Сейчас в Мурманске

09:33 1 ˚С Погода
18+

Отпуск на Таймыре. Промышленный туризм

Первый турист появился на Таймыре в 1928 году. И приехал он на велосипеде.

Туризм Природа Арктики Таймыр Промышленный туризм Аэропорт нежданный Карьер медвежий ручей

Отпуск на Таймыре. Промышленный туризм


Когда-то такие места, как Таймыр, называли Terra incognita, неизвестная земля. Из-за удалённости от любого очага цивилизации, непереносимого климата и отсутствия каких-либо коммуникаций, определённая часть полуострова оставалась белым пятном на карте мира вплоть до первой трети ХХ века. Не случайно последнее географическое открытие на планете было сделано именно на этих территориях – архипелаг Северная Земля был официально открыт только в 1933 году экспедицией Ушакова – Урванцева! Понятно, что такие загадочные просторы всегда манили не только служивых людей, типа ясачных сборщиков, или первопроходцев, но и многих авантюристов, а также просто любопытных и охочих до приключений граждан. Однако лёгкого доступа на Таймыр не было никогда. Помимо ужасного климата и бездорожья, затруднения были и политические, и экономические, и социальные. Даже сейчас далеко не все категории граждан могут просто так приехать на Таймыр.

Впрочем, человеку свойственно преодолевать разные трудности для удовлетворения собственного любопытства. Первый условный турист, в современном понимании этого слова, появился на Таймыре в 1928 году. Это был Глеб Травин – электрик с Камчатки, который на велосипеде (!) объехал за три года границы СССР, естественно, не миновав и Таймыр. Об этом даже была написана книга Александра Харитановского «Человек с железным оленем». Это факт можно отнести к числу курьёзов, однако показательных. И дело вот в чем. В первой половине ХХ века, когда туристы в нашей стране с увлечением осваивали просторы от Кавказа до Дальнего востока, красоты плато Путорана, например, были для них недоступны. Промышленное освоение Таймыра, режимность Норильлага, засекреченность многих объектов территории не позволяли энтузиастам даже думать о наших тундрах и горах.

Но и здесь были исключения. Если на Таймыр нельзя было попасть как туристу, то как профессионалу – можно! В 1930-е так делали многие. Например, журналист Евгений Рябчиков написавший впоследствии цикл статей в центральной прессе и книгу «Пламя над Арктикой», выбирая место для своих репортажей, настаивал на Норильске именно потому, что интересовался объектом не только в профессиональных, но и познавательных целях. Точно так же подошёл к выбору места работы молодой архитектор из Ленинграда Витольд Непокойчицкий, который вместе со своей женой Лидией Миненко специально попросились в 1938 году на работу на норильский комбинат, которого ещё фактически не было, чтобы иметь доступ к реликтовым горам и озёрам территории. Став первым главным архитектором города, Витольд Станиславович оставил нам не только множество архитектурных шедевров, но и живопись – пейзажи заполярной природы, а также описание своих путешествий. Заядлый охотник и рыбак, он в течение почти сорока лет жил и работал в Норильске и все эти годы посвящал своё свободное время природе, проложив не один десяток маршрутов. Аналогичных примеров можно привести ещё немало.

Учитывая все вышесказанное становится понятно, почему в конце ХХ века Таймырскую ойкумену освоили в основном спортивные туристы. Эти люди не зависят от туристической инфраструктуры, они автономны и не требуют комфорта. Им даже промежуточные остановки в гостинице не нужны. Самолёт, катер, ближайшее озеро плато Путорана и дальше по одному из многих десятков уже проложенных маршрутов, или по своему собственному до самых заморозков… А некоторые и зимой, в свирепые морозы! Палатки, печки, байдарки и другое снаряжение всегда с собой. Такие походы иногда кажутся невозможными, но на то он и спортивный туризм, чтобы ставить рекорды.


Гости промзоны

Сегодня ситуация изменилась, и кроме подготовленных туристов-категорийщиков на Таймыр едут простые граждане, наши с вами соотечественники, желающие посетить все мистические красоты «края тысячи озёр и водопадов». Поток таких туристов растёт в геометрической прогрессии, чему способствуют и антивирусные меры, и внешнеполитические проблемы. Кроме того, сами норильчане тоже проявляют всё больший и больший интерес к собственной территории. При этом важно, что сегодня речь идет не о пикнике на природе, уютно расположившись на одной из турбаз в окрестностях, но о настоящих туристических путешествиях разного формата и бюджета. Это, например, многодневные походы на катерах и вертолётах в самые сокровенные места плато Путорана, с комфортным отдыхом в глемпингах на дикой природе. Или автобусные и речные экскурсии одного дня к ближайшим водопадам, где бюджет совсем небольшой. Вариантов много! Организаторы экскурсий сегодня прокладывают и утверждают многие десятки новых маршрутов. Действующие на территории Большого Норильска туристические программы можно поделить условно на несколько категорий. Это – экологические, краеведческие, культурно-познавательные, рекреационные (отдыхательные), приключенческие и даже промышленные. Мы хотим рассказать о самых интересных из этих турпродуктов, поэтому начнем с самого необычного туризма ­– промышленного.

Путешествие в промышленной зоне (как действующей, так и заброшенной) относится к категории альтернативных турпродуктов и стремительно набирает популярность в последние годы. Любителей спуститься в настоящую угольную шахту или рудник, побывать на металлургическом производстве, особенно в плавильных цехах, а также посетить исторические промышленные объекты прошлого века становится всё больше. Интересно, что в конце прошлого века, когда доступ на такие территории был относительно свободен, желающих прогуляться, например, на кобальтовый завод практически не было. Разве что школьников иногда в рамках учебной программы иногда водили на заводы и фабрики Большого Норильска для общего понимания места проживания. Теперь все по-другому. Все переделы норильского комбината закрыты для посторонних, и попасть на них может только ограниченных круг лиц. О школьниках теперь и речи нет – слишком велика ответственность за возможные проблемы….

Запретный плод сладок! И приезжие туристы теперь мечтают попасть на производство, даже недействующее, и, что особенно важно, туда хотят попасть и сами норильчане. Ведь многие даже не представляют себе, как работает крупнейший комбинат цветной металлургии. Именно на этот новый и неожиданный социальный вызов и пытается ответить программа, которую разработали в Клубе исследователей Таймыра (КИТ) совместно с Агентством развития Норильска (АРН) и некоторыми предприятиями Норникеля. Вот только несколько предлагаемых маршрутов.


Автобусная экскурсия на один из самых крупных рудников открытых работ – карьер «Медвежий ручей»

Стараниями всех заинтересованных сторон нам удалось разработать безопасный маршрут на действующий рудный карьер, который разрабатывается с 1944 года и за это время стал одним из самых масштабных предприятий такого типа в мире! Его глубина сегодня около 500 метров, а диаметр – несколько километров. Охватить панораму этого гигантского карьера трудно даже взглядом. 


При этом предприятие действует и растёт с каждым днём. Активно передвигаются гигантские самосвалы, перевозящие сотни тонн руды за раз, работают карьерные экскаваторы и производятся регламентные взрывы. Именно поэтому иногда доступ на смотровые площадки запрещён, однако это не портит программу экскурсии. Дело в том, что рядом есть ещё один старый РОР – «Угольный ручей», разработки на котором прекратились ещё 1954 году, однако следы былого промышленного величия этот объект сохранил в полной мере.

Карьер далеко не единственный объект этой экскурсии. В 1948 году для работы на руднике было создано первое каторжное лагерное отделение ГОРлага – особорежимного трудового лагеря. Всего таких лагерей на территории Большого Норильска было шесть, и они наряду с семнадцатью лагерными отделениями исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) и многочисленными лагпунтами составляли НОРИЛЬЛАГ – основу строительства комбината и города в сталинский период. Мы посещаем остатки лагеря и посёлок «Медвежий ручей», созданный на вершине горы ещё в 1950-х и действующий до конца 1980-х годов. Жители этого места были практически отрезаны от Норильска и какой-либо цивилизации, жили автономно, и это наложило отпечаток и на образ жизни, и на поселковые объекты, аналогов которым просто нет. Некоторые из них сохранились по сей день. Здания посёлка были сложены из кирпично-бетонитовых блоков – одного из продуктов местного кирпзавода -- и отличались невероятной прочностью. Разрушить их было трудно, поэтому посёлок в большинстве своём сохранялся до недавнего прошлого. Там и сейчас, после реновации, осталось несколько домов – аутентичных свидетелей прошлого.

Кроме этого, в пути следования к основным объектам экскурсии, мы делаем несколько остановок, чтобы рассмотреть общую панораму промышленных переделов комбината, осмотреть памятник первой штольни и сделать потрясающие фото… 



Походная лекция на территорию старого сезонного аэропорта «Нежданный»

Это исследовательский поход на территорию военного и когда-то секретного аэропорта и воинской части, расположенных в девяти километрах от ближайшей дороги. Формат походной лекции предполагает длинный переход с частыми остановками и рассказом об истории конкретного места, с максимальным погружением в тему. Таким образом на территорию бывшего аэропорта туристы приходят уже максимально подготовленными и готовыми для самостоятельной атрибуции объектов, что гораздо эффективнее для них, в отличие от "просто лекции" и "просто похода".

Этот объект работал только зимой, а взлётно-посадочная полоса представляла собой замёрзшее торфяное болото. Сама природа создала всё необходимое для полосы аэродрома. Каждый год в декабре ровное, как стол, болото превращалось в надёжную взлётку длиной более трёх  километров, способную выдержать посадку тяжёлых грузовых самолётов. Это обстоятельство было тем более кстати, что располагалась полоса перпендикулярно действующей в тот период взлётной полосе в аэропорту Надежда, что находился в десяти километрах. Таким образом, приём самолётов был возможен при любом направлении ветра. 

Вначале зимний аэропорт «Нежданный» работал как военный, но был вынужден, из-за постоянных ветров и метелей, принимать и гражданские самолёты. На территории сохранилось немало аутентичных объектов середины прошлого века. Это – локомобиль, как энергетический центр всех построек, остатки зала ожидания, диспетчерской, гостиницы, столовой и ремонтной базы, где можно лично прикоснуться к самолётным крыльям и механизмам.

На территории сохранились даже спортивные снаряды и некоторая техника.

На обратном пути туристы делятся мнениями об увиденном, и выстраивают собственные версии многих событий, которые до сих пор остаются белым пятном в истории авиации Таймыра. Среди них -- загадочное крушение военно-транспортного самолета АН-12, который заходил на посадку 26 декабря 1962 года именно на аэропорт Нежданный, но разбился в горах Талнаха по необъяснимой причине…


Угольная история Норильска

Экскурсия проходит в двух форматах – или автобусная, или пешеходная. В её основе история горы Шмидта – одной из составляющих уникального норильского месторождения. Вся история норильского комбината связана с этой горой, которую норильчане называют Шмидтихой. В её недрах сосредоточены огромные залежи каменного угля разного качества, поэтому вплоть до 1970 года на горе работали десятки угольных шахт и сопутствующих предприятий. 

Одним из основных объектов посещения является закрытый в конце 80-х годов прошлого века посёлок Западный. Это образец автономного поселения середины ХХ века в Заполярье. На территории осталось ещё много показательных объектов. Кроме того, рядом находятся остатки одного из самых больших лагерных отделений Норильлага и самая большая заброшенная шахта № 24 (Западная-коксовая). Все эти объекты являются редкими для современного Норильска свидетелями промышленной истории, поэтому интерес к ним растёт с каждым годом.

На склонах горы есть сохранившиеся узкоколейные железные дороги, объекты центральной углесортировки (ЦУС) и многие другие «говорящие» руины. Во время пешеходной экскурсии мы поднимаемся почти до вершины горы, изучая промышленные постройки вертикального направления, а на автобусе добираемся до отдалённых объектов, куда доступ без транспорта труден. Важно, что попутно мы осматриваем панораму промышленной площадки и даём информацию обо всех основных переделах комбината. 



***

Это далеко не все экскурсии, которые сегодня мы предлагаем для любопытных горожан и туристов из других городов. Есть, например, общая обзорная поездка на автобусе по всем основным промплощадкам Большого Норильска, где можно узнать и о рудной базе Талнаха, и о металлургических заводах территории, и о сопутствующих предприятиях, вплоть до бытовых. Ведь мало кто знает, что в Норильске есть собственное мясное и молочное производство…

Учитывая растущий интерес к промышленному туризму руководство комбината и АРН даже разработали экскурсию в настоящий рудник. Это самых эффектный поход, впечатляющий самых искушенных туристов. Рудник «Ангидрит» принимает гостей далеко не всегда, нужно заранее готовить такую встречу, зато, побывав там, посетители получают массу новых для них эмоций. Устройство рудника, современные механизмы и способы добычи руды впечатляют сами по себе, а когда нашим гостям дают возможность самим управлять горнодобывающей техникой глубоко под землей, то эмоциям нет предела!

Сейчас, по инициативе АРН и с помощью администраций города и комбината, определено место для устройства смотровой площадки на горе Шмидта. Недавно мы провели для приглашенного из Санкт-Петербурга архитектора экскурсию, где рассказали подлинную историю нашего города. Надеемся, что эти знания положительно отразятся на концепции нового строения. Важно, что будущий туробъект предполагается всепогодным и многофункциональным, что для заполярного города очень важно. Мы с нетерпением ждём места, где летом будут видны все объекты промышленного Норильска, а зимой в уютной обстановке можно будет наблюдать за северным сиянием, не боясь лютых морозов.

Впрочем это уже другой вид туризма, о котором мы расскажем в следующем материале серии «Отпуск на Таймыре»

 

   Автор: Станислав Стрючков, ведущий специалист по связям с общественностью ФГБУ "Заповедники Таймыра", председатель правления Клуба исследователей Таймыра.

Фотографии автора. 

 

 



далее в рубрике