Сейчас в Архангельске

22:50 -12 ˚С Погода
18+

Капитан Рыбачьего – часть первая

«Перед нами открылась ошеломляющая панорама Мóтовского залива. За широким и глубоким фьордом отчётливо проступали очертания громадного полуострова Рыбачий…»

Мурманская область Маяки Арктики
Мика Петров
31 декабря, 2024, 10:07
Капитан Рыбачьего – часть первая

На Север! Все фото Мики Петрова


Ненастным осенним днём мы с котом по кличке Капитан стояли на самом краю Земли, вдыхали солёный морской воздух и любовались бирюзовыми водами Северного Ледовитого океана…

Это рассказ о том, как мы арендовали вездеход, доехали на нём почти до самой границы с Норвегией, преодолели полторы сотни километров чудовищного бездорожья. И всё для того, чтобы оказаться в одном из самых впечатляющих мест Мурманской области, а может и всей страны. Но обо всё по порядку.

При активной поддержке Экспертного центра «ПОРА» мной был подготовлен проект исследовательской экспедиции. Главной её целью была фотофиксация нескольких исторических навигационных ориентиров Арктического региона. Объекты, которые я собирался посетить, труднодоступны, и чтобы добраться до них, необходимо наличие мореходного плавсредства. 

Я зафрахтовал небольшой катер, базирующийся на окраине Мурманска и согласовал с судоводителем наш предстоящий маршрут. Предполагалось, что мы пересечём Кольский залив и выйдем в открытое море. Затем, в зависимости от направления и силы ветра, направимся к мысу Сеть-Наволок или на остров Кильдин. 

В путешествие я решил отправиться с котом. Конечно наличие питомца накладывает серьёзные ограничения на свободу передвижений и на возможность целиком отдаться процессу съёмки. Не говоря уж о том, что к моей ноше будет прилагаться ещё кошачий домик с его обитателем и недельным запасом корма. (Честно говоря, я имел весьма смутное представление о том, как буду таскать всё это добро по Кильдинским сопкам.) Но когда я вижу, как кот резвится на свежем воздухе и радуется приключениям, все эти тяготы и невзгоды кажутся не такими уж и страшными.



Автор и кот


На дворе стоял бархатный сентябрь, и даже листья пока ещё не начали желтеть. Но мы-то собирались на Крайний север, а значит следовало подготовиться к любым погодным аномалиям, вплоть до ночных заморозков. 

Утеплённый спальный мешок беспардонно занял добрую половину рюкзака.

На него я уложил фототехнику и продукты, а во все свободные полости затолкал запасную одежду. 

Последнюю переупаковку пришлось делать перед самым отъездом. Я попытался взгромоздить вещмешок себе на плечи и почувствовал, как в нём или в моей спине что-то подозрительно хрустнуло. Было принято волевое решение выгрузить несколько пачек консервов и стратегический запас сладостей к чаю. 

Вагон оказался почти пустым. И с соседями по купе нам повезло, их просто не было! Так что кот вольготно устроился на своей личной полке.

Утром меня разбудил звонок от судоводителя. Он сообщал о значительном усилении ветра и о том, что ненастье продлится всю неделю. А поскольку маломерным судам в штормовую погоду выход из залива запрещён, то ни на Кильдин, ни на Сеть-Наволок мы не попадём… 

Эти новости выбили меня из колеи. Я попытался связаться с коллегами, чтобы найти варианты выхода из сложившейся ситуации, но постоянно пропадающая связь затрудняла наши переговоры. В Мурманск я прибыл в растерянности, не имея ни малейшего представления о завтрашнем дне. 

После заселения в съёмную квартиру я пригласил коллег в гости, и мы приступили к совместному составлению нового плана. Следуя ему, водные маршруты меняем на сухопутные, а мореходный катер на автомобиль повышенной проходимости. Таким образом, вместо острова Кильдин мы отправимся на полуостров Рыбачий, а вместо мыса Сеть-Наволок побываем в заброшенном научном посёлке Дальние Зеленцы

Досадно, что не получится запечатлеть полосатую Кильдинскую башню на фоне багряной осенней тундры (а может, и под красочными всполохами Полярного сияния?). Но с погодой не поспоришь.

На следующее утро коллеги встречали нас возле подъезда на арендованном автомобиле. И он действительно впечатлял! Это был полноприводный внедорожник с высоким дорожным просветом и здоровенными колёсами. 

Нам предстояло проехать около четырёхсот километров. Но поскольку бóльшая часть пути пройдёт по грунтовым дорогам, значит и расход горючего будет выше, чем на трассе. Поэтому мы наполнили оба топливных бака и взяли с собой несколько запасных канистр с бензином.

Даже несмотря на пасмурную погоду, от проносящихся за окнами суровых северных пейзажей захватывало дух! А от перепада высот закладывало уши. Качественная асфальтированная трасса петляла между живописными озёрами и цепью тёмных гор, чьи вершины утопали в рваных низких облаках. 

Миновав долину Славы, где находится главный мемориал защитникам советского Заполярья, мы подъехали к тыловому пограничному КПП. За кордоном начинается территория Западного Арктического района, пересечь мост через реку Титовку могут лишь граждане РФ и обладатели Шенгенской визы. 



Финский мост


Сразу за мостом развилка, от которой берёт начало дорога на полуострова. Но мы проехали чуть дальше и остановились у туристического комплекса. Пока я выгуливал кота, коллеги обсуждали с местными гидами последние метеосводки. Нам сообщили, что из-за непрекращающихся дождей дорогу частично размыло, а Червяной ручей так разлился вширь, что превратился в настоящую реку. «Лучше не рисковать, и объехать его по берегу во время отлива». Мы поблагодарили их за информацию и вернулись на перекрёсток.

Едва мы свернули с федеральной трассы, как дорога сразу же круто пошла в гору. Ухабистая грунтовка, щедро сдобренная булыжниками, пришлась по вкусу нашему вездеходу, – он наконец-то оказался в своей родной стихии! И действительно, когда мы мчались по шоссе, складывалось впечатление, что двигатель не предназначен для работы на больших оборотах. А при прохождении крутых виражей машина теряла устойчивость и опасно кренилась из-за высокого клиренса. 



Дорога к перевалу


Внедорожник резво подскакивал на колдобинах и тут же нырял в глубокие лужи. Все пассажиры крепко держались за потолочные ручки. Кроме меня. Стараясь облегчить страдания своего питомца, я удерживал обмотанную пледом переноску на коленях и оперативно приподнимал её на ухабах. 

Возле моста через реку Юрингу мы остановились размять ноги и перевести дух. Река здесь образует небольшой, но очень фотогеничный водопад. Он носит обиходное название «БТР». На самом краю обрыва установлен обелиск офицеру-десантнику, погибшему при опрокидывании бронетранспортёра в 1994 году. Переправа через реку была сооружена финнами. Деревянное полотно давно сгнило и превратилось в труху, но тёсанные и ровно уложенные блоки гранитных опор явно построены на века.



Водопад БТР


При попытке заглянуть в багажный отсек машины выяснилось, что механизм открытия заднего борта заклинило. Моя дверь так же пострадала от сильной вибрации – рукоятка стеклоподъёмника более не выполняла своих функций. Это сильно затрудняло оперативное открытие окна для проведения репортажных съёмок во время движения. Конечно мне хотелось требовать остановки на каждой видовой точке и неторопливо фотографировать. Но нам предстоял долгий путь, и я понимал, что чем позже мы прибудем на место, тем сложнее будет поставить лагерь.

Мы ехали по извилистой узкой горной дороге. По левую руку возвышались неприступные скалы. А по правую, далеко внизу, змеилась река Титовка. Её зеркальную гладь украшали уже почти осыпавшиеся бурые берёзки. В далёком прошлом реку именовали Китовкой. Название было связано с сезонными выбросами морских исполинов на песчаные отмели в устье реки. Одна китовая туша давала жителям местных становищ до 2000 пудов сала.



Река Титовка


На третьем часу пути мы достигли самой опасной части маршрута – 9-километрового перевала. Он начинается у Пьяного ручья и ведёт через восточную оконечность гранитного массива Мýста-Тýнтури к полуострову Средний.

Musta (фин. Чёрный) Tunturi (Безлесный горный хребет) это самый северный участок линии фронта в Советском Заполярье. Здесь немецкие войска были остановлены в первый же день наступления (29 июня 1941 года). И несмотря на выгодное положение и бесперебойное снабжение, они так и не смогли продвинуться дальше – до самого завершения боевых действий. 



Два богатыря


Мы поднимались всё выше и выше, пока не оказались на двухсотметровой высоте. Скальная выемка, на которой едва бы разъехались две легковушки, тонула в густом тумане. Судя по навигатору, мы двигались по центру узкого и длинного плато, которое резко обрывалось глубокими ущельями. Видимость была практически нулевой. Мы хранили гробовое молчание, чтобы не отвлекать водителя, который буквально ехал по приборам… В какой-то момент мы чуть не налетели на возникший из ниоткуда каменный выступ. Только благодаря высокому дорожному просвету удалось пропустить его между колёс. Машина поменьше наверняка окажется в ловушке, подобно жуку, приколотому булавкой.



Мотовский залив. Прямо по курсу п-ов Средний. Справа в тумане Рыбачий


Наконец серпантин пошёл на спуск, хмарь начала рассеиваться. Мы преодолели перевал! И перед нами открылась ошеломляющая панорама Мóтовского залива. За широким и глубоким фьордом отчётливо проступали очертания громадного полуострова Рыбачий. Он был настолько велик, что нам открылась лишь его восточная часть. Всё остальное скрывалось за пеленой серой мглы. 


Продолжение следует…


***

Мика Петров, специально для GoArctic

далее в рубрике