Сейчас в Архангельске

05:02 3 ˚С Погода
18+

Дороги Кольского полуострова: и жизнь, и слезы, и любовь

Не нужно думать, что, приехав на Кольский, вы за короткое время сможете увидеть много разных мест.

Транспорт и логистика Туризм Кольский полуостров Дороги на севере Дороги кольского
Александра Горяшко
18 октября, 2021 | 15:39

Дороги Кольского полуострова: и жизнь, и слезы, и любовь
Дорога Кандалакша - Мурманск в сентябре. Фото автора.


«Эх, дороги, пыль да туман…», - пела я в своём, теперь уже очень далёком советском детстве, маршируя по крашеным доскам спортзала на школьном смотре строя и песни. Тогдашней мне, не знавшей иных дорог, кроме московского асфальта, туман и даже пыль на дорогах виделись эдаким романтическим аксессуаром. Тогда я, конечно, не могла представить, что почти через полвека буду жить на Кольском полуострове, где дороги вместе с их пылью и туманом – а также гололёдом, ветром, дождём, метелями, ремонтом, протяжённостью и отсутствием -- приобретут совсем другое, часто жизненно-важное значение. 

***

Площадь Кольского полуострова -- 100 000 кв.км. Официальные источники сообщают, что в Мурманской области протяжённость автомобильных дорог общего пользования на конец 2016 года составила 3553,6 километра. Из них дороги федерального значения – 561,1 км, регионального или межмуниципального – 2020,9 км, местного – 971,6 км. Много это или мало? Достаточно посмотреть на карту. Если не считать трассы «Кола», пересекающей Кольский с юга на север и соединяющей его с остальным миром, а также небольших отростков от неё, дорог на Кольском почти нет.

Дороги Кольского.jpg

  Карта автомобильных дорог Кольского полуострова.



Расстояние и время 

Общая протяжённость дорог – цифра абстрактная. Давайте посмотрим, как она соотносится с жизнью.

Мне неоднократно приходилось получать письма от людей, планирующих поездку на Кольский, которые выглядели примерно так: «Прилетаю в Мурманск, на следующий день вечером улетаю, хочу посмотреть сам Мурманск, Ловозеро, Варзугу, Кузомень и может быть ещё Рыбачий. Что ещё посоветуете?». В данном случае можно посоветовать только вылить себе на голову ведро холодной воды. В таблице приведены расстояния от трёх пунктов, через которые можно заехать на Кольский, до основных точек, к которым стремятся туристы. Легко увидеть, что, как ни заезжай, далеко будет всегда.

Расстояния.jpg

  

При этом сразу стоит заметить, что с общественным транспортом на Кольском дело обстоит не очень хорошо. До некоторых из перечисленных пунктов худо-бедно можно добраться пригородными автобусами, подстроившись под их замысловатое расписание. До других – например, в Кузомень или на Рыбачий – общественный транспорт не ходит вообще. Аренда машин на Кольском тоже, мягко говоря, не очень развита, а потому безболезненно можно путешествовать только на собственном автомобиле (прибавляйте расстояние до Кольского от своего места жительства). 

Ещё один нюанс состоит в том, что для оценки времени, нужного на передвижение из пункта А в пункт Б, совершенно недостаточно разделить приведённое количество километров на 100 и даже на 60. Такой подход работает только там, где есть хорошие трассы и идеальная погода. То есть примерно только летом на трассе «Кола». В остальных местах возможны любые варианты от просто плохого асфальта до каменистой тундры и бродов (п-в Рыбачий) и песков (Кузомень). То есть во многих местах реальная скорость передвижения будет 20-40 км/ч, плюс риск сломаться и/или застрять. 

Для туристов эти обстоятельства, по большому счёту, лишь вопрос удобства, а самое большее, чем они рискуют, -- это неудавшимся путешествием. Для местных жителей протяжённость и качество дорог напрямую связаны с качеством жизни, а в предельных случаях становятся вопросом жизни и смерти. Более-менее серьёзную медицинскую помощь на всех ста тысячах квадратных километрах Кольского полуострова можно получить только в Мурманске, и даже простейшая сдача анализов или лечение кариеса для жителей многих посёлков означают 100-150 км пути. Даже за квалифицированной ветеринарной помощью для собаки мне приходилось ездить за 120 км. 

Но дело не ограничивается одной лишь протяжённостью и качеством дорожного покрытия. Дороги Кольского – это не сферический конь в вакууме, они существуют в природных условиях Заполярья, и это обстоятельство во многих случаях оказывается самым важным.

  

Это Север, детка

Это север.jpg

  31 декабря, дорога через перевал на трассе Кандалакша-Умба. Полдень. Рассвет. Фото автора. 

 

В 2012 г. дороги Кольского прославились на весь мир по весьма грустному поводу: на 1128-м километре трассы «Кола» автомобилист сбил японского велосипедиста Харухису Ватанабэ, который скончался от полученных травм. Ватанабэ был известным человеком: он установил рекорд по скоростному спуску с вершины Фудзиямы, совершил самый быстрый велопробег вокруг Тибета, покорил самые высокие горные вершины семи континентов. Мировая общественность горевала и дружно осуждала виновника трагедии – местного автомобилиста. И только такие же местные автомобилисты понимали, что в случившейся трагедии виноват и сам Ватанабэ. Потому что несчастный случай на дороге произошёл не когда-нибудь, а 26 декабря. У знающих, что такое дороги Кольского 26 декабря, был только один вопрос: какого черта японца понесло на Кольский именно в это время?! И дело даже не в двадцатиградусном морозе, хотя он, понятно, не облегчал путешествие. 

Декабрь на Кольском означает, что световой день длится всего около двух часов. Автомобильные дороги за пределами населённых пунктов не освещаются. Обочины на них исчезают – они завалены снегом, да и сама дорога из-за снега сужается. Никаких велосипедных дорожек здесь, понятное дело, нет. Добавьте к этому большое количество подъёмов, спусков, поворотов и практически постоянный гололёд, и вы получите велосипедиста, который едет по проезжей части узкой, скользкой и тёмной трассы в условиях пониженной видимости. Ехать по такой дороге зимой на велосипеде -- безумный и неоправданный риск.

Казалось бы, это очевидно, а опытные путешественники должны заранее выяснять условия, в которые они отправляются. Но нет. Проходит всего три года, и в 2015 году на дороге под Мурманском машина вновь сбивает на этот раз корейскую велосипедистку Юджин Джонг. Когда? 11 ноября. Вопрос остаётся тот же: зачем она поехала на Кольский в самое тёмное время -- тем более после истории с японцем?

К счастью, на этот раз велосипедистка осталась жива и даже не получила серьёзных травм, но из этого не следует, что подобные эксперименты стоит повторять. 

Памятный знак.jpg

  Памятный знак, установленный на месте гибели Ватанабэ с его фотографией, снятой на трассе "Кола" незадолго до гибели.

Корейская велосипедистка Юджин Джонг на трассе под Мурманском.

 

 Экстрима для водителей на зимних дорогах Кольского хватает и без велосипедистов. Учитывая расстояния, о которых мы говорили выше, и то, что светлое время длится всего два-три часа, большую часть поездок приходится совершать в темноте. И это продолжается около трёх месяцев: с ноября по январь. А зимняя погода на Кольском -- снег, лёд, отрицательные температуры – продолжается существенно дольше: примерно с октября по май. По разному в разных районах, но человеку непривычному мало не покажется нигде. Однажды моя питерская знакомая, водитель с огромным стажем езды по бездорожью, ехала через наш кандалакшский перевал. Она до сих пор вспоминает этот опыт как один из самых страшных в своей жизни, поскольку «перевал был прекрасной бобслейной трассой, покрытой толстенной коркой льда», а улететь с него можно было только в двух направлениях: либо на встречку, либо в пропасть. Дело происходило в конце марта…

Перевал.jpg

    Кандалакшский перевал в первых числах ноября. В это время с одинаковой вероятностью он может оказаться таким, как на той или другой фотографии. Фото автора. 

 

Хотя этот перевал на пути из Кандалакши в Умбу является частью одной из «цивилизованных» дорог Кольского, которую регулярно чинят, чистят и подсыпают песком, страшно на ней бывает часто. А по гололёду длинный, хотя и довольно пологий подъём на перевал удаётся одолеть не каждой машине. Между тем, это единственная дорога, по которой можно попасть на Терский берег: через неё идёт всё снабжение, ездят на работу, на дачу, домой люди, ходят рейсовые пригородные автобусы. Старожилы рассказывали мне, что ещё лет тридцать назад в зимнее время билеты в пригородных автобусах, едущих по этой дороге, начинали продавать только после перевала. Сначала нужно было убедиться, что автобус на перевал заберётся, это удавалось не всегда. Сегодня автобусы с этой задачей справляются, а вот фурам приходится тяжело. Застрявшие на половине подъёма фуры встречаются всю зиму, и хорошо, если они просто не могут подняться. Бывает, что перегораживают дорогу или оказываются в кювете.

Фура.jpg

     Подъём на перевал от Кандалакши, начало ноября. Фура, которую занесло наверху перевала, конец марта. Фото автора.

 

Но и на ровном месте сюрпризов хватает. Кроме снегопадов, метелей, позёмки и гололеда надо быть готовым к туманам: почти в любом месте Кольского вокруг дорог много водоёмов. Особенно неприятно на полностью открытых местах, где лес не защищает дорогу от снега и ветра. Такой участок находится, например, в районе Мончегорска, прямо посередине трассы между Кандалакшей и Мурманском. Метели здесь бывают такие, что видимость падает до нуля и трассы приходится перекрывать. Всё сообщение между югом и севером полуострова останавливается.

Автобус.jpg

    Пассажиры выталкивают застрявший в снегу рейсовый автобус. Терский берег, январь 2018 г. Фото: Полина Заборщикова.

 

 

Дороги знаменитые и оригинальные 

Дорог, по разным причинам знаменитых и необычных, на Кольском немало. Расположены они на двух побережьях полуострова: южном и северном. По большей части они даже обозначены на карте как дороги, из чего совершенно не следует, что ездить по ним легко. 

На южном берегу, после того самого перевала, которому мы уделили столько внимания, начинается дорога на Умбу и далее, на Варзугу. Большая часть этой дороги сейчас заасфальтирована, меньшая представляет собой знаменитый красный грейдер. Красный он от преобладания в этом районе красных песчаников и дивно хорош собой, особенно в конце лета, когда обочины украшены цветущими пижмой и иван-чаем. Однако, кроме красоты, передвижение по красному грейдеру несёт с собой ряд неудобств: начиная от снижения скорости и заканчивая клубами пыли, окутывающими вас от каждой проезжающей машины. Те, кто совершил путешествие на Терский берег, опознаются с первого взгляда по красному оттенку, который приобретают их машины.

Грейдер.jpg

   Красный грейдер. Фото автора.

 

Красный грейдер заканчивается в знаменитой Варзуге. Однако если вам надо попасть в не менее знаменитую Кузомень, вас ждет встреча с совсем другой дорогой, которая, в отличие от красного грейдера, не является частью официальной трассы. От этой трассы Кузомень отделяют 17 км: часть их пролегает по лесной дороге, часть – по песчаной пустыне. Здесь уже может проехать далеко не всякая машина, а количество историй с застреванием в песках -- бесконечно. Между тем, в Кузомень ездят не только туристы. Здесь живут люди, которым надо возить продукты, почту, стройматериалы, ездить к врачам… 

Кузомень.jpg

   В районе Кузомени, а также на некоторых других участках Терского берега, дороги таковы, что гораздо удобнее оказывается проехать по месту, где дороги нет вообще: по берегу моря. Во время отлива обнажается широкая полоса песка – гораздо более ровная и плотная, чем все остальные дороги. Местные жители этим широко пользуются. Однако для успешного повторения аттракциона надо хорошо знать, на каких именно участках берега он возможен, а также в какое время будет отлив.

Отлив.jpg

   Автомобильное движение по берегу моря в отлив в районе Кузомени. Фото автора. 

 

Но и этим не исчерпывается тема оригинальных дорог Терского берега. За Кузоменью, дальше на восток, тоже есть посёлки: Чаваньга, Тетрино, Стрельна, Чапома, Пялица, Пулоньга. Добраться до них ещё сложнее, потому что от остальной части Терского берега они отделены широким устьем реки Варзуги, и тут уже не поможет наличие крутого внедорожника. Сюда можно добраться либо вертолётом из Умбы за весьма приличные деньги (для местных жителей льготный тариф, но цена всё равно ощутимая), либо переправившись через устье Варзуги на лодке или понтоне и двигаясь дальше на совсем уж брутальной технике.

Из рассказа очевидицы, впервые попавшей в эти места летом 2020 г.: «Про дорогу мне рассказывали, что она сложная, но я не представляла, что ГАЗ-66 будет «шагать» всеми четырьмя колёсами, как лапами, преодолевая крупные камни, и нырять в речки. Местами дорога выходила на берег моря, но ехать там можно было только в отлив. А для этого надо знать расписание приливов/отливов, чтобы не завязнуть и не уплыть. Перед селом Чаваньга надо было проехать по броду через одноимённую речку — мост есть, но навесной и не для тяжёлых машин. Поистине говорят, что дорога тут измеряется не километрами, а часами. 50 км мы ехали около четырёх часов…» (Наталья Спасская). В случае необходимости экстренной медицинской помощи отсюда можно выбраться только вертолётом. Первый медицинский вертолёт появился в Мурманской области только в 2019 г. и, насколько мне известно, существует в единственном числе…

Устье.jpg

      Общий вид Кузомени и устья Варзуги. Фото: Борис Вахмистров.

      Переправа машины через устье Кузомени. Фото автора.


  Продолжение следует.


  Автор: Александра Горяшко – биолог, писатель, историк науки. Более 40 лет работает на Белом море. Автор более 200 научных и научно-популярных публикаций о природе и истории Севера. Член Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним», Рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии, Союза литераторов России.






далее в рубрике