Сейчас в Архангельске

14:16 -7 ˚С Погода
18+

Кто отвечает и платит за свалки? Нужны новые законы, в том числе и для арктических экопроектов

Конституционный суд разрешил муниципалитетам не платить за уборку бесхозного мусора.

Экология
Анна Щетинина
2 июня, 2023 | 18:30

Кто отвечает и платит за свалки? Нужны новые законы, в том числе и для арктических экопроектов
Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области


Судебный прецедент

Муниципалитеты не должны платить за уборку бесхозных свалок на неразграниченных земельных участках, находящихся в государственной собственности. Такое решение провозгласил на этой неделе Конституционный суд (КС), сославшись при этом на новые положения Конституции о единстве публичной власти. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мусора, – сообщает Коммерсант.

Поводом для судебного разбирательства стали жалобы администраций города Кодинска (Красноярский край) и Новосибирского района Новосибирской области. Муниципалитеты были не согласны с тем, что их обязывают убирать свалки на принадлежащих государству территориях, – ведь такие полномочия не подкреплены соответствующим финансированием.

На данный момент закон об МСУ и Бюджетный кодекс прямо запрещают муниципалитетам участвовать в отправлении государственных полномочий и решать вопросы, отнесенные к компетенции органов гос­власти, за счет местных бюджетов. Это противоречит конституционному принципу самостоятельности МСУ и нарушает принцип единства публичной власти, настаивали истцы.

Департамент природных ресурсов, земельных отношений и агропромышленного комплекса Правительства РФ в свою очередь напомнил, что источники финансирования таких работ вообще-то определены: на устранение вреда, нанесенного свалками природным ресурсам, муниципалитеты вправе использовать доходы от участков, собственность на которые не разграничена, а также платежи в счет штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, 60% которых идет в муниципальные бюджеты.

Кроме того, государство оказывает активное содействие местным властям в борьбе с мусором в рамках федерального проекта «Чистая страна».

Однако Конституционный суд пришел к выводу, что такой механизм нельзя признать действенным: он не позволяет учесть размер свалки, доходы местного бюджета, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.

Пока вынужденные бороться со свалками в одиночку муниципалитеты победили и рассчитывают, что не останутся без финансирования, но проблема в законодательстве об уборках территорий остается актуальной.


p5xdgcd3m9x456vyfnnw97y2jc524ucr.jpg

Фото: пресс-служба Правительства ЯНАО

Мнение эксперта

Александр Закондырин, руководитель экологического движения «Альянс Зелёных», председатель Общественного совета Минприроды РФ и Комитета по природопользованию и экологии Торгово-Промышленной палаты РФ, высказал свое экспертное мнение: «Главная проблема с реализацией федерального проекта «Чистая страна» для многих регионов – разработка сметно-проектной документации. По российскому законодательству этим должны были заниматься муниципалитеты, где находились несанкционированные свалки. Причем, если говорить про «Чистую страну», то речь идет о землях населенных пунктов.

При этом в планах российского правительства развитие этой деятельности лежит в рамках стратегической инициативы «Генеральная уборка», которая будет идти до 2030 года и там будет большее количество объектов. В этом плане решение Конституционного суда является прецедентом, который повлечет изменение российского законодательства в части того, кто и за какие деньги должен это все заказывать.

Муниципалитеты правы, что требовать от них подготовки проектно-сметной документации по объектам, которые им не принадлежат, за деньги, которых у них нет, невозможно. Должен быть продуман нормальный механизм финансирования этой деятельности. После того, как будут приняты соответствующие поправки и определены источники финансирования (в первую очередь, это «окрашенные» платежи, во вторую – межбюджетные трансферты, которые будут отправлять в регионы и муниципалитеты), эта деятельность станет более осмысленной и рациональной».


photo_5384519998879416192_y.jpg

Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области


Опыт эковолонтерства

Проблема с законодательством, касающегося этой темы, актуальна не только для властей захламленных районов.

Руководство федерального проекта «Чистая Арктика» еще в сентябре 2022-го довело до президента РФ проблему в законодательстве об уборках территорий, из-за чего волонтёры вынуждены невольно нарушать нормы права, – рассказал РИА Новости член федерального штаба проекта Андрей Нагибин в феврале этого года.

«Например, собрав отходы в одном месте перед тем, как их вывезти, мы создаем условную несанкционированную свалку. То есть, делая благое дело, волонтеры формально нарушают закон», – сказал Нагибин.

По его словам, такая проблема касается всех волонтерских действий по очистке территорий в России.

«Надеемся, что наши предложения будут проработаны, и пробелы в законодательстве устранят», – добавил Нагибин.


bbgRP-76wb0.jpg

Фото: Чистые игры / vk.com


Арктические экопроекты

В АЗРФ сейчас работает много экологических проектов, занимающихся уборкой захламленных земель.

«Чистая Арктика» – федеральный проект по очистке арктической территории от накопленных с советских времен отходов. За два года волонтеры проекта очистили около 340 гектаров и убрали почти 5 тысяч тонн отходов.

Русское географическое общество совместно с Министерством обороны запустили проект «Арктика. Генеральная уборка». Участники экспедиции очишают от технического мусора территорию воинской части острова Кильдин Мурманской области и аэродром острова Врангеля на Чукотке.

Движение «Волонтеры Арктики» на протяжении 11 лет занимается очисткой арктических территорий. Оно является самым крупным в циркумполярном регионе и насчитывает порядка 680 участников из 13 стран. Экспедиционные проекты волонтеров проводятся при поддержке правительства ЯНАО, ТЭК, федерального проекта «Чистая Арктика» и НП «Российский центр освоения Арктики». Межрегиональная общественная экосоциологическая организация (МОЭО) «Зелёная Арктика» создана в 2014 году для привлечения и подготовки добровольцев из России и других стран к участию в проектах экологической уборки арктических территорий Ямало-Ненецкого автономного округа – в сотрудничестве с правительством ЯНАО, НП «Российский центр освоения Арктики» и ГКУ «Научный центр изучения Арктики». 

Инициатива «Арктический кубок чистоты» экопроекта «Чистые игры». Проект и его мероприятия финансируются за счет муниципальных контрактов, грантов, корпоративных заказов, спонсорских контрактов, иногда за счет госзакупок и краудфандинга.

Хотя экопроект «Чистые игры» существует 8 лет, первый масштабный чемпионат по сбору мусора в северном регионе прошел только в прошлом году. В нем поучаствовали жители 13 городов, ими было собрано 18 тонн мусора, 

Программа «Арктический волонтер» обучает жителей северных регионов инспектировать экологические нарушения на своих территориях. Программу, которая за 2022 и 2023 годы охватила большую часть арктических регионов, совместно проводят Росприроднадзор и Проектный офис развития Арктики при поддержке Всероссийского общества охраны природы.


далее в рубрике