Сейчас в Мурманске

12:36 0 ˚С Погода
18+

Сумочка из кожи лебединых лапок, орнамент «собачьи зубы»: на фестивале этнокультурных центров обсудили культуру ремесел

Встреча специалистов по орнаментам и узорам коренных народов прошла в Якутии

Коренные народы Севера Культура Якутия
Анна Щетинина
29 марта, 2024 | 11:39

Сумочка из кожи лебединых лапок, орнамент «собачьи зубы»: на фестивале этнокультурных центров обсудили культуру ремесел

Долганский орнамент «Ыт тииhе» – «собачьи зубы». Для долган собаки (и олени) были ближайшими друзьями, основой жизни. Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru



Национальные орнаменты и узоры всегда играли важную, сакральную роль в культуре северных народов. Но в наше время их принадлежность разным народам часто путают, символика утрачивается, к тому же наблюдается синтез разных культур, потому – пока еще не все знания утеряны, необходимо изучать тему. Об этом говорили участники круглого стола «Тайна Северных узоров – символическое воплощение народов» на I республиканском фестивале-лаборатории работников Этнокультурных центров Республики Саха (Якутия) «Время традиций», сообщает портал коренных народов Севера «Илкэн». Фестиваль-лабораторию провел Республиканский Дом народного творчества и социально-культурных технологий (РДНТ и СКТ) Якутии в Доме дружбы народов им А.Е.Кулаковского.



Долганский орнамент «hигэ». Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru


В круглом столе «Тайна Северных узоров – символическое воплощение народов» приняли участие ученые и специалисты Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (ИГИиПМНС), Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), народные мастерицы, носители фольклора из якутских улусов и Камчатского края.

Мария Беляева из Камчатского центра народного творчества отметила, что тема орнамента – очень сложная и малоизученная. Чтобы восстановить традиционные орнаменты, надо обращаться к трудам «классиков» российской этнографии и североведения – Владимира Иохельсона, Владимира Тан-Богораза и других исследователей-первопроходцев.



«Тарбак». Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru


Саргылана Винокурова из СВФУ пояснила, что орнамент имеет четыре функции: оберегает, украшает, воспитывает и информирует. Но в наше время узоры больше используются как украшения, чем как обереги. Эксперт рассказала об орнаментах эвенов: «Назначение орнамента – украшение и представление рода, где живет мастерица, он несет смысловую нагрузку. Орнамент эвенов не имеет территориальных отличий, как у эвенков. В цветовой гамме используются традиционно приглушенные “пастельные” цвета, означающие, например, белый – чистоту, снег, черный – оленя, синий – небо, красный – жизнь».



Орнамент «hутургу» – «след саней, уходящий за горизонт». Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru


Об орнаментах эвенов и эвенков рассказала и Галина Варавина (ИГИиПМНС): «Для них характерна геометрическая вышивка, спирали, розетки и знаки солнца. Круг – универсальный символ многих народов, означающий бесконечное движение, связь с жизненной силой; выполняет и функцию оберега. Железные круглые диски, обозначающие солнце и играющие роль защиты от злых духов пришивались на одежду. Также у эвенов встречается орнамент в виде полос (путь, след). Треугольник означает гору, связь земного и небесного, а еще – женское начало». Галина Варавина подчеркнула, что у каждого рода было тотемное животное или птица, изображенные на одежде, по ним узнавали, откуда человек родом.

Орнамент долган описала Пелагея Туприна, представляющая арктический Анабарский район Якутии. Так, слушатели узнали несколько названий, например: «Һарбаннан» – «рога оленя» (оберег), «Ирбии» — «пестрая тундра», «Ырбыы» – «узкая полоска реки для рыбаков», «Элдэн» – «северное сияние» и т.д.



Долганский орнамент «Элдэн» – «северное сияние». Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru


Руководитель Совета старейшин Ассоциации КМНС Якутии Татьяна Сивцева подчеркнула, что современным мастерицам надо знать свои корни, стараться сохранять традиционные выкройки и обработку изделий, учитывать цветовую гамму, использовать натуральные красители. Она показала искусно и аккуратно сшитый руками ее бабушки кафтан, продемонстрировала сумочку из кожи лебединых лапок. «Важно, чтобы теория и практика объединились, чтобы одежда была красивой и полезной, как в старые времена»,



Фото презентации. Автор: Галина Сачари / ilken.ru


далее в рубрике