Вячеслав Марача: об актуализированной Концепции устойчивого развития КМНС
Ключевая идея Концепции – воспроизводство традиционного образа жизни КМНС, органично сопряженное с развитием

Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ до 2036 года. Она вступит в силу с начала следующего года, придя на смену предыдущему документу, принятому в 2009 году. Новый стратегический документ комментирует эксперт ПОРА Вячеслав Марача – доцент ИОН РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ и НИЯУ МИФИ, вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов.
Концепция устойчивого развития КМНС является современным документом стратегического планирования, основанным на принципе соучастности. Ключевая идея Концепции – воспроизводство традиционного образа жизни КМНС, органично сопряженное с развитием. Для достижения целевого показателя Концепции по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры важно включить в нее институт опорных населенных пунктов.
Несмотря на то, что такой тип документов, как концепции, не предусмотрен статьей 11 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ, актуализированная Концепция устойчивого развития КМНС (далее – Концепция) является полноценным документом стратегического планирования и органично входит в систему документов стратегического планирования России.
Концепция в системе документов стратегического планирования РФ
Во-первых, Концепция опирается на положения десяти документов стратегического планирования федерального уровня, включая основополагающий указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (всего в п. 3 Концепции перечислены 11 документов, в том числе близкая по статусу к документам стратегического планирования Концепция государственной языковой политики Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. № 1481-р).
Во-вторых, сама Концепция выступает опорной конструкцией для последующего стратегического планирования, а именно «может являться основой для разработки и уточнения государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня» (п. 5 Концепции).
В-третьих, обновленная Концепция, принятая в порядке актуализации Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р., преемственна по отношению к ней по своим целям, логике и структуре.
Структура и логика Концепции
Структура Концепции и ее логика (задаваемая последовательностью и взаимосвязью структурных элементов) полностью соответствуют современным методологическим требованиям к стратегическому планированию. Структура Концепции включает шесть разделов: общие положения (I), современное состояние и вызовы (II), принципы устойчивого развития (III), цели и основные направления (IV), инструменты и этапы реализации (V), показатели эффективности реализации и ожидаемые результаты (VI).
Шесть принципов устойчивого развития (раздел III) отражают содержательную специфику Концепции и находят выражение в ее целях (раздел IV). Эти цели раскрывают различные, но взаимосвязанные аспекты устойчивого развития КМНС, обеспечивающие воспроизводство их традиционного образа жизни, органично сопряженное с развитием. Это, на мой взгляд, – ключевая идея Концепции, раскрытая в ее шести целях (п. 36): сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, обеспечение комфортной и безопасной среды обитания, обеспечение доступности образования КМНС с учетом их этнокультурных особенностей плюс сохранение и развитие языкового многообразия, обеспечение развития общин и объединений, сохранение этнокультурного достояния и традиций. Все это обеспечивает «комплексный подход в решении органами государственной власти и органами местного самоуправления задач устойчивого развития КМНС, имеющих межотраслевой характер» (третий принцип устойчивого развития КМНС, п. 35 «в»).
Цели и основные направления реализации Концепции (раздел IV) являются ответами на ключевые проблемы современного состояния КМНС и стратегические вызовы (раздел II). Новыми по сравнению с Концепцией-2009 являются акценты на проблемах цифрового неравенства КМНС, последствий интенсивного изменения климата, низкого качества связи и отсутствия высокоскоростного доступа к Интернету, утраты осознания национальной идентичности, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, недостатка возможностей для изучения языков КМНС на различных уровнях общего образования и т.д.
В числе основных направлений реализации Концепции (раздел IV), выступающих ответами на перечисленные проблемы и вызовы (раздел II) – такие актуальные комплексы мероприятий, как: повышение качества связи и обеспечение высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, развитие телемедицинских технологий и выездных форм оказания медицинской помощи, поддержка и развитие языков КМНС в информационном и цифровом пространстве, обеспечение языковыми технологиями (раскладки клавиатуры, электронные словари, корпусы текстов, системы правописания и автоматического перевода, онлайн-переводчики, поисковые системы и др.), внедрение в деятельность общин КМНС инновационных технологий, техники и оборудования, сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризация позитивного образа женщины-матери и традиционной семьи КМНС.
Часть из перечисленных выше основных направлений опирается на такие современные нормативные акты федерального уровня, как Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, и Концепция государственной языковой политики Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. № 1481-р. Это свидетельствует об актуальности обновленной Концепции и о том, что ее разработчики шли в ногу со временем.
Два заключительных раздела Концепции определяют механизмы, инструменты и этапы реализации Концепции (раздел V), ожидаемые результаты и показатели их измерения (раздел VI). При этом один из ключевых механизмов реализации Концепции сформулирован в качестве второго принципа устойчивого развития (п. 35 «б»): «участие КМНС в принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих интересы КМНС при освоении природных и биологических ресурсов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности». Данный принцип является выражением более общего принципа стратегического планирования, называемого принципом партисипативности (от англ. participation – участие), или соучастности. Другим его выражением в Концепции является одно из основных направлений реализации ее второй цели «сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования», определенное в п. 37 «г»: «привлечение уполномоченных представителей КМНС к участию в проведении общественных слушаний и экологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС».
Принцип соучастности
Принцип соучастности проявился уже в ходе разработки данной Концепции, которая включала дискуссии экспертов на ряде крупных форумов, а также на различных научных и экспертных площадках, включая и ЭЦ «ПОРА». Ряд экспертов представляли КМНС. И хочется надеяться, что принцип соучастности действительно станет ключевым механизмом реализации Концепции, поскольку никто не сможет защищать интересы КМНС лучше, чем представители КМНС, «несущие на себе» их традиционный образ жизни.
На федеральном уровне в целях повышения эффективности процесса принятия решений по выработке и реализации государственной национальной политики в сфере социально-экономического развития КМНС образован Экспертно-консультативный совет при Федеральном агентстве по делам национальностей по вопросам социально-экономического развития КМНС, являющийся постоянно действующим совещательным органом на общественных началах (п. 19 Концепции).
На уровне субъектов Российской Федерации принцип соучастности реализуется через специальные институты, обеспечивающие эффективное взаимодействие органов государственной власти с КМНС. В роли таких институтов функционируют уполномоченные в сфере защиты прав КМНС исполнительные органы либо созданы структурные подразделения по делам КМНС, в том числе координирующие соответствующие региональные программы и вопросы социально-экономического развития этих народов. В Республике Саха (Якутия), Камчатском и Красноярском краях, Сахалинской области учреждены государственные должности уполномоченных по правам КМНС при органах государственной власти. В Республике Бурятия и Магаданской области учреждены независимые общественные институты уполномоченных представителей по защите прав КМНС при законодательных органах государственной власти. В большинстве субъектов Российской Федерации при органах государственной власти сформированы советы представителей КМНС, которые принимают активное участие в решении вопросов, затрагивающих права и интересы КМНС (п. 20 Концепции).
Показатели эффективности – и необходимость включить в Концепцию институт опорных населенных пунктов
И последнее по порядку, но не значимости. В п. 48 Концепции определены шесть показателей эффективности ее реализации. Все они чрезвычайно важны, но особо хотелось бы отметить третий показатель (п. 48 «в»): «доля населенных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, обеспеченных объектами социальной инфраструктуры». Без инфраструктурной обеспеченности в суровых условиях Севера недостижима ни одна из целей Концепции.
Здесь следует отметить, что с 2023 года ключевую роль в обеспечении территорий Дальнего Востока и Арктики объектами социальной инфраструктуры начал играть институт опорных населенных пунктов (ОНП). Данный институт стал одним из ключевых в обновленной Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. № 4146-р. Именно для ОНП разрабатываются мастер-планы развития до 2035 года и утверждаются комплексные планы долгосрочного развития с чёткими источниками финансирования, определяемыми решениями Правительства РФ.
Однако в Концепции институт ОНП даже не упомянут, хотя она и была утверждена на четыре месяца позже обновленной Стратегии пространственного развития. Представляется необходимым в кратчайшие сроки устранить данное упущение (впрочем, это касается и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года). Для достижения целевого показателя Концепции по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры важно включить в нее институт ОНП.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Эксперты ПОРА – о новой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов:
-
Сенатор Сахамин Афанасьев: о новой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
-
Максим Данькин: Новая концепция для коренных народов Севера – как сделать ее эффективной?
-
Елена Евтюхова: об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
-
Анастасия Исмагилова: об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
-
Вячеслав Марача: об актуализированной Концепции устойчивого развития КМНС
-
Сергей Сизоненко: об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
-
Наталья Филиппова – об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
-
Алексей Цыкарев: «Реализация Концепции будет зависеть от инициатив самих коренных народов»
Эксперты ПОРА – о проекте Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов:
-
Сенатор Сахамин Афанасьев – о важности новой Концепции устойчивого развития КМНС
-
Анастасия Исмагилова – о проблемных вопросах новой Концепции устойчивого развития КМНС
-
Анатолий Широков – как должно определяться право представителей КМНС на льготы
Читайте также:
В ПОРА обсудили Концепцию устойчивого развития коренных народов