Россия и Финляндия: история взаимоотношений. Часть 3

Сергей Палагин
15 Июля, 2020 | 05:13
Россия и Финляндия: история взаимоотношений. Часть 3
Фото: kp.ru

Часть 1

Часть 2

 

Победа в войне, кроме глубокого морального удовлетворения и повышения международного авторитета государства-победителя, обязательно приводит к необходимости выплат проигравшей стороной крупных военных репараций. Финляндия, несмотря на «особую» роль во Второй мировой войне, не смогла пройти мимо и по окончании вселенской бойни обязана была компенсировать СССР военные расходы. Хельсинки в счет контрибуции в большом количестве передали Москве военные и гражданские суда, железнодорожный транспорт, сырьевые ресурсы. Для валютных выплат финны привлекали иностранные кредиты и гранты.

Для того, чтобы выплачивать обременительные военные долги, Финляндии пришлось в короткие сроки перестроить экономику страны с аграрной формы на индустриальную, что, безусловно, стало положительным аспектом жизнедеятельности государства, строившего послевоенную экономику в сложных условиях.

В 1948 году между Финляндией и Советским Союзом был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, который открыл новую веху в отношении стран. Москва и Хельсинки впервые официально договорились не только о мире между странами, но и сделали следующий шаг, обещав вместе защищать территории от внешних угроз. В 1948 году Советскому Союзу в этой просьбе было очень сложно отказать, прежде всего, странам, которые находились в непосредственной близости. Финляндия стала одним из немногих европейских послевоенных государств, которое имело общие с СССР границы и не встало на социалистический путь развития. Данное обстоятельство можно объяснить исключительно недосмотром Москвы или ее очень специфическим отношением к Хельсинки, но дело в том, что оккупационный режим Советской Армии никогда не распространялся на финскую территорию, что позволило ей остаться в списке стран «западной демократии», входя при этом в «сферу интересов» Советского Союза.

Следует отметить, что договор неукоснительно соблюдался сторонами до распада СССР в 1991 году и заложил основу экономического сотрудничества, ставшего важным элементом роста благосостояния финнов.

Начавшаяся вскоре холодная война стала очередным испытанием для Финляндии, которой приходилось ювелирно лавировать между «центрами силы» на западе и востоке. Маневр осуществлен блестяще, чему свидетельствуют несомненные успехи в экономике, наглядно продемонстрированные государством, которое смогло выйти на высокие показатели, сравнявшись в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия с передовыми странами Запада. Миру была явлена новая северная модель развития общества – государство всеобщего благосостояния.

Тесное сотрудничество Хельсинки с Москвой негативно воспринималось Западом, однако наличие общей границы Финляндии и Советского союза протяженностью 1300 километров стало весомым аргументом в пользу российско-финского экономического сотрудничества в рамках ЕАСТ и ЕЭС, что было официально санкционировано западными партнерами финнов.

«Особая» роль Финляндии, которая являлась своеобразным мостом между Западом и СССР в эпоху очень напряженной холодной войны, позволила Хельсинки стать эпохальным местом. Именно в Финляндии в августе 1975 года был заложен фундамент международной безопасности, когда руководители 35 стран из Европы и Северной Америки подписали заключительный текст Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.



Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 01.08.1975. Фото: ТАСС


Некоторые эксперты-международники напрямую связывают саммит в Хельсинки в 1975 и распад СССР в 1991 году, как звено исторической цепи длинною в 16 лет.

С окончанием эры СССР в Финляндию пришел глубокий экономический кризис, спровоцированный значительным уменьшением доли экспорта и неготовностью правительства к новым международным политическим реалиям. Значительно выросла безработица, промышленность, включая корпорацию Nokia, разваливалась, рос государственный долг.

В отсутствии гарантий со стороны России, финны обратили внимание на европейские структуры и стали искать счастье в Евросоюзе, куда страна подала заявку на вступление весной 1992 года.

Это было время создания Евросоюзом общего рынка и европейской безопасности, финны обрадовались ЕС, потому что ЕС широко улыбнулся финнам. В октябре 1994 году провели референдум, 58 процентов граждан Финляндии проголосовали «за вступление». 1 января 1995 года Финляндия стала членом Евросоюза. В 1998 году финский парламент утвердил решение о введении в стране евро, окончательно вступив в единый экономический и монетарный Европейский союз.



Монета 10 финских марок, выпущенная в 1995 году в честь вступления Финляндии в Евросоюз. Фото: newcoin.ru


В настоящее время Финляндия, являющаяся страной достаточно глубоко интегрированной в ЕС, активно сотрудничает с Россией в арктических проектах, причем станы нуждаются друг в друге, имея при этом хороший исторический опыт сотрудничества.

Финны не имеют арктической береговой линии, и формально не являются «Арктическим государством», однако активно работают в рамках группы по координации деятельности Финляндии в арктическом регионе, также в стране действует Арктический информационный центр Евросоюза.

Финны устремились в Арктику с нордической педантичностью, что обусловлено Государственной Программой и Государственной Стратегией Финляндии в Арктике. Документы содержат актуальные для страны направления деятельности, охватывающие широкий спектр компетенций, относящихся к финским интересам. Кроме общегосударственных проектов, направленных на безопасность и региональный суверенитет, защиту окружающей среды, развитие инфраструктуры и т.д., финны успешно пытаются занять судостроительную отрасль, а также лесную и горнорудную промышленность. Финляндия прочно укрепилась в арктическом регионе в качестве международного эксперта, предложения которого фиксируются в международных арктических документах и реализуются в практическом поле.

В освоении региона Россия является для не имеющих выхода в Арктику финнов приоритетным государством, предоставляющим возможность работать непосредственно в регионе в качестве надежного и технологически развитого бизнес-партнера.

В 2009 году в рамках Государственной Программы Хельсинки составили план действий в отношении России, где значительное место занимала арктическая тематика. При этом России предлагалось использовать сотрудничество с Финляндией для развития контактов в Евросоюзе и Арктическом совете.

Следующим шагом сближения стал проект кооперации стран Балтийского региона – «Сотрудничество в Балтийском море, Баренцевом море и Арктике на период 2013-2015 гг.», реализация которого направлена на финансирование различных форм сотрудничества стран ЕС (в первую очередь Финляндии) и России в арктическом регионе.

Каждая из сторон пытается продвигать свои интересы и видит партнера в качестве объекта своей политики, вместе с тем взаимодействие продолжает наращиваться как на государственном уровне, так и среди бизнес-структур.



Страны-участницы Арктического совета. Фото: Алексей Филиппов, РИА Новости


Финляндия не скрывала заинтересованность в участии разработки нефтегазовых ресурсов Арктики для последующей транспортировки сырья в Европу. Прежде всего финнов интересовали углеводороды Баренцева моря, находящиеся в пределах границ Норвегии и России. Финляндия выступила с инициативами проведения работ на шельфе, однако основным сектором российско-финского сотрудничества является судостроение – в первую очередь для нефтегазовой промышленности, где Финляндия является одним из мировых лидеров.

В период с 2017 по 2019 год Финляндия становится Председателем Арктического Совета и в качестве основных приоритетов своей деятельности заявляет совершенно европейскую повестку. Она состоит в охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия в северной полярной зоне, развитии коммуникационных сетей в регионе, увеличении количества метеостанций и т.д. Вместе с тем финны используют председательство в Совете и для расширения сотрудничества по арктической проблематике с Россией, увеличивая вектор взаимодействия, что положительно воспринимается российской стороной.

В настоящее время арктическая повестка в отношениях России и Финляндии занимает первостепенное значение, в том числе и в связи с предстоящим с 2021 года трехгодичным председательством Российской Федерации в Арктическом совете.

Стороны заверяют друг друга в намерении продолжить развитие всех «заряженных» проектов в рамках внешнеполитического вектора «Россия-Финляндия», несмотря на нахлынувшую пандемию.

Несомненно, положительным аспектом развивающегося арктического сотрудничества является насыщение процесса технологиями, среди которых значительное число занимают информационные и космические, а также «умный транспорт», включающий в себя автономное судоходство в регионе.

 

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic


далее в рубрике