Сейчас в Архангельске

03:47 14 ˚С Погода
18+

Севморпуть: Россия и Китай создадут комиссию по СМП, а на POLAR 2024 призвали ученых объединиться для изучения условий судоходства

Вчера состоялись два события, которые затрагивают темы арктических проектов: визит президента РФ в КНР и конференция POLAR 2024

Северный морской путь Китай О науке и культуре
Анна Щетинина
17 мая, 2024 | 11:35

Севморпуть: Россия и Китай создадут комиссию по СМП, а на POLAR 2024 призвали ученых объединиться для изучения условий судоходства

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto



События 16 мая так или иначе касаются крупнейших арктических проектов, в частности – Северного морского пути (Севморпути, СМП). Визит президента Российской Федерации (РФ) в Китайскую Народную Республику (КНР) приносит новую информацию о сотрудничестве – Россия и Китай планируют создать совместную комиссию по развитию Севморпути; а на II международной научно-деловой конференции POLAR 2024, организованной Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) в Санкт-Петербурге, проведена отдельная сессия «Система специализированного гидрометеоролического обеспечения морских операций в акватории Северного морского пути и требования к ней», где прозвучал призыв к ученым объединить усилия для выявления факторов, влияющих на процессы ледового сжатия при судоходстве по Северному морскому пути.


Совместная комиссия РФ и КНР по развитию Севморпути

«Есть новость: принято решение о создании совместной комиссии по развитию СМП. С российской стороны это деятельность “Росатома”. С китайской стороны ее возглавит министр транспорта Китайской Народной Республики», -– передал ТАСС сообщение генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева в эфире Первого канала.

«Потенциал увеличения (грузооборота) – до 50 млн тонн китайского транзита к 2030-му году по Северному морскому пути», – отметил глава госкорпорации. Но в зону ответственности будущей комиссии входит не только китайский транзит по СМП. «Привлекаем наших партнеров и в аспекты арктического судостроения, благоустройства портов, логистических центров. Это действительно будет совместный проект в интересах обеих стран», – добавил Алексей Лихачев.

В этом году начнутся регулярные перевозки между Архангельском и Китаем по Севморпути (губернатор Архангельской области, как и почти весь состав обновленного правительства, тоже находится сейчас в Китае с рабочим визитом).

Общее количество грузов, перевезенных по Северному морскому пути с начала нынешнего года, составляет 10,19 млн тонн, что на 72 тыс. тонн (0,7%) превышает аналогичный показатель прошлого года. Открытие субсидируемых каботажных рейсов между морскими портами Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока России через акваторию Северного морского пути с заходом в порты Приморья намечено на 19 июля.


Дирекция Севморпути призывает к совместному изучению условий судоходства по СМП

Ученым надо объединить усилия для выявления факторов, влияющих на процессы ледового сжатия при судоходстве по Северному морскому пути – с таким предложением на II Международной научно-деловой конференции POLAR-2024 выступил генеральный директор Главного управления Северного морского пути Сергей Зыбко. По словам главы «ГлавСевморпути», которые передает ИАА «ПортНьюс», – несмотря на длительный опыт исследования Арктики и судоходства, нет полного понимания того, какие факторы влияют на сжатие при судоходстве, особенно в восточном направлении СМП.

«Например, недавно выяснилось. Один молодой ученный из МФТИ получил госпремию за работу о влиянии стоков сибирских рек на ледовый покров в Артике. А что еще мы не знаем? Насколько влияют другие течения, рельеф дна? Как это все учесть? Надо проводить исследования. Здесь мы, Дирекция СМП, выступаем заказчиками, потому что мы должны советовать маршруты, а институты должны работать в этом направлении. Какие могут быть решения этой задачи? Это кооперация. Давайте подумаем, какие еще факторы могут быть неучтенными, и как это предусмотреть. Какие нам нужны инструменты, чтобы получать такие данные, как мы будем рассчитывать сжатие? От этого зависит скорость прохождения судна, особенно в восточном секторе Арктики», – поделился Сергей Зыбко.

По его словам, в свою очередь «ГлавСевморпуть» готово обмениваться данными – диспетчерскими сообщениями с судов, информацией с бортовых измерительных комплексов о температуре, ветре и т.д., – чтобы можно было дополнить ледовые прогнозы. «Пока мы только визуально определяем, по чтению (ледовых карт) и внешнему виду районов, – куда нельзя идти, – что занимает не много времени у натренированного специалиста, такие районы достаточно хорошо видны. Но то, что мы не можем увидеть и сложно просчитать – это сжатие», – пояснил гендиректор «ГлавСевморпути».

Как признал заместитель директора по научной работе ААНИИ Игорь Ашик: «Никакие существующие сегодня средства наблюдения не дают информации о текущем состоянии ледовых сжатий. Ни спутниковая информация, ни даже ледовые разведки, хотя они, конечно, позволяют оценить эти процессы и явления. Только непосредственные наблюдения с борта судна позволяют сказать, вот сейчас мы находимся здесь и наблюдаем сжатие такой-то силы».


Международная научно-деловая конференция POLAR 2024 прошла 16 мая в Санкт-Петербурге во второй раз и была посвящена 190-летию Гидрометеорологической службы России. В конференции приняли участие ученые, представители федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике.

Северный морской путь – судоходный маршрут в российской Арктике, который проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения – 5,6 тыс. км. На трассе находятся свыше 50 портов. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. В 2013 году вступил в силу федеральный закон, по которому были законодательно закреплены границы СМП. В 2018 году был принят федеральный закон, наделяющий госкорпорацию «Росатом» функциями в сфере развития инфраструктуры СМП. В 2022 году госкорпорацией, по распоряжению правительства РФ, было учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», «ГлавСевморпуть»), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.

 

далее в рубрике