Сейчас в Архангельске

04:40 2 ˚С Погода
18+

Эхо войны. История одного самолета: последнее пристанище Consolidated PBY Catalina на берегах Новой Земли

Долгий и непростой путь был уготован неведомому самолету, нашедшему последнее пристанище на холодных скалах Новой Земли…

Малые кармакулы История Великая отечественная война
Владимир Привалов
10 июля, 2022 | 12:32

Эхо войны. История одного самолета: последнее пристанище Consolidated PBY Catalina на берегах Новой Земли

Створный знак в окрестностях Малых Кармакул. Остров Южный, Новая Земля. Фото: Сергей Калабин


Под конец двухмесячной экологической экспедиции на территории полярной труднодоступной метеостанции Малые Кармакулы (остов Южный, архипелаг Новая Земля) в последних числах октября 2021 года выпал снег. Установился крепкий морозец, и мы — волонтеры экологической экспедиции — прекратили работы по уборке. Пользуясь долгожданной возможностью прогуляться, выдвинулись всем отрядом на самую дальнюю из доступных локаций. Посетили створные знаки, где до этого еще не были. Деревянная вышка с мощной расколотой линзой и нерабочим аккумулятором пряталась в глубине острова. Второй створный знак — массивный, сложенный из дикого камня — стоял на самом берегу. Казалось, перед нами призраки прошлого, уже отжившие свое, ненужные в современном высокотехнологичном веке. А как же: спутниковая навигация, судовые РЛС… Однако капитан «Профессора Молчанова» Сергей Викторович Хохлов обронил в разговоре, что и про старые створные знаки не забывают.

«Удобно», — коротко подытожил он.


22323.png

НИС «Профессор Молчанов» в заливе Моллера. Октябрь 2021. Фото: Сергей Калабин


Возвращаясь с прогулки, обнаружили могилу советских военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну. Неподалеку наткнулись на фрагмент крыла самолета. Близость к захоронению подсказывала: перед нами наглядное свидетельство боевого прошлого. Однако ажурная алюминиевая конструкция выглядела вполне современно и разительно отличалась от проржавевших бочек и прочих неказистых железяк, которых мы к тому времени уже натаскались изрядно.

Невольно закрались сомнения.

Чтобы разобраться в судьбе самолета, пришлось постараться. Конечно, уже после прибытия на Большую Землю. Огромную работу проделали знатоки-энтузиасты с форума «Полярной почты» (polarpost.ru). С высокой долей вероятности можно утверждать, что мы видели останки Consolidated PBY Catalina, американского патрульного гидросамолета, поставлявшегося в годы войны по ленд-лизу (всего около двухсот самолетов). На вооружение принят в 1935 году; в СССР по американской лицензии строился гидросамолет ГТС. Основные функции — дальняя разведка, охрана союзных конвоев, поиск и уничтожение подводных лодок противника.

Однако это еще не все!

Перед нами была не простая серийная Catalina, а уникальная, единственная в своем роде летающая лодка, удостоенная собственного имени — GUBA («шторм» на языке папуасов). Столь экзотично свой самолет прозвал доктор Ричард Эрчболд, который в 1937 году еще на этапе сборки купил Consolidated PBY Catalina в США для своей экспедиции в труднодоступные районы Новой Гвинеи.

Однако до папуасов «Губе» добраться было не суждено…

13 августа 1937 года в Арктике пропал самолет С. А. Леваневского с экипажем из шести человек. Прославленный летчик, один из первых Героев СССР, намеревался совершить перелёт в США (Фэрбанкс, Аляска) через Северный полюс. Незамедлительно были организованы поиски; они велись как со стороны советского побережья, так и с территории США и Канады.

В американском секторе Арктики в спасательной операции участвовал экипаж известного полярного лётчика Г. Уилкинса, для которого советское правительство решило приобрести подходящий самолёт. После непростых и настойчивых действий советских представителей самолет был выкуплен за 230 тыс. долларов. 19 августа Уилкинс вылетел на «Губе» на север Канады. Затем после безуспешных поисков летающую лодку разобрали и морем отправили в СССР, где самолет получил название USSR L-2 (L означает Леваневский).

Конечно, возвращаясь по побережью Баренцева моря под пронизывающим ветром с прогулки и проходя мимо раскуроченного крыла, мы и представить себе не могли, сколь долгий и непростой путь был уготован неведомому самолету, нашедшему последнее пристанище на холодных скалах Новой Земли…


333443.png

Фрагменты фюзеляжа Consolidated PBY Catalina в окрестностях Малых Кармакул. Фото: Сергей Калабин


После советской «прописки» Consolidated PBY Catalina передали полярной авиации; под обозначением Н-243 он эксплуатировался в отряде ледовой разведки Московской авиагруппы особого назначения Северного морского пути. К началу Великой Отечественной войны гидросамолет «Guba» входил в состав 118-ого отдельного морского разведывательного Киркенесского Краснознаменного авиационного полка ВВС Северного флота.

В июле 1942 года из-за неверной оценки британским Адмиралтейством полученных разведданых и губительного приказа первого морского лорда Дадли Паунда «конвою рассеяться!» происходит трагедия союзного конвоя RQ-17. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожаются поодиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. Эфир заполняют призывы о помощи. В результате действий противника 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн оказываются на морском дне, погибает 153 человека.


444454.png

Бывшая «Губа» у Северного морского вокзала в Москве. Архивное фото


Авиационный полк Северного флота осуществляет поиск рассеянных судов конвоя, а к Новой Земле отправляются два гидросамолета «Каталина» под командованием известного полярного летчика, Героя СССР, полковника И. П. Мазурука. Базируются летающие лодки в Малых Кармакулах. 26 июля после успешно выполненного задания они встают на ночную стоянку и дозаправку.

Одновременно вечером 26 июля 1942 года в залив Моллера скрытно входит немецкая подводная лодка U-601 (капитан-лейтенант Петер-Оттмар Грау) и в 22.30 погружается на перископную глубину. После осмотра рейда лодка ложится на грунт.

В 23.21 U-601 всплывает в надводное положение и открывает огонь из 88-мм орудия и 20-мм зенитного автомата. Первые же залпы превращают стоящие у берега самолеты в горящие обломки. В одном из самолетов находятся пилот М. И. Козлов и бортмеханик Ф. Ф. Перов. Первый успевает прыгнуть в воду и добирается до берега, а бортмеханику спастись не удается. Он погибает вместе с летающей лодкой. В течение следующих 20 минут Грау обстреливает строения на берегу, добиваясь значительных разрушений.

Кроме жилых зданий и складов промысловой конторы, уничтожено два склада полярной станции с продовольствием, спецодеждой, научным оборудованием и запчастями. Два снаряда угодили в помещение радиостанции, полностью выведя ее из строя. Всего было выпущено 44 снаряда из 88-мм орудия и 280 из 20-мм зенитного автомата. О масштабе разрушений косвенно свидетельствует тот факт, что после войны, в 1946 году, Архангельский облисполком выделяет средства на восстановление разрушенного становища Малые Кармакулы.

В последующем, в ночь на 1 августа подводная лодка U-601 торпедами топит советский пароход «Крестьянин», следовавший без груза из Малых Кармакул в Хабарово. Погибает пять членов экипажа парохода и два пассажира (раненые во время недавнего нападения U-601). Есть некая высшая справедливость в том, что U-601 в феврале 1944 года была потоплена в районе Лофотенских островов глубинными бомбами той же «Каталины» — но уже британских ВВС.

Таким образом, в результате вражеского обстрела Малых Кармакул погибло четверо человек; из них двое покоятся в обустроенном захоронении на высоком берегу Баренцева моря. Личность Неизвестного Солдата установить не удалось. Второй павший — бортмеханик Перов Федор Федорович.

Вечная память погибшим защитникам Отечества!


***

Владимир Привалов, специально для GoArcitc

далее в рубрике