Сейчас в Архангельске

08:34 ˚С
6+

«Клавдия Еланская» – на теплоходе вокруг Кольского полуострова

Туризм
Константин Каськаев
11 декабря, 2022, 15:34

«Клавдия Еланская» – на теплоходе вокруг Кольского полуострова
Клавдия Еланская на рейде у села Чаваньга. Фото предоставлены Дмитрием Абдугафаровым


В этой статье речь пойдёт о рейсовом теплоходе, выполняющем рейс вокруг Кольского полуострова по Баренцеву и Белому морям, из Мурманска в удалённую и изолированную Чаваньгу. За лето этот рейс выполняется всего трижды! И это единственная оставшаяся со времён Советского Союза пассажирская линия в Мурманской области. А ведь когда-то из Мурманска ходили теплоходы в Кандалакшу, Архангельск, Нарьян-Мар и другие населённые пункты Баренцева и Белого морей, большинство из которых ныне заброшены или число жителей в них сильно сократилось. Излишние теплоходы либо распилили на металлолом, либо перевели в другие порты.

В отличие от рейсовых теплоходов по Оби, Енисею и Лене, «Клавдия Еланская» полностью идёт по морям, да ещё и арктическим морям! И это самое интересное в путешествии. Но если море штормит, то выход в рейс могут отложить на 3-4 дня. Если у вас есть билет, то все дни, пока рейс откладывается, можно бесплатно жить на теплоходе и не тратиться на гостиницу в городе.

Из-за всеобщего развала морской вокзал не работает, и «Клавдия Еланская» стартует от Рыбного порта. Загрузка вещей пассажиров и заправка судна идёт не спеша. Теплоход внутри себя содержит четырёхместные каюты, оснащённые душем и туалетом. Кольский залив не замерзает круглый год из-за тёплого течения, именуемого Гольфстрим, и движение в порту и в заливе происходит постоянно – вот рыбацкие суда пошли на промысел, вот торговые суда пошли на загрузку/разгрузку и т.д.


2 (7).jpg

«Клавдия Еланская» в Мурманске


Пока «Клавдия Еланская» идёт на выход из залива, можно посмотреть окрестности Мурманска, даже если выход из порта состоится ночью, так как здесь Заполярье и почти всё лето ночи светлые. Одним из интересных объектов в Кольском заливе является база атомного ледокольного флота и их собственный док. Она такая одна в мире!

Через несколько часов движения теплохода присутствие человека в этих краях становится незаметным. Вокруг море и только серые береговые скалы – голые или покрытые тундровой растительностью. Суровая северная природа завораживает, но даже летом в этих широтах нужно иметь тёплую ветрозащитную одежду, иначе на палубе долго не простоишь. Если повезёт, то на выходе из Кольского залива удастся увидеть настоящую подводную лодку. 

В 1974-1978 годах по заказу СССР в Югославии были построены 8 пассажирских теплоходов ледового класса. Все они были названы именами русских актрис. Пять теплоходов было передано во Владивосток, остальные в Мурманск. Ледовый класс позволял этим судам ходить лишь по битому льду, но и этого было достаточно не только для пассажирских перевозок по Баренцеву, Белому, Японскому, Охотскому морям, но и для круизов к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане.

«Еланская» ходит до Чаваньги (это поселение на Терском берегу) 3 раза за навигацию, остальное время (3-4 раза в месяц) она курсирует между Мурманском и Островным. ЗАТО Островной расположен в бухте Йоканьга, также городок именуется Мурманск-140, Гремиха. Это закрытое поселение военных, в середине XX века здесь была большая база Северного флота, и она сыграла не последнюю роль в обеспечении безопасности в Баренцевом море во времена ВОВ. После развала СССР здесь началось сворачивание активной деятельности и ЗАТО Островное превратилось в полигон для захоронения ядерных отходов от атомных подводных лодок. Пик населения составлял 30 000 человек, а сейчас осталось лишь 1800.

В Островном выходят почти все пассажиры, и дальше в сторону Чаваньги теплоход идёт почти пустой. Там же, в Островном, выгружают основной груз, среди которого может быть и несколько легковых автомобилей.


3 (7).jpg

«Клавдия Еланская» в Белом море


Через час после Островного теплоход проходит мыс Святой Нос и дальше идёт уже по Белому морю. И если в Островном был нормальный пирс и причал, то все беломорские поселения оных не имеют. То есть теплоход просто бросает якорь напротив села (1,5-2 км от берега) и ждёт, пока к нему подойдёт моторная лодка – это если море спокойное и шторма нет, а ежели сильная качка или не дай бог шторм разыграется, то остановку можно и пропустить. Если же погода позволяет, то к моторной лодке матросы спускают трап, к которому «швартуется» лодка, и затем по цепочке спускают груза и затем пассажиров.

Старинные поморские сёла: Чапома, Тетрино, Сосновка, Стрельна – ещё живут, и рядом с каждым теплоход делает остановку. Эти сёла изолированы от внешнего мира, и к ним не ведут никакие дороги. Но в некоторые из них можно попасть на вертолёте, который летает раз в неделю.

В Тетрино осталось около 20 жителей. Электричество они получают от солнечных панелей, ветряков и дизель-генераторов. В селе есть старинная, восстановленная церковь 1900 года, жаль только сойти и погулять нельзя, хотя бы на часик.

В один конец от Мурманска до Чаваньги теплоход идёт 3 суток. Этого достаточно, чтобы насладиться морскими пейзажами и побыть без связи и интернета. Путешественники в конечной точке маршрута разделяются на две группы – первая остаётся на теплоходе и возвращается в Мурманск обратным рейсом, другая сходит в Чаваньге и дальше идёт вдоль берега пешком около 70 км до того места, где начинается нормальная, гравийная дорога и можно уехать на колесном транспорте до Кандалакши.


4 (5).jpg

Мост через реку. Кадр сделан во время похода по Терскому берегу


Вместо заключения

Удивительно, но проезд в четырёхместной каюте от Мурманска до Чаваньги стоит всего около 2 000 рублей за 3 дня пути. Дешевле, чем плацкарт у РЖД! 

«Клавдия Еланская» – последний оставшийся в строю теплоход своей серии. Да, из тех 8 теплоходов, построенных в Югославии, один затонул у берегов Японии, другие были списаны и проданы на металлолом. «Клавдия Еланская» за свою долгую жизнь возила людей на Кубу, Шпицберген и даже в Антарктиду.

Ещё в конце статьи позволю дать такой совет – бронируйте каюты по правому борту, и на главной палубе. Из иллюминаторов по левому борту будет виден только морской простор, а вот с правого борта можно будет разглядывать берег и его красоты. В трюмных каютах иллюминаторы задраены наглухо, а вот на главной палубе их можно открывать.

Ах да, и напоследок я бы всё-таки рекомендовал выйти в Чаваньге и совершить легкий пеший переход вдоль Терского берега и посмотреть тамошние поморские сёла своими глазами. 

Каждый год говорят, что «Клавдия Еланская» больше не будет ходить и это её последний рейс. Так что торопитесь, пока это уникальное судно ещё в строю!


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике