Сейчас в Мурманске

15:24 1 ˚С Погода
18+

Музею нужен спасательный круг

Спустя 80 лет работы, принесшей множество исторических достижений, банкротом стало Мурманское морское пароходство. Пока кредиторы и конкурсный управляющий разбирались и продолжают разбираться в финансовых вопросах, закрылись двери музея пароходства, а после в воздухе повис вопрос о его будущем. 

Северные города Северный морской путь
Анжела Коляда
4 февраля, 2022 | 09:30

Музею нужен спасательный круг
Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com


Спустя 80 лет работы, принесшей множество исторических достижений, банкротом стало Мурманское морское пароходство. Пока кредиторы и конкурсный управляющий разбирались и продолжают разбираться в финансовых вопросах, закрылись двери музея пароходства, а после в воздухе повис вопрос о его будущем. Возникла угроза, что музей и его экспонаты, повествующие об истории Северного морского пути, будут утрачены.


Пароходство пошло ко дну

В 2018 году началась длительная агония Мурманского морского пароходства. В 2020 году суд признал его банкротом, и с того периода в арбитражном суде идет кропотливая работа, чтобы установить, куда и каким образом было распродано имущество ММП, как его вернуть и закрыть долги перед многочисленными кредиторами.

Пароходство было создано в 1939 году и больше полувека оно стремительно развивалось. Во время Великой Отечественной войны суда ММП участвовали в обеспечении стратегически важных перевозок. В 1950-е пароходство получило в состав своего флота ледоколы и ледокольные пароходы. С этого момента ММП начинает собирать рекорды: дизель-электроход «Лена» совершает первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов, ледокольный пароход  «Ф. Литке» достигает самой северной точки, к которой когда-либо ранее приближалось судно, открывается экспрессная арктическая пассажирская линия Архангельск – Певек, появляется грузовая линия, охватывающая порты Балтики и архипелаг Шпицберген.

В 1960 году Мурманское пароходство принимает пополнение – первый в мире атомный ледокол «Ленин», который расширяет горизонты возможностей для высокоширотных экспедиций. После ММП получает атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». К середине 1980-х годов флот пароходства значительно растет, он насчитывает до 80 судов, включая семь атомных ледоколов и атомный лихтеровоз.


3.7.jpg

Фото: Мурманское морское пароходство


Но 1990-е и 2000-е приносят кризис. После финансовых проблем для спасения атомных ледоколов создается новое предприятие – «Атомфлот», которое впоследствии входит в состав «Росатома». Пароходство продолжило работать своими силами, занималось грузоперевозками в Арктике, но так и не окрепло. Почему же такое некогда мощное предприятие пошло ко дну, заинтересовало и следственные структуры. Несколько руководителей получили наказание за задержку заработных плат, продолжается уголовное расследование в отношении учредителя пароходства о мошенничестве и злоупотреблениями полномочиями.


История Севморпути

Уникальная история Мурманского морского пароходства, исторические события, которые происходили во время его становления и развития, привели к созданию музея. В 1974 году инициативная группа сотрудников ММП обратилась к коллегам, ветеранам пароходства с просьбой поделиться архивными фотографиями, документами, морскими приборами.

В результате в фонде музея накопилось более 10 тыс. предметов. В их числе – собрание судовых колоколов с теплоходов «Лена», «Индигирка», «Днепрогэс», награды ветеранов ММП, коллекция моделей пароходов. Экспозиции музея рассказывали про развитие транспортного и ледокольного флотов, были посвящены ветеранам и кораблям атомного флота, танкерному флоту, капитанам ММП. Освоению Северного морского пути посвятили диораму – посетители музея могли в деталях рассмотреть судно под погрузкой, экипаж, белых медведей на льду.


aMFSvOguCRk.jpg

Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com


В музее были представлены редкие экспонаты – фрагмент шпангоута каравеллы «Меркурий», на которой плавал Виллем Баренц, рында с ледокола «Святогор», реликвии с первого в мире ледокола «Ермак». Кроме того, в музее хранился спасательный круг теплохода «Канин», отличительной чертой которого стали подписи всего экипажа.

Много лет хранительницей, берегиней музея ММП была Валентина Карепова. В 1973 году она начала работать заведующей кабинетом политического просвещения, а после посвятила все время музею. Она же создала книгу памяти моряков ММП, погибших в мирное время, издавала книги, посвященные подвигам моряков.

Фактически за 40 лет существования музей пароходства стал музеем истории освоения Северного морского пути, местом встреч ветеранов легендарного пароходства, ассоциации исследователей Арктики.


94vLG5FXz1c.jpg

Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com


Избежать аукционного молотка

Закономерный этап банкротства Мурманского морского пароходства – продажа его имущества, в том числе, недвижимости. Осенью 2021 года здание бывшего дома междурейсового отдыха моряков в центре Мурманска, в котором находится музей, тоже было выставлено на продажу, но после это решение было отменено. Тем не менее, вопрос об экспонатах музея, их дальнейшей судьбе оставался открытым.

В книге памяти Валентины Кареповой краевед, писатель Михаил Орешета написал: «Мурманское морское пароходство, гордость Арктики и СССР, незаметно умирает в центре города-героя, на площади Спорта. Нет Ассоциации исследователей Арктики, но как мощно шагнул в ледяные просторы Северный флот! Нет с нами женщины с комсомольской душой – Валентины Ивановны Кареповой. Помоги Боже пережить лихолетье ее музею».

Ветераны пароходства, межрегиональная ассоциация капитанов и фонд писателя Виктора Конецкого также выступали с заявлениями, ведь были обеспокоены, что в процессе банкротства экспонаты музея будут утрачены. По мнению общественников, вся ценность собрания музея – в его целостности, а значит, нельзя допустить, чтобы экспонаты рассредоточились по частным коллекциям.


xYmxsGwOpOI.jpg

Фото: Музей истории АО "ММП". Мурманск / vk.com


Сейчас, кажется, музей ММП получил надежду на будущее. Как сообщили GoArctic в министерстве культуры Мурманской области, экспонаты не уйдут с молотка.

– В ходе переговоров министерству удалось достичь того, что музейные предметы были выведены из общей массы имущества, подлежащего реализации на торгах, – рассказали в министерстве. – Сотрудниками Мурманского областного краеведческого музея уже начаты работы по их обработке с целью дальнейшей транспортировки и включения в состав фондового собрания областного краеведческого музея.

В настоящее время на стадии общественного обсуждения документ, от принятия которого зависит дальнейшая судьба экспонатов музея ММП – проект постановления правительства Мурманской области. В нем говорится, что региональный краеведческий музей может получить из резервного фонда почти 2,5 млн рублей для организации передачи и хранения предметов из музея Мурманского морского пароходства.


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике