Сейчас в Мурманске

19:45 ˚С
6+

Арктическое притяжение в работах Алёны Вальковой

22 октября, 2021, 13:15

Арктическое притяжение в работах Алёны Вальковой
Пинежский рябчик. Работа Алёны Вальковой.


Октябрь, Арктика, дожди, мокрый снег, пронизывающий ветер. Днём температура едва-едва поднимается выше пяти по Цельсию, а ночью мороз уже схватывает землю плотной коркой. Мы в Пинеге. Это большой посёлок, а когда-то уездный город. До столицы Поморья около 200 вёрст. До выхода к Белому морю почти 150. Последние 70 километров пути из Архангельска в Пинегу -- это крайне живописный пейзаж. Карстовые скалы выходят наружу, дорога ныряет в головокружительных спусках, а на поворотах порой из леса выступают ещё сохранившиеся деревянные дома. Ранней осенью всё это пестрит золотом и багрянцем, а зелёные ели и сосны, словно подтрунивая, раскрашивают пейзаж летней зеленью. В Пинеге мы для того, чтобы встретиться с местной мастерицей Алёной Вальковой. Девушка создаёт скульптуры из ивовых ветвей и дерева, завоёвывает победы на конкурсах арт-объектов и покоряет своими изделиями сердца пользователей социальных сетей по всему миру.

Пинега протянулась вдоль русла одноимённой реки с севера на юг. Длина посёлка более четырёх километров. Дом Алёны стоит почти на въезде. Представители местной фауны, сплетённые из ивовых и берёзовых ветвей, встречают нас во дворе мастерицы. Больше всего, безусловно, впечатляет трёхметровый медведь. Дом у Алёны добротный, с высокими порогами, характерными для Русского Севера. Она живёт в нём вместе со своими родителями и братом.

 8. Журавли у пруда.JPG

 Во дворе у Алёны.


Предыстория

Родилась Алёна в Архангельске, а её детство прошло на лоне природы в заречной деревне Петрова Гора. Вспоминая школьные годы, Алёна говорит, что, в отличие от многих сверстников, никогда не мечтала о какой-то конкретной профессии.

— Я с детства любила творить. Шила игрушки, занималась лепкой, валянием из шерсти, рисовала, собирала какие-то листочки, травки, сушила их, составляла гербарии. Всё, по сути, связано с творчеством. Тяги к какой-то конкретной профессии никогда не было. У меня и в школе из-за этого проблемы с поступлением были, я не знала куда идти. Выбрала медицинский, но, проучившись полгода, поняла, что это совсем не моё. В итоге поступила на "Ландшафтную архитектуру" по принципу "там тоже рисовать надо", — со смехом рассказывает пинежская мастерица. Во время учёбы девушка пробовала работать в Архангельске, устроившись в колл-центр службы спасения. Это время она вспоминает без улыбки, которая обычно не сходит с её губ.

— Я понимала, что это не моя работа. В службе спасения должны работать люди морально устаканенные, устойчивые, которые могут спокойно относиться к чужой беде. Я не такой человек, мне это давалось тяжело, — задумчиво повествует она.

Большой город Алёну не то чтобы угнетал, но рядом с природой она себя чувствует гораздо более комфортно. Алёна называет это свободой, подразумевая, что в сельской местности человеку почти не требуется соблюдать высокий темп жизни крупных агломераций.

— В городе это словно жизнь в клетке. Ты не можешь спокойно никуда уйти, чтобы тебя никто не окружал. Там постоянно всё грузит, постоянно шумы, постоянно какое-то бесконечное движение, — подчёркивает она. Решение вернуться в Пинегу появилось само собой, когда Алёна начала увлекаться созданием плетёных скульптур.


Среди ивовых ветвей

Увлечение приходило к мастерице в несколько этапов. Первым погружением стало желание попробовать себя в ландшафтном дизайне, а первой работой стал конь из берёзовых веток, которым девушка подарила вторую жизнь. Однажды, вернувшись в мае перед сессией домой, она обнаружила на заднем дворе кучу молодых берёз, оставшихся после очистки линий электропередачи. Алёна решила попробовать связать из них скамейку, а когда поняла, что ветки держат форму, создала морду коня. Работу увидел отец Алёны и посоветовал ей сплести скульптуру целиком, что и было сделано мастерицей за несколько дней. Первый Алёнин конь до сих пор стоит во дворе дома. 

6. первая работа Алёны - конь из березовых ветвей.JPG

Первая работа Алёны -- конь из берёзовых веток.


Далее в увлечении последовал недолгий перерыв. Следующие скульптуры -- собака и сова -- были созданы девушкой уже летом.

— Когда пришло время писать диссертацию, а тема всё никак не появлялась, преподаватель посоветовал написать мне про использование экологичных малых архитектурных форм В условиях городской застройки и частного сектора, а экологичных -- потому что все же за экологию "топят", — смеётся Алёна.

Во время подготовки научной работы девушка изучала множество материалов, а для защиты создала несколько миниатюрных плетёнышей. Так Алёна называет свои работы, созданные из ветвей деревьев. С этого всё и началось. Появились аккаунты в социальных сетях. Плетёныши отправились в электронный мир для завоевания сердец.

Из деревни в Пинегу вместе с родителями она переехала в 2011 году. С перерывом на обучение в Архангельске живёт здесь уже десять лет. Решение вернуться после университета на малую родину было для неё вполне естественным. Создание скульптур из ветвей в городе сопряжено с трудностями логистики, а здесь девушке достаточно просто выйти на задний двор своего дома. Фигуры из ветвей ивы экологичны не только по причине изготовления из дерева. Алёна рассказывает, что после обрезки молодых побегов ива быстро восстанавливается, увеличиваясь в размерах. Возобновляемый ресурс в чистом виде!


Мечта о собственном парке

Возле дома местный лесной колорит: гостей встречает прекрасный олень, тут же стоит трёхметровый хозяин леса, с которым мастерицу связывает интересная история. Долгое время автор скульптур думала об изготовлении медведя, но разные мелочи отодвигали плетёныша на задний план. Однажды, отправившись весной в Архангельск на учёбу, она увидела из окна автомобиля молодого мишку. "Тогда я подумала, значит, судьба, и надо его делать", — резюмирует Алёна. Во дворе у неё уже целый зоопарк. После того, как мастер закончила университет и вернулась в Пинегу, коллекция стала пополняться быстрыми темпами. Сова, глухарь, собаки, маленький медвежонок, журавли, девочка с котом и даже муравей.

12. Алёна со своими медведями. Фото Алёны Вальковой.jpg

 Алёна со своими медведями. Фото Алёны Вальковой.


Заниматься созданием скульптур и нигде больше не работать Алёна решилась лишь в 2021 году. Как она сама признаётся, сразу после университета на это не хватило смелости. Несколько лет девушка трудилась в школе учителем изобразительного искусства, попутно создавая работы из ивовых ветвей. Своей самой большой мечтой Алёна называет собственный парк фигур, куда могли бы приходить гости, туристы, получать эстетическое удовольствие, а заодно и финансировать развитие парка.

  

Нырок кита

В 2019 году, когда в Архангельской области состоялся фестиваль арт-объектов "Тайбола", Алёна решила в нём поучаствовать. В рамках фестиваля проходил и конкурс, на котором пинежанка неожиданно для себя оказалась победительницей.

"Тайбола" -- это команда единомышленников, занимающаяся созданием скульптур и скульптурных композиций из дерева по всей стране. Зародилась она в Архангельской области и была названа в честь древних путеводных линий на русском севере. Тайбола -- это дорога, проходившая сквозь тайгу и соединявшая деревни и сёла на протяжении многих столетий. Ребята раз в два года проводят фестиваль арт-объектов, на котором мастера создают свои шедевры прямо во время фестиваля. Алёна рассказывает, что на тот момент её впечатляла мифология о небесных китах, и она решила отразить эту идею в ивовой скульптуре.

— В том году темой конкурса была "Сила притяжения". Когда я первый раз это прочитала, у меня перед глазами встали какие-то космические штуки. Летательный аппарат, думаю, что ли им создать, — улыбается автор.

— Подумала и отказалась. Не моё. А потом как-то просто листала какой-то сайт в рунете и увидела миф про плавающих в небесах китов. Меня зацепило, и я решила обыграть этот момент. Изобразить кита, который с воздуха ныряет в воду. Я и делать его хотела изначально прямо в воде, но в итоге мне отсоветовали, чтобы не подвергать никого опасности, особенно тех, кто в будущем решит с ним сфотографироваться, — вспоминает Алёна Валькова.

2. Алёна на своей работе (хвост кита) во время фестиваля (Тайблола - сила притяжения) 2019 Фото Алёны Вальковой.jpg

 Алёна на своей работе "Хвост кита" во время фестиваля "Тайбола". Фото Алёны Вальковой.


Ветви для кита готовили заранее всем семейством в Пинеге. Отец Алёны всё доставил на площадку, где за восемь дней появился пятиметровый гигант. Победа в конкурсе была закономерной. К этому времени плетёные фигуры набирали в рунете тысячи лайков и становились звёздами региональных пабликов.


Птичий банк

В 2020 году Алёну пригласила команда "Тайбола" поучаствовать в благоустройстве набережной Северной Двины. Там мастерица впервые попробовала свои силы в создании деревянных скульптур. Попробовала и увлеклась. Уже год спустя она запустила сбор средств для того, чтобы воплотить в деревянной скульптуре герб Пинеги — двух рябчиков. Впрочем, начинался проект более скромно. Алёна вспоминает, что сначала хотела сделать объекты из подручных материалов. Отговорили её от этого друзья из команды "Тайболы". Финансировать полноценный проект из своих средств она не могла, поэтому обратилась к подписчикам за помощью. Пользователи социальных сетей с энтузиазмом поддержали автора, чуть позже подключились к сбору и местные жители. Результатом трёхмесячного труда девушки стали два рябчика высотой до шести метров, установленные при въезде в посёлок по обеим сторонам дороги. 

16. рябчики 3.jpg

 Алёнины рябчики.


Помогали в создании птиц все, кто мог. Местные жители, предприниматели, региональные и федеральные СМИ. Проезжавший мимо московский блогер Илья Варламов настолько впечатлился скульптурой, что посвятил этому целый раздел о своей поездке на Русский Север. 

На вопрос "почему именно рябчики" Алёна отвечает, что это один из основных местных символов, который отображён на гербе Пинеги с 1780 года. Тогда Екатерина Великая во время административной реформы назначила Пинегу уездным градом, утвердила её герб и собственной рукой начертила городскую планировку с чётким поквартальным делением, будто в Германии. Тогда рябчики считались деликатесом, который доставлялся к императорскому двору с Русского Севера. Сегодня в гербе легко найти новые смыслы. Алёна соглашается, что старое значение рябчиков, безусловно, утеряно, но в XXI столетии птицы -- это образ борьбы за экологию и чистоту природы.

3. Алёна работает у рябчика.jpg

 Алёна работает у рябчика.


— Сама идея привлечь внимание к рябчикам появилась у меня во время одного из уроков ИЗО, когда я спросила ребят, кто изображён на нашем гербе. Посыпались ответы навроде курицы, утки, каких только птиц не переназывали! Ну, я и решила, что надо об этом рассказать через мои скульптуры, — уточняет Алёна.

Долгое время возможности автора по созданию скульптур ограничивались летним периодом. Мастерской у девушки не было, а в сорокоградусные морозы или под проливным осенним дождем творить затруднительно. Алёна искала разные варианты, но помощь опять пришла из социальных сетей. Благотворитель из Северодвинска увидел её пост с упоминанием мечты о мастерской и профинансировал строительство объекта. Аккуратный домик вырос на заднем дворе. В скором будущем там появится печка, и тогда у мастерицы будет 365 дней в году для того, чтобы воплощать свои идеи. Их она, между прочим, сначала воплощает на бумаге, но, смеясь, рассказывает, что конечный результат почти никогда не совпадает с тем, что было нарисовано.

— Я не любитель точностей. Когда работаю над скульптурой, у меня часто рождаются идеи во время плетения. Была даже как-то идея создавать мебель из дерева, но я поняла, что не смогу: точные измерения, выверки -- всё это для меня очень скучно. Многие спрашивают, как ты плетёшь, какая у тебя техника. А у меня нет никакой конкретной техники, это все как наитие, — смущаясь, рассказывает она.

 13 совы из мастерской (Плетёнка) фото Алёны Вальковой).jpg

  Совы из мастерской (плетёнка). Фото Алёны Вальковой.



О любви к малой родине

Алёна любит свою малую родину, очень хочет вдохнуть в неё новую жизнь и восхищается её прошлым. Впрочем, восхищаться, действительно, есть чем. На протяжении столетий Пинега была пристанью для путников, отправлявшихся на Шпицберген и за Урал. Первое письменное упоминание датируется 1137 годом, что на десять лет раньше, чем у Москвы. В нескольких километрах от поселения проходил древний волок, по которому корабли из реки Пинеги перетаскивались в реку Кулой, впадающую в Белое море через Мезенскую губу. Сюда ссылали князя Голицына, писателей Грина и Серафимовича, революционеров Ворошилова и Рыкова. Недалеко от Пинеги родился русский землепроходец Семён Дежнёв. Всё это придаёт самосознанию местных жителей гордость за место, в котором они живут. Удалённость от больших городов, центров принятия всеобъемлющих решений, избавляет пинежан от переживаний за великое будущее, дарит им ощущение свободы от всех мирских тревог. Где-то там кризис, крушение финансовых рынков, -- а здесь всё будет так же, как и вчера...

В Пинеге сохранились материальные атрибуты прошлых эпох. В центре посёлка расположена историческая застройка из купеческих домов, называемая местными "Володинский квартал". Называют её так по фамилии купцов, построивших здания. Здесь до сих пор есть деревянные дома, построенные более столетия назад.

17 Володинский квартал.jpg

Володинский квартал.


В пятнадцати километрах от Пинеги сохранились руины каменного Красногорского мужского монастыря, основанного в XVI столетии и закрытого большевиками после окончания Гражданской войны. Стояла белокаменная церковь и в самом центре Пинеги, но она не дожила до наших дней. В тридцатых, на пике войны с религией, её взорвали. Алёна рассказывает, что очень хотела бы изменить облик центра Пинеги. Привести все здания к единому историческому стилю, восстановить осыпающуюся штукатурку, заменить современные вывески на старинные, восстановить Красногорский монастырь, где несколько столетий существовала православная обитель и находилась икона Грузинской Богоматери.

19 Красногорский монастырь.jpg

  Красногорский монастырь.


— Красногорский монастырь, это место намоленное, я абсолютно уверена, что там должна быть жизнь. Пусть не монастырь, пусть хотя бы небольшая часовня, но это важно и нужно сделать, — посерьёзнев, убеждённо говорит девушка. 

Своим любимым увлечением Алёна называет "цифровой детокс" во время выездов на природу.

— Из того, что мне сильно мешает жить, -- это необходимость сидеть в социальных сетях. Когда ты открываешь что-то и крутишь ленту безостановочно. Это ни к чему не приводит, на это уходит много времени. Люблю выезжать куда-нибудь в глушь, с ночёвками в избушке, чтобы никакой мобильной связи, — серьёзно добавляет она. Алёна любит читать, но ненавидит современные тренды. Среди близких по духу авторов называет Гоголя и пинежского писателя Фёдора Абрамова. Когда заходит речь о её достижениях, она скромничает и говорит, что больших достижений в её жизни не было. Всё, что произошло, считает лишь ступеньками по дороге, которую она для себя выбрала.

— Возможно, что когда-то в будущем я скажу, что самым моим большим достижением будет стремление начать своё дело, — подчёркивает мастерица. 


***

...Северная жизнь в сельской местности -- это непростая задача. Большую часть года здесь холодно или очень холодно. Рядом нет привычных городских развлечений, нельзя купить билет в кино и приятно провести вечер в кафе. Но здесь есть что-то иное, неуловимое, что притягивает на Пинежье талантливых и деятельных людей. Отвечая на вопрос о причинах переезда в Пинегу, многие ищут этому рациональные объяснения, но в ответах людей чувствуется лёгкая неуверенность. Будто они и сами не очень-то верят в то, что говорят. Магия, да и только. Но благодаря этой тайной силе, Арктика постепенно начинает оживать, пробуждаться от долгого сна, наполняться интересными людьми, которые создают интересные проекты. И каждый такой человек здесь на вес золота. Пожелаем Алёне удачи в реализации её мечты о создании собственного парка. Эта мечта поможет зажечь в арктическом регионе ещё одну манящую к себе звезду.

4. Алёна с макетом рябчиков.JPG

Автор: Алексей Павлов, Пинега.
Фотографии Алисы Павловой, если не указано иное. 

далее в рубрике