Стеклянный округ. Часть 1
«Стеклянный округ» – народное самоназвание Ненецкого автономного округа
Фото: Антон Тайбарей, nao24.ru
Север встретил меня тёплым июльским дождем и комарами одновременно. Приземлившись, я наблюдал в окно иллюминатора, как мой багаж мокнет поверх кучи других чемоданов в прицепе, который тащил трактор к багажному отделению аэропорта, куда проследовали и мы – пассажиры рейса Челябинск – Нарьян-Мар. В середине июля Ненецкий автономный округ оставался, кажется, одним из двух регионов России, в которых у всех приезжающих требовали справку с результатом теста на ковид, а не имеющим таковой предлагалось пройти добровольную двухнедельную самоизоляцию, за соблюдением которой следили сотрудники Росгвардии. Справка с отрицательным результатом у меня была и, получив не успевший вымокнуть багаж, я принялся вызывать такси. Яндекс не откликнулся, а из трёх имевшихся у меня номеров местных служб первый не ответил, второй сообщил, что машину в аэропорт ждать долго, третий пообещал приехать в течение 15 минут, не оставив мне выбора.
Ожидая такси, я предался банальному сёрфингу в телефоне, качество связи радовало, и я сообщил семье, что долетел хорошо. Моё одиночество в сети прервал сотрудник аэропорта вопросом, что я здесь делаю, оглянувшись, я понял, что остался в здании один, и ответил, что ожидаю такси. На это мне заметили, что зал ожидания в соседнем здании, а тут багажное отделение, и поторопили покинуть помещение. Выйдя на крыльцо, я понял, что оказался в ловушке: до основного здания аэропорта нужно было идти около 300 метров под сильным дождём, а под козырьком узкого крыльца роились голодные комары, которым пришлись по нраву мои оголённые ноги в шортах. На крыльце ютились ещё трое пассажиров, одной рукой я держал сумку, чтобы она не намокла, второй – отбивался от комаров, когда по видеосвязи позвонили супруга с дочерью и я, заняв вторую руку, остался беззащитен перед комарами. Предательски не ехал таксист, и я подумал, а сколько это, по словам диспетчера такси, ждать долго?
Фото: Антон Тайбарей, nao24.ru
По приезде в город почему-то начала пропадать мобильная связь, было сложно дозвониться, не говоря уж про интернет, работали только мессенджеры с большим опозданием. Как позже выяснилось, связь в НАО – одна из больных тем, поскольку здесь она, как и многое другое на севере, довольно дорогая, однако, в отличие от остальных товаров и услуг, менее качественная. Говоря простым языком – проводной интернет, если он есть, то медленный, мобильный же интернет в нормальном качестве есть только в Нарьян-Маре и посёлке Искателей. Дело в том, что округ с «большой землёй» связывает единственная нитка оптоволокна из соседней Коми, от которой зависят операторы проводной и мобильной связи в НАО. А они, в свою очередь, ссылаются на низкую рентабельность развития собственной сети в регионе из-за его больших размеров и одновременно небольшого количества населения (44 тысячи человек на 176 тыс. кв. км). 11 августа в Коми строители повредили кабель «Ростелекома» и округ более 9 часов был без интернета, почти не работала мобильная связь. В тот день я вернулся в Нарьян-Мар из поездки по населённым пунктам на реке Печора и долго не мог понять, что случилось со связью, пока не встретил коллегу, который и поведал мне о происшествии.
На Печоре нормальная связь у меня была только в административных зданиях с бесплатным Wi-Fi, поэтому я не придал значения отсутствию сообщений на телефон, да и все местные жители в один голос жаловались на то, что поголовно приобрели усилители сигнала для нормального общения хотя бы дома. Мобильная связь и интернет для жителей округа являются главными источниками информации, особенно в отдалённых сёлах и деревнях. При этом основной коммуникационной единицей здесь считается слух или молва, передаваемые людьми из уст в уста от заслуживающих доверия, по их мнению, лиц – родственников, соседей и знакомых. А через 2-3 рукопожатия знакомыми в округе можно считать всех жителей, отсюда и народное самоназвание НАО – «стеклянный округ», подразумевающее, что здесь все всё видят, всё быстро узнают. Поэтому округ считается очень спокойным и безопасным регионом, многие жители до сих пор не запирают входные двери, забывают ставить авто на сигнализацию, отпускают детей гулять одних. По словам местных жителей, округ является идеальным местом, чтобы растить детей, доказательством чего служит и положительная демография в регионе и самый молодой средний возраст по стране.
Фото: А. Богатырев
В НАО одна из лучших по стране ситуаций в социальной сфере, особенно что касается поддержки семей с детьми, всей системы дошкольного, начального и среднего образования. Выпускники местных школ успешно поступают в лучшие вузы страны, хотя это не стимулирует их возвращаться в регион после окончания учебы – большой город очаровывает молодёжь своими возможностями, хотя это общероссийская тенденция. Но много и тех, кто учится, чтобы вернуться на родину и использовать свои знания для работы в регионе. Представители коренного народа больше привязаны к своей земле, но и они всё меньше говорят на родном ненецком языке, стремятся получить современные профессии вместо традиционного кочевого оленеводства, охоты и рыбалки. Этот процесс идёт по всей стране, да и во всём мире и потому требует отдельного рассмотрения. Что касается НАО, по словам экспертов, в национальной организации ненцев нет единства мнения касаемо вектора развития этноса, среди кланов идёт вялотекущая, перманентная скрытая борьба.
Фото: Администрация НАО
Открытых конфликтов нет, да и вообще для округа национальный вопрос, как таковой, не стоит – сотни лет здесь уживаются тысячи приезжих с местными, а советская власть этому только благоволила. Как я уже писал выше – регион спокойный и безопасный. Люди здесь открытые и отзывчивые, порой простодушные и в лучшем смысле этого слова – доверчивые, особенно в сельской местности. Приезжие со своим уставом здесь не приживаются, они либо меняются, либо уезжают.
Другая ценность региона – его уникальная природа, бескрайние просторы тундры, реки и озёра, леса и луга, три разных моря омывают его берега. Этот край богат своими биологическими ресурсами, реки полны ценных пород рыбы, в лесах и тундре водятся краснокнижные звери и птицы, растут уникальные дикоросы, множество ягод и грибов. О природных богатствах НАО я подробнее расскажу в следующий раз.
***
Артём Богатырёв, специально для GoArctic