Сейчас в Мурманске

11:40 -9 ˚С Погода
18+

Перспективы арктического туризма в Красноярском крае РФ

В Красноярском крае большие перспективы для развития промышленного, экологического, экспедиционного и экстремального туризма.

Туризм Барнео Хатанга Круиз по енисею Туризм в норильске Дудинка
27 апреля, 2022 | 23:22

Перспективы арктического туризма в Красноярском крае РФ
Фото Игоря Георгиевского, GeoPhoto.ru


Россия – единственная страна мира, где границы Арктики закреплены законодательно, указом №193 от 13 июля 2020 года «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Федеральный закон №193 регулирует налоговые льготы предпринимателям и стимулирование деловой и инвестиционной активности, способствует развитию малого бизнеса, сервисных услуг, необходимых для увеличения туристического потока в Арктику. Площадь Арктических владений РФ – около 5 млн кв.км., 2677 тыс. чел., наибольшая численность населения Арктики среди всех стран, из которых 2142 тыс.чел.– городское население.


Динамика посещения Арктики туристами.



Туристический потенциал Артики

За десять лет туристический поток в Арктику вырос более чем в 1,6 раз, с 725 тыс. до 1172 тыс. человек в год. Объём предоставленных платных услуг гостиничного сервиса также вырос в соответствии с увеличением туристического потока – в 1,3 раза в рублевом эквиваленте: с 6,4 млрд руб. в 2009 г. до 9,8 млрд руб. в 2019 г. В 2019 г. доля иностранных граждан в российской Арктике составила 5,8 % (68 тыс. чел.) Невысокая доля иностранных граждан в Арктике может быть связана как с дополнительными ограничениями на въезд в некоторые арктические зоны, так и с общей неразвитостью сервисов. Несмотря на общий рост количества туристов в российской Арктике, арктические регионы остаются внизу списка среди всех регионов РФ по количеству туристов. Вдобавок в России в качестве туристов учитываются люди, приезжающие работать в Арктику вахтовым методом, что искажает реальное число туристов в регионе.

Несмотря на природную привлекательность, туристская инфраструктура и сервисы в Арктике России остаются неразвитыми. Плохая транспортная доступность и высокая стоимость транспортных затрат не позволяют туристам с низкой платежеспособностью посещать Арктику, а для туристов с высокой платежеспособностью отсутствует сервис.

Российская Арктика имеет большое разнообразие природных достопримечательностей и потенциал для развития и увеличения турпотоков при развитии требуемой инфраструктуры. Стимулировать развитие туризма в Арктических регионах должны создание инфраструктуры современного уровня, строительство и реконструкция гостиничного фонда, регулирование в сфере транспорта, создание досуговых центров, организация кемпингов и предприятий кейтеринга, открытие сувенирных лавок и объектов социальной и специальной туристской инфраструктуры, туристско-информационных центров в различных городах, внедрение интерактивной экспозиции в музеях. Требуется также реконструкция морских и речных портов, приспособление их для приёма туристских круизных судов, автобусное обеспечение круизного туризма в городах стоянок судов.

В России с 30 июня 2022 года начнут действовать национальные стандарты арктического туризма. Как говорится в сообщении Ростуризма, ГОСТы «Арктический туризм», не имеющие аналогов в мире, позволят повысить безопасность путешествий и качество туристических услуг в арктической зоне России.

В стандартах, с учётом сложных климатических и природных особенностей, детально прописываются рекомендации к организации экскурсионных программ и туристических маршрутов в Арктике, требования к квалификации работающего с туристами персонала, к туристической инфраструктуре, транспорту, снаряжению.

Отдельно закреплены положения, регламентирующие организацию коммуникаций во время путешествия, в том числе со спасателями и местными жителями.

Также к единому стандарту приводится система навигации для туристов в Арктике. В частности, прописывается, как должны выглядеть информационные и ограничительные знаки, а также знаки, предупреждающие туристов об опасности, сложностях на пути, о близости мест эвакуации.


Туризм в Красноярском крае

В Красноярском крае в Арктическую зону входят: муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельские поселения "Посёлок Суринда", "Посёлок Тура", "Посёлок Нидым", "Посёлок Учами", "Посёлок Тутончаны", "Посёлок Ессей", "Посёлок Чиринда", "Посёлок Эконда", "Посёлок Кислокан", "Посёлок Юкта" Эвенкийского муниципального района.

От общей численности населения края коренные малочисленные народы Севера  составляют: долганы – 0,2 %, эвенки – 0,2 %, ненцы – 0,1 %, кеты – 0,04 %, нганасаны – 0,03 %, селькупы – 0,01 %, энцы – 0,01 %, чулымцы – 0,01 %.

На сегодняшний день Красноярский край является регионом внутреннего туризма, практически 95% туристского потока региона формируется жителями края и других регионов России. Основная часть туристов прибывает в регион через город Красноярск (авиа, железнодорожный, и авто транспорт). Также въезд туристов проходит  через две трассы федерального значения.

Видами туризма, формирующими значительные туристские потоки на территории Красноярского края, являются: природный, культурный (культурно-познавательный), деловой. Перспективные для развития виды туризма, способные в будущем формировать значительные туристские потоки, но требующие значительных финансовых вложений, существенной маркетинговой поддержки: круизный, сельский, лечебно-оздоровительный. Туристы приезжают изучать и наблюдать природу Арктики, пользуются спросом круизы, эко-туры, лыжные походы, поездки на собачьих упряжках, прогулки на лодках, дайвинг, альпинизм.

Удалённость арктического региона позволила сохранить природное наследие и сформировать на его основе уникальные государственные заповедники, заказники, национальные и природные парки. В Красноярском крае насчитывается три государственных природных заказника федерального значения и 36 государственных природных заказников краевого значения. В числе наиболее крупных и известных парков и заповедников – «Таймырский», «Большой Арктический», «Путоранский». В арктической пустыне живут белый медведь, нерпа, морж, тюлень, в тундре – заяц-беляк, северный олень, песец, лемминг, белая сова, тундровый лебедь, куропатка, лисица, краснозобая казарка и др. В северных районах края насчитывается около шестидесяти видов рыб. Из сиговых промысловое значение имеют муксун, омуль, ряпушка, корюшка, нельма.

К краевым «туристским брендам», известным за рубежом, можно отнести круизы по Енисею, на плато Путорана, туры на Северный полюс с посещением посёлка Хатанга.


Круизы по Енисею до Дудинки и Диксона

28 января 2022 г. правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года. 

В настоящее время организован круиз Красноярск - Енисейск - Ярцево - Туруханск - Полярный круг - Игарка - Дудинка, Дудинка - Диксон - Караул – Дудинка. Круиз по Енисею – уникальная возможность познакомиться с величием сибирской природы, пересечь Красноярский край с юга на север, посетить самые известные города и поселения, расположенные на его берегах от Саян до Таймыра.

Круиз осуществляется на комфортабельном четырёхпалубном теплоходе «Максим Горький». Для размещения пассажиров на головном судне серии имеются оборудованные индивидуальными санитарными блоками, холодильниками и кондиционерами две каюты класса «люкс трёхместный», 32 каюты класса «делюкс двухместный», 12 кают класса «делюкс трёхместный», три двухместные одноярусные каюты.


 
Круиз совмещает посещение городов с богатой историей и архитектурой, а также множество уникальных по своей красоте природных достопримечательностей (Игарка, Тыяха, Енисейск, Галанино, Туруханск и др.).

Город Дудинка основан во второй половине ХVII века, это административный центр административно-территориальной единицы с особым статусом -- Таймырского Долгано-Ненецкого района -- и одноимённого муниципального района. Город Дудинка и его окрестности включают бассейн реки Хеты, притока Хатанги, а также южную лесотундровую полосу по обоим берегам Енисея, на котором находится крупнейший морской-речной порт России -- Дудинский. Речной и морской международный порт Дудинка -- это единственный в мире морской порт, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Летняя навигация проходит с 15 июня по 20 октября, зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом.

В Дудинке организована обзорная автобусная экскурсия с посещением Таймырского Дома народного творчества; Таймырского краеведческого музея; этнокультурного комплекса под открытым небом «Таймыр Моу» с дегустацией блюд в этнокомплексе. Из художественных ремёсел развиты художественная обработка рога, кости и бивня мамонта, бисероплетение, художественная ковка. Таймырский Дом народного творчества на протяжении многих лет осуществляет деятельность по развитию косторезного искусства, успешно сотрудничая с косторезными мастерскими Таймыра и индивидуальными мастерами.

 

Этнокультурный комплекс под открытым небом «Таймыр Моу».


В рамках круиза организован вертолётный тур на Плато Путорана – одно из главных событий всего круиза. Площадь плато – 250 тыс км2. Это приблизительно как территория Великобритании. «Путорана» на эвенкийском языке – страна озёр с крутыми берегами. Всего здесь около 25 000 больших и малых озёр. Путоранский заповедник признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, сохранились редчайшие виды животных. В чистейших реках прозрачная вода и множество рыбы.

В рамках круиза может быть организовано посещение острова Диксон. Вылет осуществляется из аэропорта «Алыкель» г. Норильск. Диксон расположен на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива, на побережье Карского моря, и является самым северным портом в России, с которым связана история освоения Северного морского пути. Диксон разделён бухтой на две части — островную и материковую. Между островом и береговым посёлком расстояние 1,5 км. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. Весной и осенью из одной части посёлка в другую можно попасть лишь на вертолёте.

В целях реализации экспедиционных круизов в рамках маршрута Северного морского пути необходимо проведение мероприятий по созданию (реконструкции) портовой инфраструктуры для приёма судов и обслуживания пассажиров в городских поселениях Диксон и Дудинка, сельском поселении Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.


Муниципальное образование город Норильск

Норильск -- один из пяти самых северных городов планеты с численностью населения более 180 000 человек. Норильск – заполярная столица цветной металлургии. Норильск получил своё имя от названия реки и гор, а они, в свою очередь, от названия шеста – пластины «норило», при помощи которого рыбаки-северяне до сих пор ловят рыбу. Климат субарктический, резко континентальный. Абсолютный максимум температуры воздуха +320 С зафиксирован в июле 2013 года, абсолютный минимум -620 С – в январе 2014 года. 9 месяцев в Норильске царит климатическая зима. 280 дней в году держатся морозы, 130 дней бушуют метели. Норильск входит в пятерку самых ветреных населённых пунктов планеты: скорость ветра может достигать 30-40 метров в секунду. За зиму на территорию Большого Норильска выпадает до двух миллионов тонн снега, то есть на каждого жителя Норильска приходится в среднем по 10 тонн снега в год. На небольшой глубине от поверхности земли располагается вечная мерзлота, уходящая вниз на 300 – 500 метров.

 Первый дом Норильска построен первой геологоразведочной экспедицией Н.Н. Урванцева летом 1921 года.


На территории Норильска имеются два объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта: аэропорт «Норильск», вертолётная площадка «Валёк». После завершения реконструкции аэропорт «Норильск» стал одним из самых современных аэропортовых комплексов Российской Арктики.

Туристическое многообразие Норильска и всего Таймыра представлено туристско-рекреационным кластером «Арктический». Экологический, этнографический, круизный и культурно-познавательный туризм – самые «раскрученные» виды туризма на территории. Индустриальный или промышленный туризм заработал совсем недавно. Тем не менее, уже сейчас турист может попробовать себя в роли горнорабочего компании «Норникель» на учебном полигоне шахты «Ангидрит». 


   Экскурсия в шахту «Ангидрит» рудника «Кайерканский».


Ещё одно перспективное направление промышленного туризма – проект Агентства развития Норильска «Предтеча промышленного гиганта», в рамках которого организовано экскурсионное посещение горы Шмидта, откуда и началась большая история Норильска – сначала комбината, позднее – города. У подножия горы Шмидта расположен мемориальный комплекс «Норильская Голгофа», включающий в себя православную часовню, звонницу и памятные знаки погибшим в Норильлаге.

Растущий интерес к туркластеру «Арктический» со стороны внешних туристов сказывается на туристических организациях. По итогам 2020 года местные компании, благодаря грантовому конкурсу от Ростуризма, сумели привлечь свыше 17 млн рублей. Средства пошли на расширение технического парка, модернизацию баз отдыха, разработку туристических маршрутов.


Туры на Северный полюс с посещением посёлка Хатанга

Туры на Северный полюс организуются из Красноярска. Самолетом туристы перелетают в поселение Хатанга. В состав поселения входят девять посёлков: Каяк, Хета, Кресты, Катырык, Жданиха, Новая, Попигай, Сындасско, Новорыбная. Основное население - коренные малочисленные народы Таймыра: долганы, нганасаны, ненцы и эвенки. Климат близок к арктическому, с продолжительной зимой, полярными ночами, сильными морозами и коротким летом. В отличие от Западного Таймыра, где расположился Норильский промышленный район и морской порт Дудинка, Восточный Таймыр остается нетронутой техногенными процессами территорией. Ландшафт территории поселения представлен арктической пустыней, тундрой и лесотундрой. Значительную часть территории занимают ледники и вечная мерзлота, а также низменность и арктическая тундра. В Хатанге расположены лиственничные леса - самые северные в мире. Они состоят из даурской лиственницы. Важнейшим представителем полярной фауны является дикий северный олень. На территории заповедника «Таймырский» можно встретить редкие виды фауны, занесённые в Красную книгу: моржа лаптевского подвида, сокола-сапсана, розовую чайку, краснозобую казарку, кречета и др.

В Хатанге в 1999 году открылся единственный в России за Полярным кругом Музей мамонта. Он был создан в леднике – вырубленной в вечной мерзлоте пещере, – где даже летом сохраняется минусовая температура. За полупрозрачной ледяной стеной находится главный экспонат музея – неимоверных размеров глыба мёрзлой земли, из которой торчат два гигантских клыка. Мамонта не стали вырубать из породы, чтобы посетители могли увидеть его размеры – три метра в высоту и пять в длину. Кроме этого, экспозиция музея включает несколько сотен клыков и шкур мамонтов, массу фотографий, утварь и предметы обихода местных жителей, сохранившиеся ещё с доисторических времен.



В Хатанге имеется свой аэропорт, который является самым открытым в Арктической зоне по метеоусловиям (300 дней в году там лётная погода). Аэропорт может обеспечивать международные полёты на Северный полюс. В Хатанге функционирует морской порт, сопряжённый с трассами Северного морского пути. Всё это делает этот населённый пункт привлекательным для арктического туризма. В настоящее время разрабатывается концепция создания культурно-этнографического центра в Хатанге и туристического кластера, приобретено здание местной гостиницы под научно-туристический центр.


Ледовая база "Барнео" и перспективы арктического туризма

Следующий этап для путешественников на Северный полюс - вылет на ледовую базу «Барнео».

Барнео — комплексная высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Так же называется дрейфующий ледовый лагерь — база экспедиции в непосредственной близости от Северного полюса. Ежегодно на Барнео строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74, там базируются два вертолёта Ми-8. На базе устанавливаются двенадцать отапливаемых жилых модулей, две кают-компании и несколько технических помещений. Туристам предлагаются экстремальные (прыжки с парашютом, подлёдный дайвинг, полёт на воздушном шаре) и менее экстремальные (катание на мотосанях, собачьих упряжках, вертолёте) программы. Вылет на Северный полюс осуществляется на вертолёте Ми-8, время в пути примерно 40 мин. Время нахождения в районе Северного полюса примерно 60 минут.


До недавнего времени немногочисленные туристы посещали Арктику ради самого факта посещения этого труднодоступного места в образовательных или рекреационных целях. С 1979 г. по настоящее время количество льда в Северном Ледовитом океане сократилось на 40%, ввиду чего возрос туристический поток в Арктику в летний сезон. Российская Арктика – это заповедные комплексы, уникальная природа, экстремальный климат, самобытная культура коренных народов и уют северных агломераций.

Создание качественных и разнообразных арктических туристских продуктов – одна из основных задач, решение которых может вывести туризм в Арктической зоне России на конкурентоспособный уровень и сделать его инструментом устойчивого социально-экономического развития приарктических регионов. 

Особое значение имеет развитие экологического туризма в Арктике, позволяющего не только повысить экономическую устойчивость регионов, но и сохранить биологическое разнообразие, повысить экологическую культуру участников туров и сохранить традиционный быт и уклад жизни коренного населения.

Помимо экологического туризма важно одновременно развивать и иные виды туризма – активный, экстремальный, круизный, научно- и культурно- познавательный, этнокультурный. Перспективна организация событийных мероприятий, участие туристов в традиционных северных праздниках. Это позволит минимизировать влияние фактора сезонности и внезапных природных явлений, а также будет способствовать выравниванию уровня развития различных территорий.

Важно использовать имеющиеся ресурсы – создавать гостиницы на базе выведенных из эксплуатации ледоколов, что придаст отелю особый колорит и позволит минимизировать расходы на его создание, а также сохранить исторический облик судна, ледяные гостиницы, что особенно привлекательно для экстремалов-романтиков и позволяет конструктивно использовать наличествующие природно-климатические ресурсы. Полезно использовать зарубежный опыт вовлечения туриста в традиционную деятельность – рыбалку, езду на собаках, оленях, создание традиционных предметов декоративно-прикладного искусства, проживание в семьях коренных малочисленных народов севера, участие в их быте, приготовлении национальных блюд, установке чумов, что уже начинает развиваться в российской Арктике. 


Автор:  Сафронова Татьяна Николаевна, к-т. техн. наук, доцент Сибирского федерального университета, Красноярск.



далее в рубрике