Проверка на прочность. Сможет ли датский подход к независимости Гренландии помешать планам Трампа? Часть вторая
Нормативные акты Дании и Гренландии, процедура получения независимости, «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», датско-гренландская историческая комиссия, эксперты и мнение общественности, болезненные вопросы, борьба с любыми проявлениями расизма и дискриминации в отношении гренландцев, минимизация рисков

Фото: Kitty Terwolbeck / Flickr / CC BY 2.0
Отношения между Данией и Гренландией претерпевают очередной раунд изменений. В 1953 году Гренландия была провозглашена равноправной частью Дании, в 1979 году ей предоставлено местное самоуправление, а в 2009 году она получила автономный статус. Сейчас – с подачи Дональда Трампа – дискуссия разворачивается вокруг вопроса о возможной независимости Гренландии. Ранее на GoArctic была опубликована первая часть материала, в котором подробно рассмотрен «гренландский проект» американского президента. Во второй части читайте, с соблюдением каких юридических процедур в принципе возможно обретение Гренландией независимости.
«Шесть раз отмерь, один раз отрежь». Легитимный способ перекроить территорию Дании?
Чтобы понять перспективы реализации этого сложного политического, юридического и социального процесса, нужно проанализировать как внутренние нормативные акты Дании и Гренландии, так и международное право. К внутренним нормативным актам можно отнести датскую Конституцию, Закон о самоуправлении Гренландии 2009 г., а также главы отдельных нормативных актов, касающиеся избирательного процесса, например, главу 10 Закона о выборах Гренландии.
Процедура получения независимости состоит из шести взаимосвязанных этапов. Поговорим о них подробнее.
Этап первый – инициирование процесса независимости. Предполагается, что в основе данного этапа должен находиться политический запрос, поддержанный значительным большинством населения Гренландии. Наиболее распространенными формами проявления этой поддержки являются общественные обсуждения и дискуссии, собрания, митинги. По итогам широкого народного обсуждения готовится соответствующий законопроект.
Сегодня гренландское сообщество столкнулось с нерешительностью политического истеблишмента. Обозреватели отмечают, что ни одна из четырех партий в гренландском парламенте, выступающих за независимость, не имеет конкретных планов относительно того, когда они хотят провести референдум в Гренландии. Однако уже в ближайшей перспективе ясности в этом вопросе станет больше, так как 11 марта 2025 г. в регионе пройдут внеочередные всеобщие выборы. Многие полагают, что на фоне заявлений Трампа о намерении заполучить остров это голосование станет своего рода «предварительным референдумом» о политическом будущем этой арктической территории.
В том случае, если законопроект о референдуме будет принят, запустятся дальнейшие правовые механизмы, связанные непосредственно с организацией и проведением данного акта народного волеизъявления.
Референдум организуется местными властями Гренландии, и его результаты определяют, будет ли страна двигаться к полному отделению от Королевства Дания. В проведении референдума участвуют такие институты и должностные лица, как национальный омбудсмен, избирательные комиссии, руководитель голосования и назначенные избиратели. От организаторов референдума требуется такой уровень подготовки и проведения, который обеспечит участие всех граждан, имеющих право голоса, что особенно важно для придания легитимности всему процессу.
Фото: Bogomil Shopov / Unsplash
Если на референдуме большинство граждан проголосует за независимость, начнется этап официальных переговоров между Гренландией и Данией. Здесь будут обсуждаться такие важные темы, как:
-
передача полномочий, которые остались за Королевством Дания (речь идет о вопросах обороны, внешней политики и денежной эмиссии);
-
заключение соглашений, регулирующих экономические отношения между островом и королевством и предполагающих, помимо прочего, перестройку текущей системы субсидирования Гренландии со стороны Дании (ежегодно Дания оказывает Гренландии финансовую поддержку в размере около 3,9 млрд датских крон);
-
определение нового статуса Гренландии как суверенного государства.
Результатом переговоров становится оформление соглашения о независимости. В Законе о самоуправлении 2009 г. детально расписан механизм подготовки этого соглашения и его утверждения (согласования).
После подписания соглашения и фактического объявления независимости Гренландии запускается механизм международного признания, который включает в себя:
-
вступление в Организацию Объединенных Наций;
-
установление дипломатических отношений с другими государствами;
-
заключение международных договоров.
На последнем – шестом – этапе Гренландия официально становится самостоятельным государством, полностью ответственным за свои внутренние и внешние дела. Она принимает новую конституцию, устанавливает собственные политические институты и приступает к реализации своей независимой политики.
Как видим, вышеописанный процесс требует времени, усилий и согласия всех сторон, однако основы, предусмотренные Законом о самоуправлении 2009 г., дают Гренландии четкую правовую возможность для достижения полного суверенитета.
Фото: fgeoffroy / Flickr / CC BY 2.0
Почему датские и гренландские политики так часто говорят о колониальном режиме и расовой дискриминации?
Референдум – это не единственный путь превращения Гренландии в суверенное государство. В информационном поле активно обсуждается и такой вариант – обретение независимости путем применения положений резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН, также известной как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Эта резолюция провозглашает право всех народов на самоопределение и утверждает необходимость ликвидации колониализма. Опираясь на эту резолюцию, Гренландия может аргументировать, что ее народ имеет право определить свою политическую судьбу – вплоть до полного отделения от Дании. В данном случае население острова может рассматриваться как народ, обладающий правом на самоопределение в силу своей историко-культурной уникальности, проистекающей из наличия значительной группы коренного населения – инуитов, и географической удаленности от метрополии (Дании). По крайней мере в теории, власти Гренландии могут запустить процесс получения независимости через запрос в ООН, указав в нем вышеперечисленные аргументы.
При рассмотрении вопроса могут возникнуть сложности, так как резолюция 1514 была направлена преимущественно на деколонизацию территорий, находившихся в явной зависимости от метрополий (например, африканских или азиатских колоний). Гренландия занимает промежуточное положение: она формально перестала быть колонией в 1953 году, став равноправной частью Королевства Дания, а позже получила право на расширенную автономию и приобрела самоуправление. Тем самым гипотетические аргументы Гренландии о наличии колониального гнета и расовой дискриминации, которые позволили бы реализовать положения вышеуказанной резолюции, вступают в противоречие с фактической политикой датских властей. Ведь на протяжении длительного исторического периода власти королевства уделяли этим темам значительное внимание.
Необходимо отметить, что Дания готова дать ответ на самые сложные вопросы, которые возникают у коренного населения Гренландии. С этой целью была создана особая датско-гренландская историческая комиссия. Основной ее задачей является проведение комплексного исследования, которое должно дать оценку ключевым событиям истории отношений, связывающих островную территорию и датскую корону.
Круг рассматриваемых тем определяется экспертами, обязанными учитывать мнение общественности. В центре внимания находятся такие болезненные вопросы, как зарплатная дискриминация гренландцев, проведение социальных экспериментов над гренландскими детьми, политика принудительной стерилизации инуиток, которая систематически проводилась в Гренландии с 1966 по 1975 год, и т.д.
Фото: Nick Russill / Flickr / CC BY 2.0
Дискуссия по вопросам колониального прошлого идет и в научном сообществе двух стран. По мнению исследователя Фредерика Браунера, не следует игнорировать тот факт, что колониальный стиль поведения датского государства в Гренландии характерен не только для XVIII века, когда остров был ареной деятельности протестантских миссионеров, или XIX века, когда Гренландия подвергалась активной экономической эксплуатации, но и для XX века – периода, когда механизмы колониализма были значительно усовершенствованы.
Но это далеко не единственная позиция. Ряд специалистов, в том числе профессор права Рэйчел Лорна Джонстон из Университета Гренландии, утверждают, что одностороннее отделение Гренландии возможно в двух случаях – если Гренландия сумеет обосновать свой колониальный статус, или если будет доказано систематическое грубое нарушение прав человека Данией на территории Гренландии. По ее мнению, таких доказательств у Гренландии нет, а значит, отделение Гренландии от Дании с опорой на положения резолюции 1514 может оставаться только в поле гипотетического обсуждения. Подобное видение разделяют многие ученые, публицисты и общественные деятели обеих стран.
Следует отметить, что Копенгаген намерен последовательно парировать аргументы в пользу выхода Гренландии из состава королевства, включая и те из них, которые апеллируют к массовым нарушениям прав человека на территории острова. И это – одна из причин, по которым власти Дании активно проводят политику противодействия расизму. Правительство страны намерено бороться с любыми проявлениями расизма и дискриминации в отношении гренландцев с помощью 12 программных инициатив. Среди предлагаемых мер – учреждение специального государственного органа, ответственного за координацию усилий по обеспечению равного обращения с гражданами единого государства, создание особого гренландского паспорта, поддержание диалога с гренландскими студентами и т.д. О важности указанной проблемы постоянно напоминают и политики. Так, тему недопущения дискриминации гренландцев неоднократно поднимали премьер-министр Метте Фредериксен и министр иностранных дел Ларс Лекке Расмуссен, которые открыто признают, что «слишком много гренландцев сегодня сталкиваются с расизмом, и это неприемлемо».
В этом свете применение резолюции 1514 может быть спорным, ведь Копенгаген имеет возможность небезосновательно ссылаться на то, что Гренландия пользуется высокой степенью автономии, а прямая эксплуатация ее жителей со стороны Дании отсутствует. «Да, когда-то остров и его население находились в колониальном статусе, но на сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась, а Дания готова восстанавливать историческую справедливость по отношению к гренландцам», – таков главный аргумент датских властей.
Инуиты Гренландии. Фото: Henrik Kibak / Flickr / CC BY 2.0
Как датский подход к решению вопроса о независимости Гренландии сдерживает амбициозные планы Трампа?
Дания достаточно взвешенно подходит к вопросу о независимости Гренландии. Уже сейчас в законодательстве острова закреплены механизмы отделения от короны – и это формирует условия, необходимые для максимально длительного сохранения взаимоотношений между Данией и Гренландией вне зависимости от юридического факта обретения последней полного суверенитета.
Политика Дании в вопросе гренландской независимости представляет собой сложную комбинацию шагов, направленных, с одной стороны, на сохранение политической и экономической стабильности на острове, а с другой – на защиту своих стратегических интересов в регионе. Не исключено, что подобный подход поможет скандинавскому королевству нейтрализовать аннексионистские амбиции внешних игроков – подобные тем, которые заявил Дональд Трамп.
Хотя гренландцы имеют право на самоопределение и теоретически могут проголосовать за независимость, Дания работает над тем, чтобы минимизировать свои риски. В ее распоряжении имеются серьезные экономические рычаги, способные мотивировать гренландцев не расставаться с Копенгагеном: многие жители острова не готовы отказаться от своего благополучия, гарантированного датским государством. А в том случае, если население острова все же выберет суверенитет, Дания готова предложить новому государству пакет соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, способный вновь привязать Гренландию к датской короне.
Для многих политиков и наблюдателей очевиден тот факт, что независимость Гренландии без прочной экономики сделала бы ее уязвимой для давления со стороны таких игроков, как США и Китай. Дания, будучи осведомленной о таких рисках, скорее всего, будет активно противодействовать любым подобным сценариям.
Таким образом, датский подход можно определить как, во-первых, «мягкое» противодействие тенденции к независимости Гренландии в краткосрочной перспективе, а во-вторых – парирование попыток внешнего влияния на этот процесс. Используя дипломатические, экономические и стратегические инструменты, Копенгаген способен формировать препятствия для тех государств, которые хотели бы усилить свое влияние в североатлантическом регионе с помощью ставки на гренландский суверенитет.
Продолжение следует.
Читайте также: Максим Данькин: претензии США на Канаду и Гренландию – вызов для России
***
Андрей Снятков, Геннадий Дмитриев, специально для GoArctic