Скрытые амбиции: что желает Италия от Арктики
Желание не отставать от Германии, Франции и других мировых держав вынуждают Рим позиционировать свои геополитические интересы в Арктике
Фото: eu-interact.org
Внешняя политика Италии в новейшей истории – это стремление к возрастающим амбициям на уровне мировых держав. Италии явно не хватает мощностей, однако желание не отставать от Германии, Франции и других мировых держав вынуждают Рим позиционировать свои геополитические интересы в Арктике. Причем скорее позиционировать, нежели реализовывать.
Богатая история
У Италии богатая арктическая история. Впервые направились в Арктику итальянцы еще в конце XIX в. Тогда по инициативе Луиджи Амедео (принца Савойского) на китобойных кораблях были организованы первые экспедиции. Начинались они в Архангельске. В 1920 г. Италия подписала договор о Шпицбергене, что позволяет ее относить к числу старейших участников арктической политики.
Дирижабль «Италия». Фото: Bundesarchiv, Bild 102-05738 / Georg Pahl / CC-BY-SA 3.0
Знаковая веха – попытка освоения Арктики на дирижаблях – также проходила с участием Италии. В 1928 г. дирижабль «Италия» под руководством У. Нобиле предпринял грандиозную экспедицию к Северному полюсу. Экипажу удалось преодолеть более 5,5 тыс. миль, однако дирижабль разбился, а выжившую часть экипажа позднее спасли советские полярники.
Современные наблюдатели
Италия получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете в 2013 г. Для этого у Рима были основания. С 1944 г. в Италии действует арктический институт в г. Фермо, который постоянно проводит арктические исследования и имеет хорошую репутацию.
Италия, г. Фермо. Фото: italy4.me
В мае 2015 г. МИД Итальянской республики опубликовал документ «Национальные приоритеты Италии в Арктике», который при некоторых оговорках может претендовать на статус полноценной арктической стратегии. Впрочем, официально документ не является арктической стратегией, но фактически выполняет эту роль.
Документ выделяет пять измерений государственной политики в Арктике: политическое, природоохранное, гуманитарное, научное и экономическое.
Экономические интересы
Итальянские фирмы обладают передовыми технологиями освоения углеводородов. В частности, крупнейшая итальянская нефтегазовая компания ENI на морской платформе Голиаф в Баренцевом море (Норвегия) и на Северном склоне на Аляске совместно с норвежскими и американскими фирмами активно внедряют системы предотвращения нефтяных разливов. Эта компания часто проводит пиар-акции и вовлекает в свою деятельность представителей коренных общин.
Платформа Голиаф в Баренцевом море. Фото: ENI
Компания e-Geos работает с данными спутниковой системы Cosmo-Sky Med, а также взаимодействует с Финским метеорологическим институтом. Ряд итальянских компаний занимаются строительством исследовательских суден, пригодных для арктических исследований.
Активной политики нет, но есть потенциал
Подход Италии к арктическим вопросам в целом схож с подходом других неарктических, но влиятельных в экономическом плане стран (Германия, Япония, Южная Корея). Италия настаивает на приоритете экологии, значимости исследований и постулирует бережное отношение к ресурсам Арктики.
При этом сама Италия активной арктической политики не проводит и ограничивается зональным присутствием в исследовательской и экономической части, а также разрабатывает планы повышения своего геополитического влияния.
Арктическая исследовательская станция Dirigibile Italia, названная в честь экспедиции У. Нобеле, Ню-Олесунн, Шпицберген. Фото: eu-interact.org
Учитывая свои международные связи и сильные итальянские общины в США и Канаде, Италия имеет потенциал общественной дипломатии и может выполнять посреднические функции между ведущими арктическими государствами.
Между тем, Италия отнюдь не рассматривает Арктику как заповедник. Рим в этом вопросе прагматичен и ориентирован на конструктивное взаимодействие. Характерно, что Италия имеет дружеские отношения с Россией и не раз декларировала стремление развивать совместные проекты в Арктике.
***
Политолог Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic