Музею нужен спасательный круг
Спустя 80 лет работы, принесшей множество исторических достижений, банкротом стало Мурманское морское пароходство. Пока кредиторы и конкурсный управляющий разбирались и продолжают разбираться в финансовых вопросах, закрылись двери музея пароходства, а после в воздухе повис вопрос о его будущем.
Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com
Спустя 80 лет работы, принесшей множество исторических достижений, банкротом стало Мурманское морское пароходство. Пока кредиторы и конкурсный управляющий разбирались и продолжают разбираться в финансовых вопросах, закрылись двери музея пароходства, а после в воздухе повис вопрос о его будущем. Возникла угроза, что музей и его экспонаты, повествующие об истории Северного морского пути, будут утрачены.
Пароходство пошло ко дну
В 2018 году началась длительная агония Мурманского морского пароходства. В 2020 году суд признал его банкротом, и с того периода в арбитражном суде идет кропотливая работа, чтобы установить, куда и каким образом было распродано имущество ММП, как его вернуть и закрыть долги перед многочисленными кредиторами.
Пароходство было создано в 1939 году и больше полувека оно стремительно развивалось. Во время Великой Отечественной войны суда ММП участвовали в обеспечении стратегически важных перевозок. В 1950-е пароходство получило в состав своего флота ледоколы и ледокольные пароходы. С этого момента ММП начинает собирать рекорды: дизель-электроход «Лена» совершает первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов, ледокольный пароход «Ф. Литке» достигает самой северной точки, к которой когда-либо ранее приближалось судно, открывается экспрессная арктическая пассажирская линия Архангельск – Певек, появляется грузовая линия, охватывающая порты Балтики и архипелаг Шпицберген.
В 1960 году Мурманское пароходство принимает пополнение – первый в мире атомный ледокол «Ленин», который расширяет горизонты возможностей для высокоширотных экспедиций. После ММП получает атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». К середине 1980-х годов флот пароходства значительно растет, он насчитывает до 80 судов, включая семь атомных ледоколов и атомный лихтеровоз.
Фото: Мурманское морское пароходство
Но 1990-е и 2000-е приносят кризис. После финансовых проблем для спасения атомных ледоколов создается новое предприятие – «Атомфлот», которое впоследствии входит в состав «Росатома». Пароходство продолжило работать своими силами, занималось грузоперевозками в Арктике, но так и не окрепло. Почему же такое некогда мощное предприятие пошло ко дну, заинтересовало и следственные структуры. Несколько руководителей получили наказание за задержку заработных плат, продолжается уголовное расследование в отношении учредителя пароходства о мошенничестве и злоупотреблениями полномочиями.
История Севморпути
Уникальная история Мурманского морского пароходства, исторические события, которые происходили во время его становления и развития, привели к созданию музея. В 1974 году инициативная группа сотрудников ММП обратилась к коллегам, ветеранам пароходства с просьбой поделиться архивными фотографиями, документами, морскими приборами.
В результате в фонде музея накопилось более 10 тыс. предметов. В их числе – собрание судовых колоколов с теплоходов «Лена», «Индигирка», «Днепрогэс», награды ветеранов ММП, коллекция моделей пароходов. Экспозиции музея рассказывали про развитие транспортного и ледокольного флотов, были посвящены ветеранам и кораблям атомного флота, танкерному флоту, капитанам ММП. Освоению Северного морского пути посвятили диораму – посетители музея могли в деталях рассмотреть судно под погрузкой, экипаж, белых медведей на льду.
Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com
В музее были представлены редкие экспонаты – фрагмент шпангоута каравеллы «Меркурий», на которой плавал Виллем Баренц, рында с ледокола «Святогор», реликвии с первого в мире ледокола «Ермак». Кроме того, в музее хранился спасательный круг теплохода «Канин», отличительной чертой которого стали подписи всего экипажа.
Много лет хранительницей, берегиней музея ММП была Валентина Карепова. В 1973 году она начала работать заведующей кабинетом политического просвещения, а после посвятила все время музею. Она же создала книгу памяти моряков ММП, погибших в мирное время, издавала книги, посвященные подвигам моряков.
Фактически за 40 лет существования музей пароходства стал музеем истории освоения Северного морского пути, местом встреч ветеранов легендарного пароходства, ассоциации исследователей Арктики.
Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com
Избежать аукционного молотка
Закономерный этап банкротства Мурманского морского пароходства – продажа его имущества, в том числе, недвижимости. Осенью 2021 года здание бывшего дома междурейсового отдыха моряков в центре Мурманска, в котором находится музей, тоже было выставлено на продажу, но после это решение было отменено. Тем не менее, вопрос об экспонатах музея, их дальнейшей судьбе оставался открытым.
В книге памяти Валентины Кареповой краевед, писатель Михаил Орешета написал: «Мурманское морское пароходство, гордость Арктики и СССР, незаметно умирает в центре города-героя, на площади Спорта. Нет Ассоциации исследователей Арктики, но как мощно шагнул в ледяные просторы Северный флот! Нет с нами женщины с комсомольской душой – Валентины Ивановны Кареповой. Помоги Боже пережить лихолетье ее музею».
Ветераны пароходства, межрегиональная ассоциация капитанов и фонд писателя Виктора Конецкого также выступали с заявлениями, ведь были обеспокоены, что в процессе банкротства экспонаты музея будут утрачены. По мнению общественников, вся ценность собрания музея – в его целостности, а значит, нельзя допустить, чтобы экспонаты рассредоточились по частным коллекциям.
Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com
Сейчас, кажется, музей ММП получил надежду на будущее. Как сообщили GoArctic в министерстве культуры Мурманской области, экспонаты не уйдут с молотка.
– В ходе переговоров министерству удалось достичь того, что музейные предметы были выведены из общей массы имущества, подлежащего реализации на торгах, – рассказали в министерстве. – Сотрудниками Мурманского областного краеведческого музея уже начаты работы по их обработке с целью дальнейшей транспортировки и включения в состав фондового собрания областного краеведческого музея.
В настоящее время на стадии общественного обсуждения документ, от принятия которого зависит дальнейшая судьба экспонатов музея ММП – проект постановления правительства Мурманской области. В нем говорится, что региональный краеведческий музей может получить из резервного фонда почти 2,5 млн рублей для организации передачи и хранения предметов из музея Мурманского морского пароходства.
***
Анжела Коляда, специально для GoArctic