Сейчас в Мурманске

18:12 1 ˚С Погода
6+

Профессор-первопроходец: Тундровая жизнь на Урале – уютная, и главное – в походе

Туризм
Михаил Пустовой
19 Апреля, 2022, 06:33
Профессор-первопроходец: Тундровая жизнь на Урале – уютная, и главное – в походе
Фото: Андрей Затонский


Куда идти, и что ждёт путника на заманчивом, но суровом севере Урала? Об этом лучше всего говорится в пособии для туристов «Полярный и Приполярный Урал: Путеводитель по перевалам». Автор – пермский профессор, мастер спорта, первопроходец многих уральских перевалов Андрей Затонский. Создатель портала «Истории холодного Урала». Он вложил в труд более чем 30-летний опыт горных походов. Писатель описывает чарующие своей природой места, подчёркивая их безопасность благодаря миролюбию местных кочевников. Одновременно Затонский иронизирует по поводу культа массива Рай-Из и откровенно рассуждает о проблемах туризма.


Андрей Затонский.jpg

Андрей Затонский


Сегодня написанный простым, но насыщенным русским языком справочник «Полярный и Приполярный Урал: Путеводитель по перевалам» остаётся единственным в своём роде. Ранее Андрей Затонский опубликовал цикл из пяти книг о своих приключениях на Алтае и в разных уголках северной части великого Уральского хребта. Портал GoArctic пообщался с автором.


Важно найти место, где встать, и не лезть в хлябь

– Как вас привели ноги в идеализируемые в путеводителе горы?

– Я живу в Пермском крае, на Северном Урале. Он лесистый, невысокий, плотно покрытый чередующимися заповедниками и полиметаллическими карьерами. С точки зрения пешеходного спортивного туризма, его доступные части не слишком интересны. Полярный и Приполярный Урал от нас не слишком далеко, ближе Алтая и Кавказа. В отличие от последних, здесь достаточно добрые и приветливые люди и собаки, привычная природа, и езды на машине до Ухты в Коми нам всего 1000 километров.


VZYrEa5Sjk8.jpg


– Холодный Урал даётся так же легко, как «домашние» и сверхпопулярные Хибины в Лапландии?

– Это они для вас, Хибины – домашние, для нас в Перми они почти недоступные… В то же время, хотя Полярный и Приполярный Урал и проще Алтая, здесь возможны пешие походы до высшей, 6 категории сложности (маршрут протяженностью не менее 300 километров – прим. авт.). На Полярном Урале первую в истории СССР/РФ пешую «шестерку» прошли именно мы – группа березниковского турклуба «Кристалл» в 2010 году.

Но мы привыкли за много лет на Полярном и Приполярном, в первую очередь – жить. Выходить на маршрут не только, чтобы преодолевать или достигать чего-то, а прийти пожить другой жизнью, отличающейся от повседневной. Когда умеешь, эта тундровая или лесная жизнь становится уютной, приятной, необременительной и самой главной в походе. Перевалы и вершины приложатся.

– А болота и медведи жить в тундре не мешают?

– На Полярном Урале, в горной части болота легко обойти, в лесистой болота даже предпочтительнее, чем лес. Ноги мокрые, зато идешь быстрее, чем по «бамбуку» (заросли ивняка – прим. авт.). Важно найти место, где встать, и не лезть в хлябь по следу вездехода трекола…

Медведей «кристалловцы» раньше встречали в каждом летнем походе, как по расписанию. В 2002 году, 2003, и так далее. Последний раз в 2012 – но с борта попутного УРАЛа в Саранпауле, то есть безопасно. Мешают, конечно, но не так, как, например, на Араданском хребте Саян в Красноярском крае. Там вдоль всей реки Казырсуг «псиной» воняет, местный охотник рассказывал – девять медведей на двадцати километрах долины пасутся.

А одна из вечных сложностей на Полярном и Приполярном Урале – это, конечно, мошка и комары, которых нет во многих других туристских районах.


ZdjReRvOjCg.jpg


– Чтобы создать путеводитель – сколько надо было пройти в горах?

– Первый раз на Приполярный Урал я пошел руководителем похода в 1990 году, и первое первопрохождение перевала тогда же совершили. Всего на Полярном и Приполярном я прошел 18 маршрутов от несложных семейных с маленькими детьми (2-3 категории сложности) до 4-6 категории сложности. Вот этот труд прохождения 190 перевалов (в том числе 16 первопрохождений) и является основой справочника.

Мой вариант включает названия и координаты 557 перевалов и является самым полным на данный момент. Собирая справочник, я также описал кратко походные возможности каждой части Полярного и Приполярного Урала, как туда зайти и как выйти, что там наиболее интересно, как лучше составить там маршрут. Про каждый перевал написана краткая статья. Кроме этого, была проделана работа по критическому анализу ранее существовавших перечней, включая официальный перечень Федерации спортивного туризма России.

В итоге, и труда вложено много, и тридцатилетний опыт походов.


90OjBY9p-P0.jpg


Турбаз в горах практически нет

– В какую сторону сегодня идёт пешеходный туризм на северной части Урала?

– Дела с походным туризмом обстоят плохо. Дорогой транспорт, двухнедельные отпуска, особо охраняемые природные территории – всё это ему сильно мешает. Есть и проблемы, неразрешимые законным образом в регионе справочника: например, нельзя везти газ и бензин в поезде. А где их взять? – выйдя в тундру на 110-м километре (Полярный) или станции Собь.

Попутного-то транспорта не стало совсем потому, что прекратились все разработки в горах, кроме карьера на Енга-Ю на Полярном Урале. Остался только коммерческий транспорт (заброска на вездеходах). Закрыт поселок Полярный (хотя вездеходы там всё ещё есть). На той же базе Желанной не удастся бесплатно посидеть в тепле в клубе. На 1952-м километре, на полустанке Полярный и на станции Собь перестали останавливаться пассажирские поезда. Теперь только электрички «Воркута – Лабытнанги». По отсыпной дороге на север к горам от Воркуты не проехать без специального разрешения (и впечатляюще высокой оплаты перевозчику). Воркута – Усть-Кара – это частная дорога, перекрыта на въезде, иногда работает группа быстрого реагирования, нужен пропуск.

Тем не менее, походы в этих регионах проводятся. На последнем Чемпионате России, в котором я участвовал в роли судьи, из 17 походов 4-6 категории сложности по Уралу было 3, в прошлогоднем – 3 из 14, в позапрошлогоднем – 5 из 11.

– А бытовая инфраструктура в горах, она в каком состоянии?

– Насколько я знаю, инфраструктура на Полярном Урале – это, в основном, транспорт, базирующийся в Воркуте и посёлках. Турбаз в горах практически нет, а кордонов лучше бы и не было. Остатки инфраструктуры геологов, например, на плато ИГАН или у озера Обручева – это, конечно, неприятный мусор, но и топливо для костерка: другого там нет. Бензин бензином, но у костра тоже посидеть хочется.


Xz8GK553ON0.jpg


– В соцсетях много дискуссий о нацпарках и заказниках в горных районах. Вы часто критикуете отношение ООПТ к любителям природы.

– В частности, 33-й Федеральный закон запрещает ставить палатку и разводить костер в особо охраняемых природных территориях, где бы то ни было, кроме оборудованных стоянок. А разве можно покрыть оборудованными стоянками весь национальный парк Югыд-Ва на Приполярном Урале, по площади равном 10 процентам Свердловской области?

Закон, получается, допускает туры с регламентированными стоянками, а самодеятельные походы – совсем нет. Горнохадатинский заказник в ЯНАО для овцебыков использует крошечную долю своей территории. Но разрешение у него надо получать, по сути, для любого похода и сплава в район Щучьих озер. И по федеральному закону в заказнике даже запрещается любая деятельность, если она противоречит цели создания, а походы и костры явно к этой цели не относятся.

ООПТ в этой ситуации даже вызывают сочувствие, ведь они не могут нарушать 33-й ФЗ и разрешать то, что он явно запрещает. Но самодеятельным, спортивным туристам это всё сильно мешает, вызывает лишние проблемы, затраты денег и времени.

– Да – проблема. А что позитивное происходит в самом туризме на холодном Урале?

– Какие-то проблемы ушли в прошлое. Не надо больше несколько дней сидеть на вокзале в Инте, карауля попутный транспорт до базы Желанной на Приполярном Урале. Плати за разрешение и ночлег на Желанной, плати перевозчику и езжай без проблем. Не стало проблем с продуктовым обеспечением походов – вспомните или почитайте у Н.А. Рундквиста, чем питались и как наизнанку выворачивались туристы в начале 1990-х годов, чтобы раздобыть подходящие продукты.

Стало много информации в интернете, не надо бегать и искать встречи с бывалыми туристами, чтобы проконсультироваться по своему маршруту. Пожалуй, даже слишком много информации стало: как сейчас принято говорить, сложно отделить утки от правды.


YapW8uVxLkc.jpg


– Сегодня на слуху горный массив Рай-Из. Туда часто возят-водят туристов. Вы называете его неинтересными горами. За что так?

– Хребет Рай-Из покатый, этакие осыпные «кучи». Со стороны горы Нырдвомен-Из («Динозавр»), правда, есть крутая скально-осыпная стенка и водопады на ней, есть ещё и кары, как везде. Кто-то относит к нему же альпийский узел горы Топографов; но это вряд ли правильно: он сильно отличается и породами, и складчатостью. Таких покатых гор на восточном склоне Полярного Урала много, и они не столь привлекательны, как районы горы Чернова, пика горы Обручева, хребта Оче-Нырд, узла Пайера, и другие. Известность Рай-Иза обусловлена не привлекательностью, а доступностью, лёгкостью организации туда экскурсий от Харпа.


Кочевники – люди добрые, а одному лучше не ходить

– Вы слышали про менквов – злых существ, в которых верят аборигены холодного Урала и около, и с которыми столкнулся этнограф Виктор Мальцев?

– Мальцев ходил по Северному Уралу, и слово это оттуда же. То есть из Пермского края – Свердловской области. Сам он ничего не писал про это, его материалы публикует пермяк Сергей Михалевич. Местные, наши, манси стараются разговоры на эту тему не поддерживать. А слышали про менквов даже в этнопарке в поселке Элекмонар на Алтае – там стоит деревянный памятник им…

– Неподалёку от Обдорска тоже про менквов слухи бродят… Долины Полярного Урала заселены кочевыми хантами и ненцами. Как у туристов с коренными?

– На Урале люди добрые. Это вам не Центральный Алтай и не Бурятия. Никогда не было конфликтов с каслающими (кочующими) семьями. Сколько-то раз покупали мясо оленя, сколько-то раз нам его дарили… В моей книжке есть специальный небольшой раздел о том, как правильно (с точки зрения моего личного опыта) вести себя в окрестностях чума. Но совершенно точно коренные жители не представляют опасности для адекватных походников.


аса.jpg


– Умея паковать рюкзак, ставить палатку и пользоваться горелкой – куда направиться малоопытному горожанину на Полярном Урале?

– Смотря, что ему надо. Для того и моя книга, чтобы людям было проще планировать свои маршруты. Однако точек входа на Полярный Урал немного – это Воркута (и отсыпная дорога), станция Елецкая, полустанки Полярный Урал и Полярный (так называемые 106-й и 110-й километры), станции Собь и Харп. Туда, видимо, и придется направиться в первую очередь. И лучше не в одиночку – даже если не молодой и не малоопытный.

Не так давно, например, в одиночном лыжном походе в районе 110-го километра пропал опытный турист, пенсионер из Набережных Челнов. Нашли тело через три года на реке Малой Пайпудыне. Поэтому малоопытному городскому туристу лучше прибиться к какой-нибудь группе на Полярный Урал.

Вышедший в первой декаде 2022 года «Полярный и Приполярный Урал: Путеводитель по перевалам» продаётся по 1392 рубля на сайте московского издательства ИНФРА-М.


***
Михаил Пустовой, специально для GoArctic
далее в рубрике