Сейчас в Мурманске

19:03 1 ˚С Погода
18+

Санкт-Петербург как локомотив развития Арктики

Северная столица обладает промышленным, научным и интеллектуальным потенциалом для развития Арктики

Транспорт и логистика О науке и культуре Петербург и арктика
Максим Майоров
1 ноября, 2020 | 08:34

Санкт-Петербург как локомотив развития Арктики
Фото: Станислав Забурдаев

 

22 мая 2020 года Правительством РФ было принято решение о том, что VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» состоится в Санкт-Петербурге. И это вполне закономерно, поскольку хорошо известно, что Санкт-Петербург уже давно принимает активное участие в делах Арктики.

«Как известно, сотрудничество Правительства Санкт-Петербурга с арктическими регионами охватывает практически все сферы экономики: промышленность, строительство, топливно-энергетический комплекс, культуру, образование, науку. Не зря Санкт-Петербург считается признанным центром арктических компетенций. Кроме того, наш город обладает большим опытом и необходимой развитой инфраструктурой для проведения мероприятий подобного уровня и масштаба», – говорит председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.

В современной истории России эта тенденция прослеживается ещё с конца 1990-х годов, но особенно чётко она обозначилась в последние 10 лет, совпав по времени с возобновлением освоения северных территорий. В этот период в городе был создан Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, а также сформированы два новых промышленных кластера – морской робототехники и газового оборудования. Кроме того, были подписаны соглашения о взаимодействии в экономике, в социальной и гуманитарной сферах и области природопользования почти со всеми арктическими регионами: Республикой Коми, Республикой Саха (Якутия), Красноярским краем, Архангельской областью, Мурманской областью, Ненецким автономным округом.

Однако способность города играть серьёзную роль в развитии русского Севера пока признают не все.

«Если президент дал полномочия заниматься Арктикой указом своим, премьер-министр распределяет обязанности между заместителями главы правительства. При чём здесь Питер? Можно, опять же, ругать комиссию по Арктике, что она плохо работает, и где-то это наверно будет правильно, но что улучшиться от того, что в это вмешается региональное правительство одного из регионов страны, пусть и ключевых? Опять же, не имеющего своих арктических территорий. Я понимаю, если правительство Красноярского края у себя какую-то комиссию создаст, потому что половина края – арктическая зона, а Питер здесь при чём?», – говорит Дмитрий Журавлёв, директор Института региональных проблем.

Но факты вещь упрямая. Несмотря на то, что Санкт-Петербург, хоть и не принадлежит географически и юридически к Арктике, он имеет прямой выход в арктический бассейн, а также многолетний опыт работы в нём. В марте 1920 года Председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин подписал декрет о создании в Петрограде Северной научно-промысловой экспедиции, основной задачей которой стало изучение арктических территорий. После войны и вплоть до самого распада СССР город был ледокольной базой страны: с 1959 по 1990 год на верфях ленинградского Балтийского завода строились все советские атомные ледоколы. В 1978 году конструкторы Ленинградского ЦКБ «Балтсудопроект» по заданию правительства СССР разработали проектно-техническую документацию ледокольного лихтеровоза «Севморпуть».

 

Фото: Балтийский завод

 

Научный и судостроительный кластер

Кроме истории, основными преимуществами Санкт-Петербурга в борьбе за ведущую роль в освоении Арктики могут стать развитые наука, судостроение и международные связи.

Достаточно назвать Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, уже довольно долгое время занимающийся проблемами Арктики и Антарктики (ААНИИ).

«У нас очень большая программа работы – проводятся исследования, мы работаем с администрацией Севморпути, предоставляем информацию о погоде, о ледовых условиях. Работаем с компаниями, которые ведут хозяйственное освоение региона», – говорит директор ААНИИ Александр Макаров.

Или же Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова, в которой проводятся исследования климата, львиная доля которых посвящена Северу.

«У нас есть проект Российского научного фонда, который посвящен развитию основанной на физико-математическом моделировании технологии оценки будущих изменений климата и климатических воздействий на различные отрасли экономики России. Там есть и сельское хозяйство, и лесное хозяйство, энергетика, строительство, транспорт. Многое из этого очень важно для Арктики. Например, всё, что связано с перспективами развития Северного морского пути, его инфраструктурой, и, конечно, с энергетикой, трубопроводами и т. д. – всё это нуждается в оценках с точки зрения последствий ожидаемых изменений климата», – говорит директор обсерватории Владимир Катцов.

Уже говорилось о том, что городские верфи и заводы обладают богатым опытом постройки и конструирования судов различных классов для арктических морей, а также оборудования для них, прежде всего, ледоколов. Именно петербургские предприятия строили атомные ледоколы «Ленин», «Сибирь», «Россия», «Ямал» и другие. Сегодня на Балтийском заводе идёт работа над тремя ледоколами новейшего проекта 22220 «Арктика». На Севере работали петербургские ледокольные суда «Санкт-Петербург», «Москва», «Новороссийск» и «Тор». На Балтийском заводе была построена первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция – «Академик Ломоносов», предназначенная для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Кроме того, город может оказывать помощь иностранным государствам и компаниям, стремящимся работать в российском сегменте Арктики. Как, например, финским, с которыми уже давно налажено тесное взаимодействие.

«У финской компании Wärtsilä была кооперация с Балтийским заводом, когда в 1988-1989 году атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» строились. Их строили на верфи в Хельсинки, а ядерная установка устанавливалась на Балтийском заводе в Ленинграде», – рассказывает менеджер по развитию финской компании «Акер Арктик Технолоджи» Алексей Штрек.

Для «Акер Арктик Технолоджи» Выборгский судостроительный завод построил два ледокольных судна снабжения Aker Arc130A и ледокол проекта Aker Arc124.

 

Памятник полярникам, открытый у здания Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) в Петербурге. Фото: Даниил Бутвина

 

Интеллектуальный центр русского Севера

Санкт-Петербург обладает не только промышленным, но и интеллектуальным потенциалом, благодаря которому он может не только строить корабли и проводить научные изыскания, но и генерировать идеи и вырабатывать решения, нацеленные на развития Арктики.

«Сегодня Петербург претендует на роль некоего регионального метрополиса в системе глобальных городов, который бы специализировался в принятии важных решений для северного региона Европы, и, в дальнейшем, приарктического. Вот это как раз очень важный момент, с моей точки зрения. Если мы имеем амбиции не только производить ледоколы и заниматься геологоразведкой, которая была бы пригодной для внутренних нужд, но и претендуем на то, чтобы важные экономические и политические решения вырабатывались, в том числе, и по поводу Арктики», – говорит профессор кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета Константин Аксёнов.

Речь идёт, главным образом, о гуманитарных проектах. Поскольку сейчас в Арктике не хватает квалифицированных кадров самого разного направления, в их подготовке могут быть задействованы все ведущие городские университеты и институты, тем более, что многие из них имеют нужный профиль. Сотрудники Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики совместно с Администрацией города и другими органами власти могут привлекать коллег из других регионов РФ в арктические проекты, в том числе и из-за рубежа, поддерживать объединения коренных малочисленных народов Севера, готовить для них кадры, организовывать консультации по самым разным вопросам. Реализовывать программы по охране окружающей среды на Крайнем Севере, проводить прикладные научные исследования, заниматься экспертной, консультативной и аналитической работой, работать в социальных, научных, экономических и экологических проектах в Арктике.

«Участие в арктических проектах может открыть для Северной столицы России новые горизонты развития, придать импульс её промышленности и науке, стать одним из драйверов роста. Интеллектуальный, кадровый, технологический и промышленный вклад Петербурга очень важен для Арктики. Уверен, ещё более активное включение города в устойчивое развитие АЗРФ будет ценно для обеих сторон», – говорит Александр Стоцкий, генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

Тем более, что это выгодно и с экономической точки зрения. Сейчас в реализации проектов для Арктической зоны участвует более 50 предприятий, зарегистрированных в Петербурге. Они заключили контракты на 700 млн рублей с восемью регионами Арктики. Это позволит обеспечить северные районы работами и товарами, необходимыми для их освоения и развития. В целом, объём заключенных контрактов между петербургскими предприятиями и арктическими регионами вырос уже более чем в 2 раза.

Так что, обладая колоссальным промышленным, научным и интеллектуальным потенциалом, Санкт-Петербург имеет полное право претендовать на роль лидера в развитии Арктики. Осталось только его правильно реализовать.

 

***

Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике