Арктика – территория инициации

Образование
11 Июня, 2021 | 12:09
Арктика – территория инициации

Автор фото Андрей Безлепкин, GeoPhoto.ru

«Пускай нелегко приходилось подчас,

И в трудностях много мы прожили дней,

Но дружба нас сделала в тысячу раз

Отважней и сильней».

Виталий Георгиевич Волович[1], «Песня о полярной дружбе»


                   

В жизни каждого человека бывают «ключевые события», влияние которых на нашу жизнь мы иногда можем понять только по прошествии многих лет, а то и десятилетий….

В 1973 г. я, по совету мамы, стал посещать занятия кружка юных натуралистов в Московском Обществе Испытателей Природы в зоомузее МГУ. Наш учитель – Анна Петровна Разорёнова – обещала, что наградой за усердие будет экспедиция на заполярный остров Ряшков в Кандалакшском заповеднике.

И вот 15 июня 1974 г. шестеро "моиповцев" -- Андрей Королёв, Сергей Власов, Ирина Жесткова, Катя Белан, Марина Крижевская и я -- ступили на землю таинственного острова моих отроческих мечтаний. Но проза жизни чуть не «потопила корабль» поэзии. На зачарованном острове надо было считать биомассу на литорали или наблюдать за повседневной жизнью птиц: и то, и другое было скучным для искателя приключений. Не для этого я рвался в заполярные дали! И, как по мановению волшебной палочки, судьба в лице Виталия Витальевича Бианки (ныне здравствующего ведущего научного сотрудника Кандалакшского заповедника), «круто повернула штурвал»: почему-то именно меня он выбрал юнгой. Далее строки из письма домой, сохранённого мамой Норавард Андреевной: «во вторник 18 июня у меня началась научная деятельность…я морской орнитолог… работаю вместе с Виталием Витальевичем Бианки и студенткой Олей. Бианки интересуется всеми птицами, а у нас с Олей узкая специализация: мы ищем гнёзда гаг, описываем их, кольцуем птенцов и взрослых».

«Муза дальних странствий» вела меня от Новой до Огненной земли, но это первое путешествие в Заполярье изменило навсегда и мою жизнь, и жизнь моих товарищей, и всех, кому посчастливилось прожить в Арктике хотя бы несколько недель.

В зрелые годы я пришёл к выводу, что такие ключевые события можно и нужно планировать, чтобы они способствовали воспитанию важных черт характера не у отдельных счастливчиков, а у целых поколений. Это имеет значение не только для каждой личности, но и для всего общества: страна  сильна  прежде всего своим народом, а не богатыми недрами.

Одна из важнейших проблем современного мира – ослабление и даже искоренение мужского начала. И Россия, а особенно Москва, – не исключение. Достаточно пройтись по улицам столицы, чтобы понять, что внешний вид и образ жизни значительной части подростков мужеского пола ведут к выводу, что Москва сейчас – это «Рим периода упадка». Многие из этих недорослей остаются инфантильными, формально перейдя рубеж подросткового возраста. Закономерное следствие этого – отсутствие смысла жизни, что проявляется в алкоголизме, наркомании, страсти к пустым развлечениям, безответственности, распущенности и т.д. и т.п.


                          Инициация или обряды перехода       

В здоровом обществе споры о необходимости мужской инициации  не  ведутся. Более того: сама окружающая среда, и, прежде всего, культура делают из мальчишек мужчин. Таким, например, был СССР с середины 30-х годов до начала 70-х. Тем не менее, даже «в старые добрые времена» инициация считалась обязательной. Её формы, содержание и структура, разумеется, различались в зависимости от эпохи, образа жизни этноса, профессионального кодекса чести и прочих обстоятельств. Но главное оставалось неизменным: суть инициации на первом этапе – публичная демонстрация способности безропотно и спокойно вынести испытания: боль, неприятные ощущения, трудности.

Например, популярный ныне безопасный аттракцион – прыжок вниз головой с моста (ноги привязывают к резиновому канату) – позаимствован у жителей острова Пентекост архипелага Новые Гебриды. Но инициируемые прыгали с высоких платформ с привязанными к лодыжкам лианами, и поэтому, во-первых, прыжок сопровождался сильной болью (лиана не растягивалась); во-вторых, всегда существовала вероятность обрыва верёвки при прыжке. Поэтому это испытание требовало мужества. Английский натуралист Дэвид Аттенборо, снявший документальный фильм об этой инициации, отмечает, что он видел седого мужчину, с которым все разговаривали как с ребенком, потому что он так и не решился пройти это испытание.

Испытание может быть и неприятным. Негласно инициации до сих пор практикуются в некоторых мужских сообществах, например, на флоте. Мой товарищ, в бытность старшиной 2-ой статьи Черноморского флота, рассказывал мне, что во время первого боевого похода новобранцы, согласно старинной традиции, должны были выпить в каждом из морей плафон (около 1 л) забортной воды. Никаких отговорок не принимали. И это надо было сделать не один раз, а в каждом из морей: Чёрном, Мраморном, Эгейском, Ионическом, Адриатическом и Средиземном! 

Рыцарская инициация состояла, среди прочего, в том, что накануне посвящения юноша должен был пойти в храм: бодрствовать у алтаря всю ночь и  молиться. Вообще, лишение сна, длительный пост, полное молчание -- иными словами, всё, что трудно и требует предельного напряжения воли, – наличествуют во многих инициациях2.

Всеобщность инициации свидетельствует о важности этих ритуалов перехода от детства к зрелости, от низкого статуса – к высокому, из старой группы – в новую. Как мы убедились выше, многие закрытые мужские общества до сих пор практикуют инициацию, закономерно считая её необходимой для того, чтобы новичок стал полноправным членом нового коллектива, а ветераны наглядно убедились, что он достоин встать в их ряды3. Этот опыт необходимо использовать и в наши дни для воспитания мужского начала, о чем и пойдёт речь далее.


                       Как  воспитать мужское начало?

Мужчина – это ум и воля. Необходимое и достаточное условие, говоря математическим языком, для развития этих качеств – трудности и их преодоление. В итоге формируется такая важная черта характера, как спортивность, которую нельзя полностью отождествлять с физической силой, ловкостью и атлетическим телосложением, хотя и это очень важно для мужского воспитания. 

Что же такое спортивность, без чего невозможно победить ни в военном сражении, ни на поэтическом турнире, ни в научной дискуссии,  ни в политическом противостоянии, ни на футбольном поле?  Во-первых, психология победителя: быть спортивным -- значит, строго  следуя правилам, преодолевать любое сопротивление как  самого неуступчивого противника, так и «материала». Умение извлекать уроки не только из поражений, но и побед; всегда учиться и совершенствоваться; уметь достойно проигрывать и не впадать в отчаяние; склонность к спартанству и пренебрежение к роскоши, добровольное самоограничение и внутренняя дисциплина, бодрость духа, готовность к внезапным переменам и неожиданным обстоятельствам4.  Если таких мужчин много, то и всё общество будет умным, сильным и здоровым. Спортивный народ никогда не выберет и не примет лидера, идеал которого – потребительский рай  компрадорского среднего класса.

К сожалению, такой психологический тип сейчас редок, потому что и реформы школы и вузов, и семейное воспитание, и содержание «молодёжного кино», и витийство модных блогеров – не только не способствуют превращению мальчиков в мужей, но и прямо препятствуют этому. У современного недоросля искусно с помощью различных психотехнологий вызывают гебефрению5, суть которой в том, что юноша начинает вести себя как капризный и непослушный ребёнок. Кроме того, их речь бессвязна, часто прерывается глупым смехом, замусорена нецензурной лексикой, пошлыми шутками и «приколами». Если к этому добавить детский стиль в одежде, бессмысленные наколки, низкий интеллектуальный уровень и отсутствие глубоких интересов -- напрашивается вывод, что гебефрения характерна для значительной части современных подростков и юношей.

Что противопоставить этому? Как воспитать ум и волю? Как организовать инициацию в современных условиях? Пройдена ли «точка бифуркации» или невозврата, как считают многие глубокие эксперты, с которым автор обсуждал эту тему? Но даже те из них, кто был к склонен к пессимистическому прогнозу будущего, не сомневались, что психологически грамотно организованная инициация принесёт большую пользу. Прежде, чем перейти к обсуждению принципов современной инициации, имеет смысл познакомиться с выводами выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова, изложенными в книге «Ум и воля военачальника»6. Великих полководцев отличают: практический ум, величие духа, повышение всех психических сил в атмосфере опасности, способность решаться, осторожная смелость, быстрота ориентировки и предвидение. Это идеал, к которому надо стремиться при воспитании ума и воли.


                         Где и как?

Все, кто были и трудились в Арктике, согласятся со мной, что полярные области как будто специально созданы для мужской инициации. Далее мы выскажем свои соображения о её главных принципах и содержании7. Мы предлагаем программу-максимум; её осуществление, конечно, невозможно без политической воли Кремля. И, как ни парадоксально, инициация должна быть очень привлекательной -- но добровольной. Права для прошедших её успешно (о чём далее) будут значительными, но решение пройти испытание принимает сам юноша. Это ни в коем случае не должно быть обязательным: в условиях современной России обязательность может привести к формализации, протестам так называемых правозащитников («долой милитаризацию»), родителей («не позволим издеваться над чадами») и т.п.

Основой инициации должна быть педагогика А.С. Макаренко: личность воспитывается в коллективе, активно участвуя в общественно-полезном труде. При этом цель коллектива – помочь каждому его члену развить все свои лучшие качества и свести к минимуму недостатки.

Как уже говорилось выше, структура всякой инициации включает два этапа: испытание и экзамен на умение самостоятельно выполнить ту или иную работу. Сама жизнь в Арктике требует напряжения всех сил, поэтому, полагаем, нет нужды в изобретении особых испытаний. Мы бы рекомендовали в качестве специальной меры – запрет пользоваться гаджетами в течение всего времени пребывания за полярным кругом. Местом могут быть многочисленные заброшенные или умирающие поселения. Возможно, некоторые из них будут возрождены, если излагаемая нами программа будет принята.

Предполагается, что инициация будет проходить по окончании 9-го класса и длиться два месяца. За это время под руководством опытных учителей и ветеранов-полярников юноши должны будут получить начальную подготовку по следующим предметам: управление яхтой, военная подготовка, строительство жилья, участие в научном проекте (например, изучение природы Арктики), искусство (по выбору: стихотворение, рассказ, фотоальбом, музыка или документальный фильм) и рыболовство. Экзамен принимается комиссией по каждому предмету отдельно, при этом экзамен по  научным проектам и строительству сдаёт коллектив. Досуг – научные и философские дискуссии, лекции специалистов, спортивные состязания и т.п. 

Что обретает юноша, пройдя такую инициацию? Добровольность не означает, что нельзя побуждать к принятию решения. Поэтому следует наглядно, используя литературу и фильмы, убедить, что испытания принесут добрые плоды. Что главным итогом будет преображение личности! Вместо одиночества в «сети» (ведь она не что иное, как виртуальная толпа) – верные друзья на всю жизнь. Совместные испытания сплачивают и рождают братство, которое отличается от «тусовки» так же, как любимая женщина от куклы. Пройдя испытания и даже искушения, каждый получит в руки верный внутренний «компас», который будет помогать находить верный курс в бурном и непредсказуемом «море жизни». И ты можешь с полным знанием дела, подобно героям Джека Лондона, провозглашать тост: «Выпьем за тех, кто сегодня ночью в пути. За то, чтобы  им  хватило пищи, чтобы собаки их не сдали, чтобы спички у них не отсырели!». Изнеженность сменится мужеством, самокопание -- уверенностью в себе, а не завышенной самооценкой (ахиллесова пята современной молодёжи)8. Наконец, прошедшие инициацию, должны получить не только преимущества при поступлении в вузы, но и видимый знак, понятный для всех и даже вызывающий зависть: например, право носить настоящий кортик как элемент парадной школьной формы9.

Существенно и то, что многие из прошедших испытание Арктикой будут  способны к подвижничеству, а значит, и стать «закваской» возрождения России. В  наше время духовный кризис значительно глубже и разрушительное того, о котором писал А.П. Чехов в некрологе Н.М. Пржевальскому: 

«В наше больное время, … когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определённой цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов  либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели»10.

Сила страны  определяется не «свободным рынком» и «либеральной демократией», а качествами граждан. Чтобы побеждать и стать лидером человечества – именно в этом предназначение России! – надо воспитывать мужчин, готовых совершить подвиг.


Автор: Андраник Грантович Сулейманян, канд.психол.н., главный редактор журнала «Всемiрный путешественник».


1 Знаменитый полярник. Основоположник медицины выживания в СССР

2 Подробнее М.Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М – СПб. 1998

3 Кстати, в СССР служба в армии и не флоте, высокие результаты в спорте (золотой значок ГТО), участие в восхождениях и трудных морских походах, научных экспедициях негласно приравнивались к инициации. Элементы инициации заметны и в обрядах полярников при пересечении экватора, описанных, например, Ю.Смуулом в «Ледовом дневнике».

4 Эти идеи великолепно изложены Р. Киплингом в стихотворении «Если».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

6 Первое издание книги вышло в 1943 г.

7 Автор будет благодарен за нелицеприятную критику, а также дополнения и уточнения.

8 Это закономерное следствие, как неправильного семейного воспитания, так и внедряемого в школьную практику Асмоловым «детоцентризма».

9 Запрет на обязательную школьную реформу под ложным предлогом «лишения индивидуальности» – хорошо продуманная психологическая диверсия мнимых реформаторов 90-х г.г.

10 http://chehov-lit.ru/chehov/public/n-m-przhevalskij.htm

далее в рубрике