Сейчас в Архангельске

11:47 -1 ˚С Погода
18+

Сегодня исполняется 91 год со дня основания Главного управления Северного морского пути

Оно было создано 17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР

История
Анна Щетинина
17 декабря, 2023, 15:29

Сегодня исполняется 91 год со дня основания Главного управления Северного морского пути

Маршрут СМП



Задачу Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) Совнарком определил  так: «...проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути», сообщает тг-канал «Северный морской путь». 

До 1932 года в СССР шла ожесточенная дискуссия между сторонниками «Великого Северного пути», под которым подразумевалась железнодорожная трансполярная магистраль (этот проект продвигали известный художник А.А. Борисов и юрист В.М. Воблый), и сторонниками развития морского сообщения в Арктике (сотрудники Всесоюзного Арктического института, О.Ю. Шмидт). В 1932 г. после успешного прохождения в одну навигацию по акватории СМП ледокольного парохода «Александр Сибиряков» руководство страны приняло решение в пользу развития морского пути.

К 1964 году на базе четырех отраслевых управлений – Главной морской инспекции, Аварийно-спасательной службы, отдела морских ледовых операций Главсевморпути и отдела электронавигационных приборов – было организовано Главное управление мореплавания, которое продолжало руководить проводкой судов по Северному морскому пути. В ноябре 1970 г. была учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР, которая стала преемницей ГУСМП.

С августа 2022 года Главное управление Северного морского пути – в системе Госкорпорации «Росатом».


Немного истории

Как писал GoArctic, отмечая 90-летие СМП, ключевым событием для основания ГУ СМП была экспедиция Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», которая в 1932 году смогла за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Но осваивать арктические просторы полярники начали еще раньше (здесь – подробный материал об этом событии).

«Поморы бороздили Баренцево и Карское моря еще в XII веке, а освоение Северо-Восточного прохода, как тогда говорили, началось в XVI веке. Тогда же идею кратчайшего пути из Европы в Китай и Индию четко сформулировал русский дипломат Дмитрий Герасимов. С тех пор в Арктику отправлялись десятки экспедиций. В 1879 году Адольф Норденшельд смог пройти полным маршрутом с Запада на Восток, а в 1910–1915 годах Русская гидрографическая экспедиция повторила его в обратном направлении. Скорее в 1932 году началась новая эпоха, когда сквозные рейсы по Севморпути стали относительно регулярными», – рассказал научный сотрудник РГМАА Илья Рудь.

30-е годы ХХ века стали прорывными для СМП. В 1933–1934 годах состоялись экспедиция на пароходе неледокольного класса «Челюскин», в 1934 году сквозное плавание Восток – Запад на ледорезе «Литке», в 1937–1940 годах – героический дрейф экипажа ледокола «Георгий Седов» и папанинская станция «Северный полюс – 1» в 1937–1938 годах.

В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути проводили боевые корабли Тихоокеанского флота в Баренцево море. Морские конвои Северного флота защищали морской путь.

Строительство первого атомного ледокола «Ленин», который начал свою полярную вахту в 1960 году, стало важным этапом послевоенного освоения Севморпути. Вслед за «Лениным» появилась целая линейка атомных ледоколов, и в 1978 году начались регулярные транспортные морские перевозки караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых судов.

   

далее в рубрике