейчас НАО входит в состав Архангельской области, а между ними существует особый договор.


 Северный (Арктический) университет (САФУ) Фото с сайта: САФУ

 

 

Другое направление для усиления межрегионального сотрудничества – это развитие арктического туризма. Здесь еще предстоит большая работа по корректировке законодательства (разрешения судам на заход в арктические зоны, правила согласования списка туристов, правила пересечения границ морскими судами и т.д.).

Сегодняшний этап реализации арктической стратегии в России требует не только качественного выполнения поручений федерального центра, но и создания эффективных механизмов межрегионального сотрудничества. Вероятнее всего Министерство Дальнего Востока будет методично проводить политику, направленную на стимулирование межрегионального сотрудничества (туризм, транспорт, образование и др.).

***  

 

Дмитрий Михайличенко, д-р филос. н.

 

далее в рубрике