Сейчас в Мурманске

16:36 -8 ˚С Погода
18+

Как живётся в Игарке зимой

К счастью, тёплые зимы на Крайнем Севере – явление редкое.

Северные города Игарка Жкх игарки Остров игарский
8 марта, 2023 | 14:15

Как живётся в Игарке зимой
Фото: Сергей Доля / GeoPhoto

Игарка – небольшой городок за полярным кругом, обычно зима здесь длится восемь месяцев, в октябре выпадает первый снег, в лучшем случае – в ноябре, а в мае начинается его активное таяние. Самые морозные месяцы приходятся на ноябрь, декабрь и январь. Климат континентальный. В течение двух первых месяцев лета солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре – январе наступает полярная ночь. Приезжим адаптироваться на Крайнем Севере непросто, дело даже не в низких температурах, а в отсутствии солнца зимой и полноценной ночи летом, но местные привыкли, хотя и им приходится сложно, особенно в декабре, когда редкие солнечные лучи освещают заполярный городок максимум четыре часа.

Сегодня по календарю март, и уже можно подвести некие итоги того, как Игарка пережила зимние морозы. До декабря температура воздуха была относительно комфортной, около –20 градусов, лишь изредка снижалась до –30°, однако в конце декабря произошло резкое похолодание до –40°, а январь «порадовал» игарчан более низкими температурами и густым туманом, редким водителям приходилось ориентироваться по свету фар встречных машин.   


Морозов ждут с нетерпением

Как ни странно, но игарчане очень ждут наступления сильных морозов, и чем раньше они начнутся – тем лучше. Как только столбик термометра достигает отметки –30° и ниже, начинается строительство зимней дороги до Прилук, а оттуда до Нового Уренгоя. Для жителей Туруханского района эта дорога жизненно необходима, по ней в город доставляются продукты питания и бытовая химия по приемлемым ценам, из Игарки они уже отправляются в Светлогорск и Туруханск. Если зима довольно тёплая, а такое было несколько лет назад, то строительство зимней дороги откладывается, и предпринимателям для обеспечения нужд города приходится завозить товар авиасообщением, тогда цены увеличиваются минимум в полтора-два раза в сравнении с зимним завозом автотранспортом. Однако ещё лет десять назад игарчане только так и жили: в магазинах скудный ассортимент товара и жутко высокие цены. Тогда зимней дороги ещё не было, её построили благодаря дочерней компании НК «Роснефть» ООО «РН-Ванкор», ранее ЗАО «Ванкорнефть». Дорога соединяет нефтяное месторождение с городом и пролегает через базу Прилуки, которая располагается на левом берегу Енисея и является перевалочной точкой для доставки грузов на Ванкоровский блок месторождений. Устройство и содержание автозимника от нефтяного месторождения до города Игарки и ледовой переправы через Енисей осуществляется за счёт средств ООО «РН-Ванкор». Соответственно, чем теплее зима, тем выше цены в магазинах; увеличивается и срок ожидания необходимого для работы груза на месторождении. К счастью, тёплые зимы на Крайнем Севере – явление редкое.


Отопительный период

Несмотря на обилие продовольствия на полках магазинов, зима для северян остаётся суровым испытанием – как правило, руководство города и специалисты коммунальной сферы к новому отопительному периоду начинают готовиться тогда, когда ещё текущий не завершён: заключаются контракты на закупку топлива (в Игарке это уголь), приобретаются необходимые материалы, запасные части, летом большое внимание уделяется ремонту основных коммунальных объектов и жилого фонда, чтобы пережить зиму с минимальными неудобствами, а лучше вообще без таковых. Вот и к отопительному периоду 2022–2023 гг. готовились основательно, правда у дирекции муниципального заказа (городское ЖКХ) из-за нехватки денежных средств возникали трудности в приобретении и доставке в город угля; благодаря совместной работе с властями проблему удалось решить. Топливом город обеспечен в полном объёме, если дальнейшая зима будет такой же, как в феврале/марте, а сейчас столбик термометра стабильно держится на отметке –15°...–17°, то, может быть, часть угля останется и на следующий отопительный период.

В январские морозы аварийных ситуаций на объектах дирекции муниципального заказа допущено не было, генеральный директор МУП УК «Дирекция муниципального заказа» Р.Ю. Жимкус в беседе с журналистами несколько раз отметил профессиональную и слаженную работу своего коллектива. Погода повлияла только на режим работы автотранспортной техники, приходилось делать перерывы, дабы не проморозить технику. «У нас действительно хороший коллектив, складывавшийся годами, большинство работников имеют большой стаж: десять, двадцать лет. Для нас это всё рабочие моменты», – в очередной раз отметил Ромуальдас Юозасович. В зимний период в работе центральной отопительной котельной задействованы два котла, третий в резерве. Такого количества достаточно для обеспечения теплом жилого массива второго микрорайона и части домов микрорайона первого. Температура сетевой воды при выходе из котла зависит от температуры наружного воздуха. Чем ниже температура на улице – тем выше температура теплоносителя и наоборот. В январе температура сетевой воды на выходе достигала 75 градусов.

Когда сильный мороз стоит более недели, дома промерзают даже при горячих батареях, и в квартирах, где обычно жарко, становится свежо; а что если батареи еле греют? В январе в многочисленных городских группах одного из известных мессенджеров стали появляться жалобы игарчан о том, что дома очень низкая температура, и, чтобы согреться, им приходится вооружаться тёплыми свитерами (желательно двумя), тёплыми носками и валенками! Как же так, ведь ЦОК работает исправно, температура сетевой воды на выходе довольно высокая? Одно из предположений – неисправные инженерные сети в многоквартирных домах. А это уже зона ответственности Управляющей компании МЭК. Причин, на самом деле, много, руководитель Управляющей компании А.И. Марачковский пояснил, почему некоторым игарчанам пришлось мёрзнуть: это недостаточно утеплённый цоколь, забитые стояки (слесарям приходилось их прочищать), старые оконные рамы, пропускающие холод, в некоторых домах было зафиксировано промерзание межпанельных швов, в этом случае холод буквально «сочится» из стен. Также из-за сильных морозов в разные дни в нескольких жилых домах произошло перемерзание холодного водоснабжения, на несколько часов люди остались без воды. Сотрудники «управляшки» старались оперативно решить возникшие проблемы, на разморозку и сварку труб потребовалось максимум четыре часа, однако и этих часов хватило, чтобы вызвать у жителей недовольство: кто-то не мог приготовить обед, кто-то помыть ребёнка, сходить в уборную. Это не игарчане такие скандальные, просто на Крайнем Севере любой сбой в «системе» (в данном случае – в жилищном хозяйстве) воспринимается очень остро, суровые условия жизни вынуждают сурово смотреть на вещи.   

Антон Иванович Марачковский возглавляет жилищную организацию с ноября и, соответственно, как руководитель впервые столкнулся со всеми «прелестями» истинной заполярной зимы, поэтому уже сейчас задумался о планах работы в летний период, чтобы подготовить жилой фонд так, чтобы минимизировать для игарчан последствия жгучих морозов в следующем году. А без морозов наши зимы практически не проходят.


Островитяне

Основной жилой массив в Игарке составляют кирпичные здания, однако на острове, там, где находится аэропорт, есть частные дома, в некоторых люди живут круглогодично. Некогда здесь был целый посёлок, множество людей предпочитали шумному городу (а Игарка когда-то была таковой) тихую, размеренную жизнь вдали от суеты, выращивать овощи на огородах, держать скот. Однако время идёт, дома ветшают, кто-то переехал в город, кто-то уехал, но некоторые не изменяют своим правилам и продолжают жить вдалеке от магазинов, социальных объектов, автозаправочной станции. Но жизнь эта с каждым годом становится тяжелее. В прошлом году на острове закрылись единственная котельная, которая обогревала жилые дома, и Игарское предприятие сельского хозяйства и животноводства (о закрытии самой северной в Красноярском крае сельхозорганизации мы писали в прошлом году, игарчане до сих пор болезненно воспринимают эту утрату). Мотивы принятия столь кардинального решения просты: содержать котельную, платить заработную плату людям ради трёх-четырёх жилых домов не имело смысла, тем более что эти дома были признаны аварийными (проживающие на острове игарчане категорически с этим не согласны, но об этом ниже). Сегодня жителям для того, чтобы пережить зиму, приходится использовать электроотопление, которого их тоже могут лишить. Депутат Игарского городского Совета депутатов К.А. Новопашин, который курирует проблемы «островитян», пояснил, что опоры линий электропередач, расположенных на острове, находятся в аварийном состоянии. Депутаты города и района, а также сами жители острова Игарский ещё в прошлом году обращались к руководству городского коммунального хозяйства с просьбой о замене старых опор, но, как мы уже писали выше, тогда предприятие изыскивало средства на приобретение и доставку в город угля. Найдутся ли у игарской коммуналки деньги в этом году – большой вопрос, средства нужны немалые, объём работы большой, а дома, на обслуживание которых нужны эти деньги, признаны аварийными. Потянет ли такие расходы скромный городской бюджет и ещё более скромный коммунальный – большой вопрос, но К.А. Новопашин сказал: «вроде обещали». Вот это «вроде» тем более не внушает уверенности.

К вопросу о признании жилых домов острова «Игарский» аварийными. Основная часть граждан была расселена в город, однако остальная (малая) часть осталась в своих домах и бросать своё хозяйство не собирается, более того, с признанием своих домов аварийными игарчане не согласны и даже доказывали это в суде. Они утверждали, что заключение о степени износа их построек выполнено с нарушениями, и это подтвердили две судебные инстанции – Игарский городской суд и Красноярский краевой суд.



Жилой дом в старой части города: далеко не все жители деревянных домов рады переезду (фото 2018 г. из архива Н.Ю. Замятиной)


Для администрации островной вопрос довольно болезненный, и дело даже не столько в электроснабжении, сколько в социальном обслуживании. По закону все граждане страны должны быть в полной мере обеспечены медицинским обслуживанием и безопасным проживанием, а что сделать с жителями острова? На сегодняшний день проживает там несколько человек. Летом прошлого года заместитель главы города, а ныне градоначальник А.Р. Гайнетдинов пояснил краевым средствам массовой информации, что в условиях скромного дотационного бюджета город не может позволить себе дополнительные расходы на ту же очистку зимой дорог, да и ситуация со скорой медицинской помощью и пожарной безопасностью в паводковый период усложняется. То есть если что-то случится на острове, оперативно помочь будет проблематично. Пока вопрос с дальнейшим существованием жилого массива островной части остаётся открытым. Администрация решила бы проблему быстро и расселила людей, но одного желания муниципалитета мало, здесь важно учитывать и желание жителей, которые не собираются покидать дома, где они выросли сами и вырастили своих детей. В любом случае сторонам придётся прийти к какому-то компромиссу.


Раньше в школе сидели в шубе и шапке

В рамках подготовки к зиме в районах Крайнего Севера уделяется повышенное внимание ремонту образовательных учреждений, в Игарке летом был отремонтирован один из детских садов, капитально отремонтирована крыша и заменены окна в детско-юношеской спортивной школе; в общеобразовательной школе имени В.П. Астафьева с улицы перекрыт доступ под здание, где зимой постоянно «гулял» ветер, утеплены подвал, чердак, вентиляционные шахты, проведена ревизия всех окон. Несмотря на проведённые капитальные работы, от родителей учеников вновь стали поступать жалобы о том, что в школе холодно. Зданию уже более тридцати лет, и все эти годы во время учебного процесса дети мёрзнут, несмотря на ежегодные работы по утеплению и ремонту здания (автор этой статьи в своё время на уроках в шубе и шапке сидела). Однако, справедливости ради, по сравнению с прошлыми годами, в этом году жалоб со стороны населения было меньше.

Каждая зима в районах Крайнего Севера – это суровое испытание для его жителей: снега много, кислорода из-за плотности морозного воздуха мало, в лютый мороз легковые машины на городских улицах практически исчезают, люди пересаживаются на общественный транспорт, и в это время хочется самого простого – чтобы дома, на работе и в школе было тепло, светло и уютно.


***

Евгения Лукинцова, специально для GoArctic

далее в рубрике