Капитан-полярник Даниил Гаврилов: «Иду на рекорд!»

Валентин Юшкевич
27 Августа, 2020 | 05:36
Капитан-полярник Даниил Гаврилов: «Иду на рекорд!»
Фото: Елена Сильницкая


В 2010 году двадцатипятилетний петербуржец Даниил Гаврилов установил свой первый мировой рекорд. Вместе с командой яхты «Петр I», состоящей из шести молодых людей, он успешно совершил арктическую кругосветку. Спустя десять лет полярный капитан готовится к новому амбициозному испытанию – первым в мире на скоростной яхте в одиночку покорить Арктику, Антарктику и «Книгу рекордов Гинесса».

 

Даниил, наверняка этот вопрос задает тебе каждый, но без него не обойтись. Когда и как тебя позвало море?

– Первую половину своей жизни я прожил на Камчатке, а вторую здесь, в Петербурге. Поэтому считаю себя петербургским камчадалом. И когда мне исполнилось четыре, мой отец – военный моряк и заядлый яхтсмен – впервые взял меня на свою яхту. Это был красный фолькбот. Мне дали валик и поручили красить подводную часть яхты свинцовым суриком (такая оранжевая краска)… Наверное, именно с тех пор у меня непреходящая любовь к оранжевым яхтам. Поэтому можно сказать, что мое поступление в Макаровку на судоводительский факультет было предопределено. Как, впрочем, и параллельное получение прав парусного капитана.

 

А когда любовь к парусам окончательно взяла верх над современным флотом?

– Море меня всегда манило ощущением романтики и первооткрывательства. Но поработав в коммерческом флоте, я осознал, что все это достаточно приземленная история. Практически ничем не отличающаяся от офисной работы… Разве что на удаленке. И тогда я всерьез задумался о кругосветке.


2018-08-19-04-30-09-Edit.jpg

Фото: Елена Сильницкая

 

Задуматься – еще не значит реализовать. У тебя получилось. За счет чего?

– Наверное, за счет желания и веры в себя. Была идея, я ее придумал и стал искать денег. Мы всем рассказывали, что вернемся оттуда героями и предлагали стать нашими спонсорами. Кто-то отзывался, но все деньги давались в долг. Поэтому из той экспедиции ничего кроме славы и долгов мы не привезли. Потом еще лет пять рассчитывались…

 

Рассчитывались из каких источников?

– Мы вернулись из похода 14 ноября 2010 года, и на следующий же день я решил открыть компанию «RUSARC». Из Арктики вообще обычными людьми не возвращаются, а тем более, когда становишься капитаном-полярником. Поэтому решили использовать свои опыт и знания, развивая Русский Север. Придумали международную парусную регату «80-я параллель» по маршруту Санкт-Петербург – Архангельск – Земля Франца-Иосифа. Но, к сожалению, споткнулись о требования нашего законодательства. Для того, чтобы иностранная яхта зашла в наши внутренние воды, требовалось постановление правительства. И мы, как сувенир, дарили каждой яхте бумажку с подписью Владимира Путина (тогда он был премьер-министром). Если честно, так нельзя развивать арктический туризм. Мы побились с этим 3-4 года и ушли работать преимущественно в более спокойные места – Гренландию, Шпицберген, Антарктиду, где не требуется космическое количество бумаг и разрешительных документов.


I85F9651.jpg

Фото: Елена Сильницкая

 

И что из себя представляет ваша сегодняшняя бизнес-модель? Кто ваши заказчики?

– Мы организация сложной транспортной логистики в Арктике и Антарктике. Наш флот из двух яхт («Петр 1» и «Аврора»), а также шхуны «Амазон» работает с телеканалами, фотографами, научными и подводными экспедициями, просто туристами. Мы доставляем людей туда, куда им другими способами сложно добраться, или где не нужен большой корабль. И чем сложнее задача, тем интереснее. От простого созерцания северного сияния до ныряния вместе с касатками. Или вот, благодаря заказу одной крупной компании, организовывали съемку вейкбордиста в Антарктиде. Теперь каждое наше судно оборудовано резиновой моторной лодкой и вейкбордом для воднолыжного слалома. Никто в мире кроме нас такой услуги в высоких широтах не предлагает.

 

А что это за нашумевшая история с алыми парусами?

– Однажды мы выполнили пожелание клиента. Молодой человек из Петрозаводска решил сделать красивое предложение руки и сердца своей девушке. Для этого использовал нашу яхту, специально убранную для этого алыми парусами. Понятно, что у девушки не было ни одного шанса для отказа, а мы сделали этот цвет своей фирменной фишкой. Поэтому если увидите фотографии парусника под алыми парусами на фоне айсбергов, то знайте – это точно мы.


_MG_6711.jpg

Фото: Елена Сильницкая

 

Казалось бы, тебе есть чем заняться. Тогда откуда родилась идея одиночной кругосветки?

– Сам я стараюсь ходить преимущественно в сложные экспедиции, и обычно четыре месяца в году провожу в Арктике, и столько же в Антарктике. Но из-за пандемии вынужденно задержался на берегу дольше обычного, и меня начала одолевать эта мысль. Хотя, если совсем объективно, то для успешного похода мне нужно было набраться необходимых опыта и знаний. Я не задумывался о нем ни семь, ни пять лет назад и решился только тогда, когда почувствовал себя полностью к нему готовым. Это чрезвычайно сложный проект. В подобную автономную кругосветку без остановок никто никогда не ходил.

 

Уж если мы заговорили о сложностях то, что для тебя является наиболее важным и проблемным в подготовке?

– Я профессионал в высоких широтах и там меня ничему учить не надо. А вот научиться быстро ехать и спать на гоночной яхте – это да! Именно над навыками одиночного управления лодкой и контролем над сном мы сейчас работаем. Есть разные методики, и скоро мы перейдем к их отработке в полевых условиях. Плюс, штудирую опыт яхтсменов знаменитой регаты «Vendée Globe» (единственная в мире кругосветная регата яхт-одиночек, которая проводится 1 раз в 4 года – В.Ю.).

 

I85F7345.jpg

Фото: Елена Сильницкая


Ты уже познакомился с самой яхтой?

– Пока только в интернете. Это гоночная яхта класса «IMOCE 60» и у нее уже есть название – «Арктическая фурия». Она пока белая, но будет раскрашена под спонсоров и, скорее всего, иметь оранжевый цвет (улыбается). Такая яхта ходит в три раза быстрее, чем любая из моих лодок и может спокойно валить 18-20 узлов, то есть делать по 500 миль в сутки. Это очень много. Но при этом она карбоновая и не предназначена для столкновения с подводными объектами, которых на моем пути будет достаточно. Поэтому используем современные пленки для защиты корпуса, пера, киля. Также возьму с собой запасные детали. Но, при этом нужно выдержать вес. Это же гоночная лодка, и она хороша своей скоростью.

 

Правильно ли я понимаю, что вопрос безопасности стоит на одном из первых мест?

– Безопасность – принцип работы нашей компании. Ведь мы несем ответственность за людей в не самых спокойных водах. Я вообще не отношусь к своему предстоящему походу как к экстриму. Скорее, как к сложному проекту, который могу выполнить, будучи профессионалом. И всякие экстремальные истории, как люди попали в какую-то передрягу и едва не попрощались с жизнью – это все не про меня. Потому, что мы опираемся на выверенный расчет, его правильное исполнение и гордость за результат. При этом используем и собственные технические решения. Например, на «Петре I» уже стоит наш опреснитель морской воды. Или вот сейчас разрабатываем технологию, которая позволит научить судно возвращаться за человеком, выпавшим за борт.


Rusarc-Drone-3.jpg

Фото: Елена Сильницкая 


То есть по факту, ты идешь в кругосветку один, но тебя поддерживает команда обеспечения?

– Вообще-то в нашей компании работает около 30 человек, но непосредственно в мой береговой штаб войдет человек пять. В нем будут профессиональный метеоролог, врач и, конечно, капитан равнозначный моему опыту, с которым в режиме диалога я смогу координировать свои действия. Ведь полгода одиночного плавания я буду находиться в состоянии постоянного стресса. Однако, все советы будут носить рекомендательный характер. Последнее слово остается за мной.

 

Как будет пролегать маршрут?

– Конечно, во всех смыслах правильно будет стартовать в Санкт-Петербурге, далее пройти всю Балтику, Скандинавию, затем по Северному морскому пути до Канады, оттуда намереваюсь спуститься через Атлантику, вниз до мыса Горн, опоясать Антарктиду и финишировать на том же мысе Горн.


I85F6409.jpg

Фото: Елена Сильницкая

 

А что с питанием?

– У нас на каждой лодке трудится профессиональный шеф-повар, поэтому переключиться с «высокой кухни» на сублиматы будет непросто. Но я попрошу закатать в банки какие-нибудь праздничные обеды, хотя бы из расчета раз в неделю. А так, все питание «до последней печеньки» загрузим здесь в Петербурге.

 

Тебе важно попасть в «Книгу рекордов Гинесса»?

– Не буду скрывать, да. Это очень сложное и затратное предприятие, поэтому будет правильно, если не только я, но и наша страна получит от моего рекорда максимум. Лично мне будет, что рассказать потом внукам, а весь мир узнает, что именно русский капитан взял эту высоту. Мы, кстати, не обратились ни к одному зарубежному спонсору. Я считаю, что наш проект должен делаться в России.


I85F9031-HDR.jpg

Фото: Елена Сильницкая

 

А как реагирует на твои сборы и постоянные походы семья?

– Мы с женой – профессиональным фотографом – семь лет назад познакомились именно в таком походе, и раньше «24 на 7» проводили в экспедициях. Сейчас, когда у нас трое детей, она вынуждена часто оставаться на берегу, но очень скучает по морю. Мы, к слову, венчались в православной церкви Святой Троицы, которая стоит в Антарктиде. Для нас было очень важно совершить обряд именно там. А что касается детей, то, по возможности, берем их с собой в экспедиции, но насильно в полярники не обращаем. Каждый выберет свой путь осознано и самостоятельно.

 

На какую дату запланирован торжественный старт? И, вероятно, с воздушными шарами, оркестром и бутылкой шампанского, разбитой о борт «Арктической фурии»?

– Я уже говорил, что яхта карбоновая, поэтому никаких краш-тестов (улыбается). Все будет очень просто – Летом 2021 года я на причале у набережной лейтенанта Шмидта получу напутствие команды, берегового штаба, семьи и «Полный вперед!»

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике