Сегодня исполняется 91 год со дня основания Главного управления Северного морского пути
Оно было создано 17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР
Маршрут СМП
Задачу Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) Совнарком определил так: «...проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути», сообщает тг-канал «Северный морской путь».
До 1932 года в СССР шла ожесточенная дискуссия между сторонниками «Великого Северного пути», под которым подразумевалась железнодорожная трансполярная магистраль (этот проект продвигали известный художник А.А. Борисов и юрист В.М. Воблый), и сторонниками развития морского сообщения в Арктике (сотрудники Всесоюзного Арктического института, О.Ю. Шмидт). В 1932 г. после успешного прохождения в одну навигацию по акватории СМП ледокольного парохода «Александр Сибиряков» руководство страны приняло решение в пользу развития морского пути.
К 1964 году на базе четырех отраслевых управлений – Главной морской инспекции, Аварийно-спасательной службы, отдела морских ледовых операций Главсевморпути и отдела электронавигационных приборов – было организовано Главное управление мореплавания, которое продолжало руководить проводкой судов по Северному морскому пути. В ноябре 1970 г. была учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР, которая стала преемницей ГУСМП.
С августа 2022 года Главное управление Северного морского пути – в системе Госкорпорации «Росатом».
Немного истории
Как писал GoArctic, отмечая 90-летие СМП, ключевым событием для основания ГУ СМП была экспедиция Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», которая в 1932 году смогла за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Но осваивать арктические просторы полярники начали еще раньше (здесь – подробный материал об этом событии).
«Поморы бороздили Баренцево и Карское моря еще в XII веке, а освоение Северо-Восточного прохода, как тогда говорили, началось в XVI веке. Тогда же идею кратчайшего пути из Европы в Китай и Индию четко сформулировал русский дипломат Дмитрий Герасимов. С тех пор в Арктику отправлялись десятки экспедиций. В 1879 году Адольф Норденшельд смог пройти полным маршрутом с Запада на Восток, а в 1910–1915 годах Русская гидрографическая экспедиция повторила его в обратном направлении. Скорее в 1932 году началась новая эпоха, когда сквозные рейсы по Севморпути стали относительно регулярными», – рассказал научный сотрудник РГМАА Илья Рудь.
30-е годы ХХ века стали прорывными для СМП. В 1933–1934 годах состоялись экспедиция на пароходе неледокольного класса «Челюскин», в 1934 году сквозное плавание Восток – Запад на ледорезе «Литке», в 1937–1940 годах – героический дрейф экипажа ледокола «Георгий Седов» и папанинская станция «Северный полюс – 1» в 1937–1938 годах.
В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути проводили боевые корабли Тихоокеанского флота в Баренцево море. Морские конвои Северного флота защищали морской путь.
Строительство первого атомного ледокола «Ленин», который начал свою полярную вахту в 1960 году, стало важным этапом послевоенного освоения Севморпути. Вслед за «Лениным» появилась целая линейка атомных ледоколов, и в 1978 году начались регулярные транспортные морские перевозки караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых судов.