Из 155 мероприятий Плана развития Северного морского пути выполнено 44
Об этом рассказал начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и СМП департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития России Олег Рой

Фото: Александр Романовский
Начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Северного морского пути (СМП) департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития России Олег Рой в ходе дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 18 июня отметил, что из 155 мероприятий Плана развития СМП к настоящему времени выполнено 44.
Кроме того, Олег Рой выразил суждение по поводу развития Трансарктического транспортного коридора: «По нашему мнению, международный трансарктический коридор от Калининграда до Владивостока должен стать дополнением к действующим сухопутным транспортным коридорам, как широтным, таким как Транссибирская железная дорога, так и меридиональным. Ну а с учётом национальных интересов Российской Федерации этот коридор должен функционировать в качестве национальной транспортной артерии, но с возможностью наращивания сотрудничества с дружественными странами, в первую очередь - Китаем и Индией»
В ходе заседания дискуссионного клуба ведущие эксперты, представители государственных органов и бизнеса обсудили ключевые проблемы и перспективы развития Трансарктического транспортного коридора (ТАТК). Участники встречи подчеркнули стратегическое значение коридора для экономики России, его роль в освоении арктических ресурсов и необходимость комплексного подхода к развитию инфраструктуры.
Трансарктический коридор как мультимодальная система
Михаил Григорьев, директор консультационной компании «Гекон», член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, подчеркнул, что ТАТК должен включать не только морские, но и железнодорожные, автомобильные и трубопроводные маршруты, что позволит создать гибкую и устойчивую транспортную систему.
Григорьев также отметил, что СМП не является альтернативой Суэцкому каналу, так как его основная задача — обеспечение освоения арктических ресурсов, а не транзитных перевозок. В условиях санкций развитие ТАТК как международного маршрута маловероятно, поэтому важно сосредоточиться на внутренних потребностях и логистике.
Инфраструктура и грузооборот
Александр Воротников (модератор заседания, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС) выделил необходимость развития инфраструктуры ТАТК, включая порты, железные и автомобильные дороги. Он выразил оптимизм относительно перспектив СМП, но призвал учитывать как текущие реалии, так и долгосрочные вызовы.
Андрей Криворотов, эксперт по арктическим проектам, обратил внимание на завышенные прогнозы грузооборота СМП и призвал к более реалистичному планированию. Он также предложил переориентировать проекты с экспорта на внутреннюю переработку сырья, что снизит зависимость от внешних рынков.
Эксперт по арктическому транспорту Софья Каткова («Морстройтехнология»), напротив, считает, что Арктика является ресурсным проектом, и размещение производств переработки ресурсов должно быть тщательно продумано с учетом рисков и близости к рынкам. Она отметила, что вектор развития сместился на юг, и необходимо учитывать растущую роль Китая, Монголии и других стран Азии. «Мы должны ориентироваться ещё на материковые нефтегазопроводы и думать "мелкими капиллярами". Ими мы быстрее достигнем цели, чем большими стратегическими движениями», – считает Софья Каткова, которая напоминает о большом количестве сухопутных пограничных пунктов в странах Азии.
Роль портов и регионов
Виктория Пестова, заместитель министра экономики Архангельской области, рассказала об успехах порта Архангельск, грузооборот которого вырос, несмотря на санкции. Она поделилась планами по строительству глубоководного района порта с грузовой базой 25 млн тонн, что усилит его роль в ТАТК.
Сергей Неустроев (первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха) отметил вклад региона в развитие СМП и подчеркнул необходимость синхронизации навигационных сроков с инфраструктурными проектами.
Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Александр Кугаевский предложил провести транспортную конференцию, на которой можно было бы обсудить реальные запасы ресурсов, спрос на грузовую базу и перспективы развития СМП с учетом всех факторов.
Инновации и альтернативные решения
Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, предложил использовать искусственный интеллект, например, ChatGPT, для сбора и анализа данных о ТАТК, что ускорит работу экспертов.
Татьяна Зикункова (Ассоциация производителей вездеходной техники) представила доклад о роли вездеходов в обеспечении транспортной доступности Арктики, отметив их экономическую эффективность и адаптивность к суровым условиям.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Вячеслав Марача акцентировал внимание на системном подходе к развитию ТАТК, учитывая глобальные риски и необходимость создания альтернативных маршрутов.
Участники встречи сошлись во мнении, что развитие Трансарктического транспортного коридора требует комплексного подхода, учитывающего инфраструктурные, экономические и климатические факторы. Ключевыми направлениями станут:
- Модернизация портов и создание мультимодальных логистических центров.
- Развитие внутренней переработки сырья.
- Интеграция инновационных технологий, включая ИИ и специализированную технику.
- Учет долгосрочных стратегических интересов России в Арктике.